Проектная деятельность как метод взаимодействия ДОО с семьями
статья
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Савинова Ольга Николаевна, воспитатель высшей категории.
Проектная деятельность как метод взаимодействия ДОО с семьями
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Вся наша жизнь – постоянное взаимодействие с окружающим миром: с группами людей,
государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопознание, взаимовлияние.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
"Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Виды проектов в ДОО:
Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские: Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые: Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные: Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. В процессе работы происходит обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Слияние трёх факторов «Дети-педагоги-родители» имеет огромное значение для всех участников проекта. А именно:
Родители:
♦ пробуждает интерес к познанию самих себя и детей;
♦ повышает их культурную компетентность в области воспитания;
♦ помогает преодолеть разногласия.
Педагоги:
♦ позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем;
♦ вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей;
♦ развивается личностная культуры сотрудничества.
ДЕТИ:
♦ получают возможность гордиться родителями и педагогами и принимать непосредственное участие в общем деле;
♦ сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо.
Реализация тесного и многоаспектного сотрудничества МАДОУ и семьи позволяет добиться следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
- гармонизация детско – родительских отношений;
- повышение уровня включения родителей в деятельность ДОО;
- эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, взамопонимание, общность интересов;
- участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;
- участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения.
В итоге: главным действующим лицом становится ребёнок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является важным посредником между ребёнком и родителями в гармонизации детско - взрослых отношений.
- Фадеева Е.И. «Семья и ДОО: развиваем сотрудничество» /ФГОС – работаем по – новому;
- Михайлова – Свирская Л.В. «Работа с родителями»/Работаем по ФГОС дошкольного образования;
- Кочетова Н.А., Жёлтикова И.А., Тверетина М.А. «Взаимодействие семьи и ДОУ»/Программы развития детско – родительских отношений;
- Репина Т. А. «Общение детей в детском саду и семье»;
- Нефёдов В.И. «Искусство воспитания в семье»;
- Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками»;
- Козлова С. А. «Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру».
[Введите текст]Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме: "Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей"
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детского сада о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детско...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей»
Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» 2017 год
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Выступление на тему : "Проектная деятельность ,как метод взаимодействия педагога и родителей"
В данной статье пойдёт речь о новых формах организации педагогического процесса в детском саду ,поиске новых форм совместной деятельности взрослых и детей....

Проектная деятельность как метод взаимодействия с родителями (семинар для педагогов)
Одним из путей решения проблемы вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ является внедрение эффективных технологий сотрудничества. Такой технологией является технология проектн...

Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада
Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада...