Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР.
материал (старшая группа)
Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР.
Обследование детей с общим недоразвитием речи показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них в той или иной степени нарушены восприятие, память, внимание, мышление.
О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью.., В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизм, который является также очень стойким проявлением речевой недостаточности».
Прежде чем начинать работу по развитию зрительного восприятия, необходимо провести исследования гнозиса детей с OHР. Можно для этого использовать методику Г. А. Волковой. Согласно этой методике одновременно изучается несколько видов зрительного восприятия. Чаще всего дети делают следующие ошибки - при исследовании знаний о предметах окружающего мира:
из предлагаемых предметов дети узнавали не все, только знакомые, часто встречающиеся в быту;
выделяя общие признаки для данной группы предметов, не видели частных (волка называли собакой, пальто — шубой, на просьбу показать ресницы, показывали брови);
не узнавали предметы с недостающими деталями (заяц без уха, корова без рогов)
затруднялись по отдельно : взятой части предмета назвать целый предмет (из-за дерева видно голову животного);
не узнавали предметы, изображенные контурно, силуэтно, пунктирно, при наложении;
обобщающие понятия у большинства детей отсутствовали;
узнавание и называние цвета и формы было ниже возрастной нормы.
При исследовании навыков пространственных отношений:
большинство детей испытывали затруднения в нахождении левой и правой частей тела;
некоторые затруднялись в ориентировке относительно себя;
тяжелее всего определялось собственное положение относительно предмета (я стою впереди стола) и положения предметов относительно друг друга (кукла между рыбкой и кубиком, собака под столом);
При восприятии сюжетного изображения:
при восприятии картинки одни дети понимали смысл только частично, другие искажали его, третьи ограничивались перечислением;
при выстраивании серии картин в определенной последовательности также наблюдались затруднения.
Работа по развитию зрительного восприятия должна идти параллельно с коррекционным обучением. Формирование восприятия предметов и пространства можно проводить на занятиях по лексическим темам, это только помогает усвоению грамматических средств языка. Навыки связной речи лучше развиваются с опорой на восприятие сюжетного изображения. Работа по становлению восприятия графического изображения букв позволит эффективней решить задачу обучения детей чтению и письму.
Развитие восприятия предметов окружающего мира
Работу по развитию восприятия предметов окружающего мира проводится поэтапно, со следующими предметами:
натуральными, муляжами;
в цветном изображении;
силуэтном и контурном;
неполном или разделенном на части.
Занятия начинает воспитатель. Дети рассматривают натуральные предметы, муляжи и их цветное изображение, используя план-символ (схему обследования). Последний включал в себя название, цвет, форму, величину, материал, из которого сделан предмет, его части, действия (назначение) и классификацию. Такой план-символ должен быть использован при изучении каждой лексической темы (в течение недели).
Выделять существенные характерные признаки предмета ребенку помогают такие приемы, как узнавание на вкус, на ощупь, сравнение двух разных предметов, имеющих внешнее сходство: олень — лось, шуба — пальто, стакан — чашка. Обогащая словарь детей существительными, прилагательными и глаголами, воспитатель развивает понимание обобщающего значения слова. Такая работа повышает продуктивность последующих логопедических занятий и при усвоении лексических и грамматических средств языка и позволяет использовать наглядный материал в цветном, силуэтном, контурном изображении предметов (очередной этап развития зрительного восприятия).
Первоначально логопед использует цветные иллюстрации на классификацию предметов (Кого ты встретишь в лесу?, В деревне? — овладение существительными в винительном падеже);
выбор необходимого предмета из множества (соедини стрелкой Кто чем управляет? — овладение существительными в творительном падеже, Кого из данных птиц девочка увидит на кормушке? — в винительном);
соотнесение целого и части (Чьи это следы?, Чья морда? — образование притяжательных прилагательных, С какой ветки детки?, Семена какого фрукта? — относительных).
Кроме цветных иллюстраций, используется силуэтное изображение. (Узнай свой фрукт — усвоение притяжательных местоимений, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), предметы, изображенные в контуре.
При уточнении представлений об основных цветах и их оттенках, а также овладении соответствующими обозначениями у детей одновременно развивается зрительное восприятие цвета и формы предмета. Усвоение названий цвета и формы шло на занятиях по каждой лексической теме. Для того чтобы дети запоминали основные цвета, оттенки и последовательности цветов спектра.
