Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.
консультация (младшая группа)
Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_no_1.docx | 210.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние экспериментальной деятельности
на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков, 1995г.).
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания,
полученные самостоятельно, запоминаются надолго.
Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,
наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:
Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
Эксперимента без труда не бывает.
Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
Связь с ИЗО деятельностью.
Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
С чтением художественной литературы.
С музыкальным воспитанием.
Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –
ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать
предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей
познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.
В уголке экспериментирования должно быть:
- оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
- природный материал;
- коллекции веществ и материалов;
- приборы для проведения опытов;
- картотека опытов;
- алгоритмы проведения опытов;
- дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:
цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.
Формы экспериментирования могут быть различными:
совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
самостоятельная деятельность детей.
Цель эксперимента:
создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
сформировать интерес к исследованию природы;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Применение экспериментирования оказывает влияние на:
- повышение уровня развития любознательности;
- исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
- знания детей о неживой природе.
В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию.
Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии
и некоторые научные знания.
Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о
свойствах воды, мыла, растворимости веществ.
Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
пластмассовая игрушка;
камешек;
губка;
металлическая машинка.
Опыт: «Что быстрее растворится?»
морская соль;
мыло;
шампунь.
Кухня – тоже место для эксперимента.
Опыт: «Растворяется… не растворяется».
Что растворится, а что нет:
соль;
рис;
сахар;
мед;
сода;
мука.
Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду
и добавьте уксус.
Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:
Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,
накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития
детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"
Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"...
Консультация для родителей «Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»
laquo;Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»...
Консультация для родителей: "Значение конструирования для всестороннего развития ребёнка – дошкольника."
Конструктивная деятельность- важное составляющее в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.Предложить родителям игры с конструктором для детей 3-4 лет....
Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»
Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»...
О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника
О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника...
Родительское собрание «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника».
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место...
- Мне нравится (2)