АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
методическая разработка (средняя группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 Выборгского района Санкт-Петербурга
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№8 Выборгского района Санкт-Петербурга
за 2020-2021, 2021-2022 учебные годы
ФИО: Тажева Асият Аркадьевна
Должность: воспитатель
Санкт-Петербург
2021
Нормативные подходы к составлению справки: анализ развивающей предметно-пространственной среды группы проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2.
Цель: изучение условий развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.
Характеристика контингента воспитанников:
№ п/п | Параметры | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа |
1. | Состав группы (количественные показатели) | 26 детей | 30 детей |
2. | Гендерные особенности | К 3-4 годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых Так как мальчиков в младшей группе больше для мальчиков продумана РППС: «Гараж», «Парковка». «Строитель» мягкие модули для конструирования, различные крупные и среднего размера конструкторы, мозаика, дорога для поезда и дорога машинок и т.д. Для девочек созданы «Кухня», «Семья», «Доктор» и др.. Уголок ряжения. Театрализация. Игры для развития мелкой моторики: шнуровки, «Собери бусы», «Накорми куклу», и т. д.
| Дети используют разнообразные формы взаимодействия друг с другом в игре, общении, совместной деятельности, проявляют вежливость и сопереживание относительно друг друга. В большей степени дети предпочитают играть со своим полом. Но также их привлекают игры, где участвуют и девочки, и мальчики. Мальчики более подвижны. Им нужно больше пространства. Девочки, в свою очередь, более самостоятельны и целеустремлены. Девочки используют игрушки по назначению, мальчики же приспосабливают в разных целях. Девочки более организованы.
|
3. | Краткая характеристика группы | Группу посещают 26 детей. Из них-10 девочек и 16 мальчиков. 8 детей имеют 1-ю группу здоровья, 18 детей - 2 –ю группу здоровья, 4 ребёнка – 3-ю группу здоровья. | Группу посещают 30 обучающихся. Из них – 11 девочек и 19 мальчиков. 9 детей имеют 1-ю группу здоровья, 19 ребёнка - 2 –ю группу здоровья, 3 ребенка – 3-ю группу здоровья. |
1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ
Развивающая предметно-пространственная среда группы, созданная воспитателем Тажева А.А. безопасна: мебель закреплена, соответствует ростовым показателям, удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям. Материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты. Помещение группы оборудовано противопожарной сигнализацией. Имеются схемы и запасные выходы. В группе поддерживается необходимый температурный режим. Проводятся систематическое проветривание и влажная уборка. Естественное и искусственное освещение группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20.
№ п/п | Параметры | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа |
1. | Насыщенность РППС | РППС содержательна, насыщена и соответствует возрастным особенностям, санитарно- гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующим материалом, спортивным оздоровительным оборудованием и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность. | РППС содержательна, насыщена и соответствует возрастным особенностям, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Оздоровительное оборудование обеспечивает развитие крупной и мелкой моторики. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующим материалом, спортивным оздоровительным оборудованием и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность.
|
2. | Транспортируемость РППС | РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации. Пространство также может трансформироваться в зависимости от интересов и возможностей детей и делится на 3 зоны: -рабочей зоны – место для продуктивной и исследовательской деятельности; -спокойной зоны – для уединения, отдыха и чтения; -активной зоны – для свободной деятельности детей по интересам. З оны организованы так, чтобы дети могли располагаться на ней, сидя на стульях, полу, коленях с разнообразным материалом, конструктором. | РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации. Пространство также может трансформироваться в зависимости от интересов и возможностей детей и делится на 3 зоны: -рабочей зоны – место для продуктивной и исследовательской деятельности; -спокойной зоны – для уединения, отдыха и чтения; -активной зоны – для свободной деятельности детей по интересам. Зоны организованы так, чтобы дети могли располагаться на ней, сидя на стульях, полу, коленях с разнообразным материалом, конструктором. Вся предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
|