Развитие восприятия пространственных отношений
В данной работе нужно придерживаться следующих этапов ориентировки:
в собственном теле;
малом пространстве (на столе, листе бумаги);
большом пространстве (определение положения предметов относительно себя и друг друга, собственного тела относительно предмета).
Работу по развитию ориентировки в собственном теле можно начинать с индивидуальной работы. Способность ориентироваться на столе и листе бумаги формируется у ребенка в течение всего процесса обучения как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя по подготовке руки к письму, математике, изобразительной деятельности.
При обучении употреблению предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов, а также глаголов с разными оттенками действий, ребенку предлагают выполнить действие самому (Спрячься под кровать, за стул), затем с игрушкой (Поставь белку на стол, под стол; Машина въехала на мост, объехала гараж). Это позволяло детям в конце занятия легче определять положение предметов на картине. В работе с предлогами хорошо помогало использование символов.
Развитие восприятия сюжетного изображения
Подготовительную работу начинают в период рассматривания предметов с использованием плана-символа, с помощью игр Что забыл нарисовать При составлении описательных рассказов по игрушке и цветному изображению выбирались следующие приемы:
описание предмета с использованием плана-символа (Похвали игрушку, Дай объявление в газету, Загадай загадку про данный предмет, Чудесный мешочек, Похвали наряд Красной Шапочки);
сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие или разных предметов, имеющих внешнее сходство (Парные картинки, Узнай, кто спрятался за деревом, расскажи, как ты об этом догадался).
Работа по развитию зрительного восприятия способствует активизации внимания и зрительной памяти; целенаправленное, многократное, всестороннее восприятие одного и того же предмета, сравнение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребенка, а также позволило улучшить качество составления описательных рассказов;
силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребенка к овладению чтением и письмом, а усвоение графического изображения букв способствовало профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_2_dlya_shury.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР.
Обследование детей с общим недоразвитием речи показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них в той или иной степени нарушены восприятие, память, внимание, мышление.
О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью.., В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизм, который является также очень стойким проявлением речевой недостаточности».
Прежде чем начинать работу по развитию зрительного восприятия, необходимо провести исследования гнозиса детей с OHР. Можно для этого использовать методику Г. А. Волковой. Согласно этой методике одновременно изучается несколько видов зрительного восприятия. Чаще всего дети делают следующие ошибки - при исследовании знаний о предметах окружающего мира:
из предлагаемых предметов дети узнавали не все, только знакомые, часто встречающиеся в быту;
выделяя общие признаки для данной группы предметов, не видели частных (волка называли собакой, пальто — шубой, на просьбу показать ресницы, показывали брови);
не узнавали предметы с недостающими деталями (заяц без уха, корова без рогов)
затруднялись по отдельно : взятой части предмета назвать целый предмет (из-за дерева видно голову животного);
не узнавали предметы, изображенные контурно, силуэтно, пунктирно, при наложении;
обобщающие понятия у большинства детей отсутствовали;
узнавание и называние цвета и формы было ниже возрастной нормы.
При исследовании навыков пространственных отношений:
большинство детей испытывали затруднения в нахождении левой и правой частей тела;
некоторые затруднялись в ориентировке относительно себя;
тяжелее всего определялось собственное положение относительно предмета (я стою впереди стола) и положения предметов относительно друг друга (кукла между рыбкой и кубиком, собака под столом);
При восприятии сюжетного изображения:
при восприятии картинки одни дети понимали смысл только частично, другие искажали его, третьи ограничивались перечислением;
при выстраивании серии картин в определенной последовательности также наблюдались затруднения.
Работа по развитию зрительного восприятия должна идти параллельно с коррекционным обучением. Формирование восприятия предметов и пространства можно проводить на занятиях по лексическим темам, это только помогает усвоению грамматических средств языка. Навыки связной речи лучше развиваются с опорой на восприятие сюжетного изображения. Работа по становлению восприятия графического изображения букв позволит эффективней решить задачу обучения детей чтению и письму.
Развитие восприятия предметов окружающего мира
Работу по развитию восприятия предметов окружающего мира проводится поэтапно, со следующими предметами:
натуральными, муляжами;
в цветном изображении;
силуэтном и контурном;
неполном или разделенном на части.
