Консультация для молодых специалистов «ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»
материал
Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагогов умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_mol_spets_eksper_v_raznovozrastnyh_gruppah.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области
Консультация для молодых специалистов
«ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»
Составитель: Бахарева А.Ю
Воспитатель I кв. категории
г.Аша, 2021
Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагогов умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов, Такой подход дает возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным объектом ли явлением окружающей действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (все, что создано руками людей.)
Форма плана может быть выбрана педагогом произвольно. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учетом требований реализуемой в группе (или учреждении) программы воспитания и обучения детей.
Предлагаемые ниже материалы из опыта ДОУ могут быть использованы при планировании работы с детьми разных возрастных групп по экспериментированию в соответствии с требованиями «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду».
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования элементарных обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и пр.; может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»).
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба — пальто, чай — кофе, туфли —босоножки; дидактическая игра типа «Не ошибись»). Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?). Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.).
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина): мнется — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твердый — теплый и пр.).
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
• Активное использование опыта игровой и практической деятельности (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?).
• Группировка объектов по функциональным признакам (Обувь, посуда. Для чего она необходима? С какой целью используется?).
• Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). Основное содержание «исследований», проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы — песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).
3. О мире растений (овощи, фрукты), условиях, необходимых для их роста и развития (свет; влага, тепло), и животных (как звери живут зимой и летом).
4.0 предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники — нос, глаза, рот и т. д.).
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, детей знакомят с этимологией (происхождением) слов (сахарница, мыльница и т. д.).
Активно в этом возрасте используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т. д.).
Старший дошкольный возраст (6-й и 7-й годы жизни)
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
• Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?)
• Классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), по форме (шарф — платок — косынка), цвету, орнаменту (чашки одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое и шерстяное), плотности, фактуре и пр. (игра типа «Кто назовет больше качеств и свойств »). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них
следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.
3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования словарь детей обогащается за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого детей знакомят с этимологией слов (словообразование сахарница, хлебница), с омонимами, многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий, тяжелый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио дошкольника. Планирование работы по теме "Мое имя" в разных возрастных группах
В работе предложены варианты планирования работы по ведению портфолио дошкольника по теме "Мое имя" в разных возрастных группах. Содержание работы распределено между самостоятельной деятельн...
Консультация "Особенности экспериментирования в разных возрастных группах"
"Все дети думают.чувствуют по-своему."Ж.Ж.Руссо....
Памятка для воспитателей. Планирование работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни). Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создания условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и о...
Консультация для воспитателей Тема: "Задачи работы по ознакомлению с ПДД в разных возрастных группах"
данный материал содержит правила дорожного движения в разных возрастных группах...
Перспективное планирование по ПДД с детьми и родителями в разных возрастных группах.
Перспективное планирование по ПДД....
Педагогический опыт работы: "Особенности экспериментирования в разных возрастных группах"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Консультация для молодых специалистов "Как молодому специалисту реализовать работу с детьми через сенсорику".
Как молодому специалисту реализовать работу с детьми через сенсорику. В современном мире сенсорное развитие детей играет ключевую роль в их обучении и социализации. Молодым специалистам, р...