Консультация для молодых специалистов «ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»
материал
Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагогов умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_mol_spets_eksper_v_raznovozrastnyh_gruppah.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области
Консультация для молодых специалистов
«ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»
Составитель: Бахарева А.Ю
Воспитатель I кв. категории
г.Аша, 2021
Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагогов умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов, Такой подход дает возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным объектом ли явлением окружающей действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (все, что создано руками людей.)
Форма плана может быть выбрана педагогом произвольно. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учетом требований реализуемой в группе (или учреждении) программы воспитания и обучения детей.
Предлагаемые ниже материалы из опыта ДОУ могут быть использованы при планировании работы с детьми разных возрастных групп по экспериментированию в соответствии с требованиями «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду».
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования элементарных обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и пр.; может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»).
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба — пальто, чай — кофе, туфли —босоножки; дидактическая игра типа «Не ошибись»). Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?). Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.).
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина): мнется — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твердый — теплый и пр.).
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
• Активное использование опыта игровой и практической деятельности (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?).
• Группировка объектов по функциональным признакам (Обувь, посуда. Для чего она необходима? С какой целью используется?).
• Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). Основное содержание «исследований», проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы — песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).
3. О мире растений (овощи, фрукты), условиях, необходимых для их роста и развития (свет; влага, тепло), и животных (как звери живут зимой и летом).
4.0 предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники — нос, глаза, рот и т. д.).
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, детей знакомят с этимологией (происхождением) слов (сахарница, мыльница и т. д.).
Активно в этом возрасте используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т. д.).
Старший дошкольный возраст (6-й и 7-й годы жизни)
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
• Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?)
• Классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), по форме (шарф — платок — косынка), цвету, орнаменту (чашки одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое и шерстяное), плотности, фактуре и пр. (игра типа «Кто назовет больше качеств и свойств »). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них
следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.
3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования словарь детей обогащается за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого детей знакомят с этимологией слов (словообразование сахарница, хлебница), с омонимами, многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий, тяжелый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио дошкольника. Планирование работы по теме "Мое имя" в разных возрастных группах
В работе предложены варианты планирования работы по ведению портфолио дошкольника по теме "Мое имя" в разных возрастных группах. Содержание работы распределено между самостоятельной деятельн...
Консультация "Особенности экспериментирования в разных возрастных группах"
"Все дети думают.чувствуют по-своему."Ж.Ж.Руссо....
Памятка для воспитателей. Планирование работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни). Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создания условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и о...
Консультация для воспитателей Тема: "Задачи работы по ознакомлению с ПДД в разных возрастных группах"
данный материал содержит правила дорожного движения в разных возрастных группах...
Перспективное планирование по ПДД с детьми и родителями в разных возрастных группах.
Перспективное планирование по ПДД....
Консультация для молодых специалистов "Педагогическая работа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания"
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника....
Педагогический опыт работы: "Особенности экспериментирования в разных возрастных группах"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...