Занятия начинает воспитатель. Дети рассматривают натуральные предметы, муляжи и их цветное изображение, используя план-символ (схему обследования). Последний включал в себя название, цвет, форму, величину, материал, из которого сделан предмет, его части, действия (назначение) и классификацию. Такой план-символ должен быть использован при изучении каждой лексической темы (в течение недели).
Выделять существенные характерные признаки предмета ребенку помогают такие приемы, как узнавание на вкус, на ощупь, сравнение двух разных предметов, имеющих внешнее сходство: олень — лось, шуба — пальто, стакан — чашка. Обогащая словарь детей существительными, прилагательными и глаголами, воспитатель развивает понимание обобщающего значения слова. Такая работа повышает продуктивность последующих логопедических занятий и при усвоении лексических и грамматических средств языка и позволяет использовать наглядный материал в цветном, силуэтном, контурном изображении предметов (очередной этап развития зрительного восприятия).
Первоначально логопед использует цветные иллюстрации на классификацию предметов (Кого ты встретишь в лесу?, В деревне? — овладение существительными в винительном падеже);
выбор необходимого предмета из множества (соедини стрелкой Кто чем управляет? — овладение существительными в творительном падеже, Кого из данных птиц девочка увидит на кормушке? — в винительном);
соотнесение целого и части (Чьи это следы?, Чья морда? — образование притяжательных прилагательных, С какой ветки детки?, Семена какого фрукта? — относительных).
Кроме цветных иллюстраций, используется силуэтное изображение. (Узнай свой фрукт — усвоение притяжательных местоимений, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), предметы, изображенные в контуре.
При уточнении представлений об основных цветах и их оттенках, а также овладении соответствующими обозначениями у детей одновременно развивается зрительное восприятие цвета и формы предмета. Усвоение названий цвета и формы шло на занятиях по каждой лексической теме. Для того чтобы дети запоминали основные цвета, оттенки и последовательности цветов спектра.
Развитие восприятия пространственных отношений
В данной работе нужно придерживаться следующих этапов ориентировки:
в собственном теле;
малом пространстве (на столе, листе бумаги);
большом пространстве (определение положения предметов относительно себя и друг друга, собственного тела относительно предмета).
Работу по развитию ориентировки в собственном теле можно начинать с индивидуальной работы. Способность ориентироваться на столе и листе бумаги формируется у ребенка в течение всего процесса обучения как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя по подготовке руки к письму, математике, изобразительной деятельности.
При обучении употреблению предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов, а также глаголов с разными оттенками действий, ребенку предлагают выполнить действие самому (Спрячься под кровать, за стул), затем с игрушкой (Поставь белку на стол, под стол; Машина въехала на мост, объехала гараж). Это позволяло детям в конце занятия легче определять положение предметов на картине. В работе с предлогами хорошо помогало использование символов.
Развитие восприятия сюжетного изображения
Подготовительную работу начинают в период рассматривания предметов с использованием плана-символа, с помощью игр Что забыл нарисовать При составлении описательных рассказов по игрушке и цветному изображению выбирались следующие приемы:
описание предмета с использованием плана-символа (Похвали игрушку, Дай объявление в газету, Загадай загадку про данный предмет, Чудесный мешочек, Похвали наряд Красной Шапочки);
сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие или разных предметов, имеющих внешнее сходство (Парные картинки, Узнай, кто спрятался за деревом, расскажи, как ты об этом догадался).
Работа по развитию зрительного восприятия способствует активизации внимания и зрительной памяти; целенаправленное, многократное, всестороннее восприятие одного и того же предмета, сравнение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребенка, а также позволило улучшить качество составления описательных рассказов;
силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребенка к овладению чтением и письмом, а усвоение графического изображения букв способствовало профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
Коррекционная направленность развития зрительного восприятия у детей
Средства и приемы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия....
Конспект коррекционного мероприятия по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием (с использованием здоровьесберегающей технологии :элементов зрительной гимнастики по Э. С. Аветисову)
Конспект коррекционного занятия...
Семинар – практикум: «Зрительная гимнастика для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».
Работа по профилактике зрения должна быть систематичной и иметь целенаправленный, осознанный характер! Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и р...