Проект "Русские народные традиции"
проект (подготовительная группа)

Цель проекта - воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русские народные традиции»

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально – чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволяет ему приобщаться к национальным традициям, испытывать удовольствие о своих чувств, эмоций, дает возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребенка образ Родины. Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:
1. Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
2. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
3. Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм.
4. Формировать знания и представления детей о культуре русского народа.
5. Воспитывать чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
6. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Для работы с родителями:
1.Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно - образовательном процессе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
3. Оказать помощь п созданию в группе предметно – развивающей среды.
4. Привлечь к активному совместном участию в праздниках, играх.

Для педагога;
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации  профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями и детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.

Вид проекта: познавательно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Предполагаемый результат:

Для детей:
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.
2. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
3. Формирование чувств национального достоинства.
4. Активизация словарного запаса.
5. Развитие социальных компетенций ребенка в коллективе и в общении друг с другом.

Для родителей:
1. Повышение компетентности по данной теме.
2. Избрание нужных ориентиров в воспитании.
3. Укрепление детско-родительских отношений.
4. Самореализация.

Для педагога:
1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:
Показ сказок; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, наглядного материала; проведение дидактических и музыкально – дидактических игр; наблюдение; чтение и обыгрывание литературных произведений, сказок и стихотворений; загадывание и отгадывание загадок; беседы с элементами диалога; проведение разнообразных игр; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров..

Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационно-подготовительный (сентябрь)
1. Изучение литературы.
2. Диагностика знаний детей п теме проекта.
2. Анкетирование родителей.
3. Определение цели и задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме.
2 этап – основной (октябрь – май)
1. Составление плана работы над проектом.
2. Разработка игр, конспектов НОД .

 Календарный план реализации проекта.

Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о русских народных традициях.
2. Анкетирование родителей .
3. Изготовление папок «Народные традиции», «Русские народные игры», «Персонажи русских народных сказок».

Октябрь
1.Открытое НОД «Путешествие по стране русских народных сказок».
2. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством «Гжель», «Хохлома».

3. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям».
4. Развлечение «Осенняя ярмарка».

Ноябрь
1. НОД «Народная культура и традиции русского народа».
2. Беседа о народных традициях и обычаях « В гостях у  Василисы Премудрой».
3. Выставка аппликации «Лекарственное растение – ромашка».
4. Консультация для педагогов «Детский поэтический фольклор».

Декабрь
1. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
2. Конкурс творческих работ «Что такое Новый год?».
3. Разучивание хороводных песен и игр к Новому году.
4. Мастер – класс « Кукла – оберег».
5. Новогодний утренник «По мотивам сказки «Морозко».

Январь
1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
2. Консультация для родителей «Как мы встречаем Рождество».
3. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
4. Развлечение «Праздник Рождества».

Февраль
1. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством «Дымковская игрушка».
2. Выставка детских работ «Дымковская игрушка»,
3. Оформление альбома «Наши праздники».
4. Проведение комплексно – тематического НОД «Посиделки в горнице».

Март
1. Проведение НОД «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
2. Консультация для родителей « Приобщаем детей к народным традициям».
3. Разучивание потешек, закличек, пословиц.
4. Выставка детских работ «Масленица пришла».

Апрель
1. Беседа «Что такое Пасха?».
2. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
3. Конкурс родители + дети «Пасхальная открытка».
4. Выставка детских работ «Писанка».
5. Развлечение «Пасха». Кукольный театр – сказка «Пасхальная история».

Май
1. Развлечение «Праздник народных игр».
2. НОД «Пчелка – золотое брюшко».
3. Беседа – диспут «Хорошие и плохие поступки».

  1. этап – обобщающий

1.Проведение анкетирования удовлетворённости взаимодействия родителей и детского сада.
2.Сказка с элементами экспериментирования (презентация проекта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...