Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.
консультация (младшая группа)

Иосафова Татьяна Николаевна

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_no_1.docx210.59 КБ

Предварительный просмотр:


Влияние экспериментальной деятельности

на всестороннее развитие ребёнка-дошкольникаhello_html_445e0813.jpg

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков, 1995г.).

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания,

полученные самостоятельно, запоминаются надолго.

Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,

наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:

Наблюдение – составная часть любого эксперимента.

Эксперимента без труда не бывает.

Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.hello_html_6e6078b.jpg

Связь с ИЗО деятельностью.

Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.

Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.

С чтением художественной литературы.

С музыкальным воспитанием.

Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –

ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать

предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей

познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

В уголке экспериментирования должно быть:

  • оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
  • природный материал;
  • коллекции веществ и материалов;
  • приборы для проведения опытов;
  • картотека опытов;
  • алгоритмы проведения опытов;
  • дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:

цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

Формы экспериментирования могут быть различными:

совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.

самостоятельная деятельность детей.

Цель эксперимента:

создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;

сформировать интерес к исследованию природы;

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);

стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;

активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Применение экспериментирования оказывает влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности;
  • исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
  • знания детей о неживой природе.

В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию.

Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии

и некоторые научные знания.

Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о

свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

hello_html_m68b011ef.jpg

Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:

пластмассовая игрушка;

камешек;

губка;

металлическая машинка.

Опыт: «Что быстрее растворится?»

морская соль;

мыло;

шампунь.

Кухня – тоже место для эксперимента.

Опыт: «Растворяется… не растворяется». 

Что растворится, а что нет:

соль;

рис;

сахар;

мед;

сода;

мука.

Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

и добавьте уксус.

Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития

детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"

Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"...

Консультация для родителей «Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»

laquo;Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»...

Консультация для родителей: "Значение конструирования для всестороннего развития ребёнка – дошкольника."

Конструктивная деятельность- важное составляющее в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.Предложить родителям игры с конструктором для детей 3-4 лет....

Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»

Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»...

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника...

Родительское собрание «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника».

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место...