Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития
консультация

Тимеркаева Наталья Владимировна

Воспитатель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, создание ситуации «успеха», сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей,

работающих с детьми с задержкой психического развития

      Воспитатель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, создание ситуации «успеха», сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

      Воспитатель должен обращать свое внимание на обогащение представлений об окружающем мире и дальнейшем развитии и совершенствовании сохранных анализаторов детей.

      Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

       Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с ЗПР. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных

слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

       Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятияи памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

       Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии со специалистами ДОУ.

       В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения.

На фронтальных занятиях

  • Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  • Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  • Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  • Осуществлять индивидуальный подход.
  • Сложные инструкции не доступны! Дробить задания на короткие отрезки
  • или предъявлять короткие инструкции.
  • Не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в
  • конце занятия.
  • Использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  • Применять красивую, яркую наглядность.
  • Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

На индивидуальных занятиях

  • Многократно повторять материала на занятиях.
  • Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  • Давать ребенку одноступенчатую инструкцию.
  • Не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  • Использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  • Применять красивую, яркую наглядность.
  • Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  • Помнить о том, что ребенок нуждается в большем количестве упражнений, чтобы освоить тот или иной способ деятельности.

Работа с родителями

      Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Речь педагога

  • Темп речи - слегка замедленный;
  • Внятность и четкость - не допускается проглатывание отдельных звуков,
  • невнятное произнесение согласных;
  • Выразительность - эмоциональная;
  • Громкость - негромкая;
  • Правильность - должна соответствовать языковым нормам;
  • Чистая - не допускается употребление в речи слов-паразитов;
  • Богатство – обогащать речь художественным словом;
  • Уместность – использование словаря с учетом возраста детей. Не допускается в старшем возрасте употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, ручки, ножки, чашечка и т.д.)

Повседневная речевая развивающая среда:

- оречевлять весь процесс деятельности ребенка;

- развивать предметный словарь посредством называния окружающих

предметов и явлений (например: это мяч, это шапка и т. д.);

- обращать внимание детей на словообразование (зашил-пришил- вышил;

снег – снежный, солнце – солнечный; подушка – под ушко);

- упражнять в употреблении пространственных предлогов в контекстной

речи и изолированно (положил на стол, возьми со стола, положи под стол,

спрячь за спину и т.д.)

упражнять в согласовании существительных с числительными и

прилагательными («У меня синий шар, а у тебя ….», желтое яблоко, красная

машина, 4 красных яблока);

- привлекать внимание к описанию предметов, в том числе используя

жесты-подсказки (показать руками большое - маленькое, высокое - низкое и

т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действова...

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Воспитателю, работающему с детьми с ЗПР, важно знать как можно больше о данной форме дизонтогенеза. А при проведении любого вида занятий или игр надо помнить, что мы решаем не только задачи общеобразо...

Методические рекомендации для родителей: "Взаимодействие с детьми, имеющими задержку психического развития"

  Проблема воспитания и развития ребенка с ЗПР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Род...

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Воспитатель, работающий с детеми ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен пом...

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития....