Родительское собрание «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника».
консультация (младшая группа)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребенка. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны.
Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, но анкетирование показало, что родители мало уделяют своим детям внимания и поддержки, поэтому необходима методическая помощь в повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника».
Подготовила воспитатель
Второй младшей группы
Орехова Марина Ивановна
с.Нарышкино, 2021г
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребенка. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны.
Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, но анкетирование показало, что родители мало уделяют своим детям внимания и поддержки, поэтому необходима методическая помощь в повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Цель:
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.
-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
-формировать умение общаться с детьми.
Предшествующая работа:
1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
2.В ходе совместной деятельности изготовить приглашения для родителей.
3.Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» .
Ход собрания.
Добрый день, уважаемые родители. Я всегда рада видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть словами: «Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности
дошкольного развития ребенка»
(Н.Н.Поддьяков)
Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго.
Ребёнок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
Исследование даёт возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:
- Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
- Эксперимента без труда не бывает.
- Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
- Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
- Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
- С чтением художественной литературы.
- С музыкальным воспитанием.
Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.
В уголке экспериментирования должно быть:
- оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
- природный материал;
- коллекции веществ и материалов;
- приборы для проведения опытов;
- картотека опытов;
- алгоритмы проведения опытов;
- дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:
цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.
Формы экспериментирования могут быть различными:
- совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
- самостоятельная деятельность детей.
Цель эксперимента:
- создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
- сформировать интерес к исследованию природы;
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
- стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
Применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности;
- исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности
отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
- знания детей о неживой природе.
В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии
и некоторые научные знания.
Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ.
- Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет: пластмассовая игрушка; камешек; губка; металлическая машинка.
- Опыт: «Что быстрее растворится?» морская соль; мыло; шампунь.
Кухня – тоже место для эксперимента.
- Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет: соль; рис; сахар; мед; сода; мука.
- Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду
и добавьте уксус.
- Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:
Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,
накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности.
-Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой.
(родители совещаются и отвечают)
В.: Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов.
-Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения , поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов , явлений, действительности.
В.: С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"
Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"...
Консультация для родителей «Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»
laquo;Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»...
Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»
Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»...
О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника
О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника...
Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.
Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго....
Тема родительского собрания «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие детей»
Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка.Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, т...