Консультация для молодых специалистов «ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»
материал

Бахарева Алёна Юрьевна

Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагогов умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного явления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_mol_spets_eksper_v_raznovozrastnyh_gruppah.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области

Консультация для молодых специалистов

«ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель  I  кв. категории

г.Аша, 2021

Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагогов умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов, Такой подход дает возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным объектом ли явлением окружающей действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (все, что создано руками людей.)

Форма плана может быть выбрана педагогом произвольно. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учетом требований реализуемой в группе (или учреждении) программы воспитания и обучения детей.

Предлагаемые ниже материалы из опыта ДОУ могут быть использованы при планировании работы с детьми разных возрастных групп по экспериментированию в соответствии с требованиями «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду».

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В    процессе   формирования   элементарных   обследовательских    действий   детей   педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и пр.; может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»).

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба — пальто, чай — кофе, туфли —босоножки; дидактическая игра типа «Не ошибись»).  Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?). Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3.  О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне «1 минута».

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.).

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина): мнется — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твердый — теплый и пр.).

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)

Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

•    Активное использование опыта игровой и практической деятельности (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?).

•    Группировка объектов по функциональным признакам (Обувь, посуда. Для чего она необходима? С какой целью используется?).

•    Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). Основное содержание «исследований», проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы — песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).

3.  О мире растений (овощи, фрукты), условиях, необходимых для их роста и развития (свет; влага, тепло), и животных (как звери живут зимой и летом).

4.0 предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники — нос, глаза, рот и т. д.).

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, детей знакомят с этимологией (происхождением) слов (сахарница, мыльница и т. д.).

Активно в этом возрасте используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т. д.).

Старший дошкольный возраст (6-й и 7-й годы жизни)

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

•      Активное   использование  результатов  исследования   в   практической   (бытовой,   игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?)

•      Классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), по форме (шарф — платок — косынка),  цвету,  орнаменту (чашки одно-  и разноцветные), материалу (платье шелковое и шерстяное), плотности, фактуре и пр. (игра типа «Кто назовет больше качеств и свойств »). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них

следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2.  О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.

3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.).

4.  О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5.  О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования словарь детей обогащается за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого детей знакомят с этимологией слов (словообразование сахарница, хлебница), с омонимами, многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий, тяжелый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио дошкольника. Планирование работы по теме "Мое имя" в разных возрастных группах

В работе предложены варианты планирования работы по ведению портфолио дошкольника по теме "Мое имя" в разных возрастных группах. Содержание работы распределено между самостоятельной деятельн...

Памятка для воспитателей. Планирование работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни). Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создания условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и о...

Консультация для воспитателей Тема: "Задачи работы по ознакомлению с ПДД в разных возрастных группах"

данный материал содержит правила дорожного движения в разных возрастных группах...

Консультация для молодых специалистов "Педагогическая работа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания"

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника....

Педагогический опыт работы: "Особенности экспериментирования в разных возрастных группах"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...