Рекомендации для родителей по развитию речи.
консультация (старшая группа)
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребенка со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию речи детей Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребенка со взрослым. Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
- беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т.д.);
- наблюдения за погодными изменениями;
- совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребенка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов. Развитие речевой моторики.
Для четкой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
1. «Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
2. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
3. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» - «кружечки».
4. «Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нѐбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
1. «Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счѐт, проделать движения до 15 раз.
2. «Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
3. «Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
4. «Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз. Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путем тренировки движений кистей и пальцев рук.
- Массаж руки: растирание, разминание и т.п.
- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа);
застегивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрешки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п. Изобразительная деятельность.
Раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
Графические упражнения.
Обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, кага-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.
- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т.п.
- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие словарного запаса.
- Игры, упражнения, задания. «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п. «Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п. «Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый … «Назови листья»: березы – березовые листья, клена – кленовый лист и т. д. «Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)» Юбка, колготки, футболка – одежда и т.д.
- Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:
- подбор синонимов к изолированному слову;
- объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
- замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
- составление предложений со словами синонимического ряда;
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию речи
В документе представлены рекомендации для родителей в виде брошюры...
рекомендации для родителей по развитию речи.
Предаставляется план - схема, для детей. Для обучения составлению рассказа....
рекомендации для родителей по развитию речи.
В помощь детям и родителям предоставляется схема по составлению рассказов о предметах...
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников....
Рекомендации для родителей по развитию речи детей и приобщению к чтению
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщеню детей старшего дошкольного возраста к чтению....
Рекомендация для родителей по развитию речи: "Основные правила для развития речи"
Вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была красивой и правильной? Конечно, хотите. Ведь каждый из нас хочет, чтобы его ребенок был успешным, умел знакомиться и находить общий язык с другими людьми....
Рекомендации для родителей по развитию речи, развитию у воспитанников связной монологической речи детей
Рекомендации для родителей по развитию речи, развитию у воспитанников связной монологической речи детей...