3. | Полифункциональность РППС | Игры, мебель полифункциональны и пригодны в использовании в разных видах деятельности. Природный материал также полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке и развития мелкой моторики и самостоятельной исследовательской деятельности. Имеются полифункциональные предметы, например, макет фермы легко превращается в зоопарк или в лес, стоит сменить его наполняемость, мячики для метания в цель становятся яблоками, а из камешков и других природных материалов легко можно выложить целый город. | Мебель, игровой и дидактический материал, оборудование полифункциональны и пригодны в использовании в разных видах деятельности. Все игрушки могут использоваться в соответствии с сюжетом игры, замыслом ребёнка. Имеются разнообразные предметы-заменители. Например, счетный материал в игре с куклами легко может стать фруктами и овощами. Наполняемость РППС постоянно меняется в зависимости от темы недели, проекта, тем самым создаётся больше возможностей и вариантов ее использования. |
4. | Вариативность РППС | В группе имеются различные пространства (для игр, конструирования, уединения, также разнообразные материалы, игры и оборудования для свободного выбора детей). Игровой материал периодически сменяются и появляются новые предметы. | В группе организованы различные пространства для игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных), элементарного экспериментирования, познавательной деятельности, для художественно-творческой и музыкальной. Имеются разнообразные материалы, игры и оборудование для свободного выбора детей. Игровой материал периодически сменяются и появляются новые предметы. |
5. | Доступность РППС | Все игры по содержанию и использованию доступны для детей. Доступен и книжный материал. | Все материалы, игры доступны для детей по содержанию и использованию, расположены на уровне глаз детей. Причем дети являются активными преобразователями окружающего пространства. |
Вывод: участие Тажевой А.А. в создании развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развивающая предметно-пространственная среда группы спроектирована воспитателем Тажевой А.А. с учетом принципа интеграции образовательных областей, что позволяет реализовать Образовательную программу дошкольного образования ГБДОУ детский сад №8 Выборгского района СПБ в полном объеме. В группе созданы условия для реализации образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
№ п.п | Параметры | РППС | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа | Степень личного участия педагога |
1. | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 1. Центр сюжетно-ролевых игр; 2.Центр трудового воспитания, 3. Центр безопасности
| Различные иды театра: настольный, пальчиковый, бибабо и перчаточный. Иллюстрации с изображением взрослых и детей, которые совершают по отношению друг к другу действия: одевают, кормят, проявляют заботу. Картинки «Работа врача», Работа повара», Работа няни», «Работа парикмахера», «Работа дворника» и пр. Дидактические и развивающие игры на темы «Правила ПДД», «Безопасное поведение на улице и дороге», «Правила поведения за столом». Набор дорожных знаков, Работа с различными материалами: шишки, мох, шпагат, проволока, каштаны, ракушки. Дидактическое пособие: «Правила поведения в экстренных ситуациях, телефоны службы спасения, демонстрационный материал.
| Куклы разных видов и размеров, коляски для кукол, мебель для кухни, комплекты постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», Атрибуты для ряжения, Предметы – заместители. Оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке.
| Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»; Дидактическая игра «Подбери куклам одежду»; . Атрибуты для разных центров, обучающий иллюстрированный и демонстрационный материал по дорожной и пожарной безопасности.
|
|
| ||||
2. | ОО «Познавательное развитие» | Центр сенсорного и математического развития, 2. Центр строительно-конструктивных игр, 3. Центр экспериментирования
| Разнообразные емкости для экспериментирования, лупа, зеркало, весы и т.д. Формочки, лопатки, леечки для игр с песком, шнуровки, ленточки и т.д. Календарь природы; картотека прогулок; настольно-печатные игры по экологии («Ботаническое лото», лото растений и животных, «Времена года»); домино (фрукты, овощи, животные и т. д.); пазлы, контейнеры с различным природным материалом; леечки и садовый инструмент. Конструкторы разных размеров, с разным видом крепления, вкладыши и т.д. | Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные и т.п.) Иллюстрация бытовой техники. Магнитная доска. Изображения частей суток. Книги и плакаты о космосе…. Пособия по ознакомлению с водой, Оптические приборы, Часы, Календари. Набор различных веществ (соль, сахар, песок и т.п) Природоведческая литература. Иллюстрации с изображением признаков сезона. Растения. Муляжи овощей и фруктов. Макеты животных. Инвентарь по уходу за растениями. Иллюстрации с изображениями животных и растений (различных мест произрастания).
| Атрибуты и материалы для проведения опытов и экспериментов, магниты, иллюстрации, картотека игр по теме и возрасту. Наглядный демонстрационный материал по разным темам, математические дидактические пособия, игровые макеты, детская художественная и познавательная литература для детей. Самостоятельно изготовленные детские маски для театральных постановок. Картотека пальчиковых игр, бодрящей гимнастики Картотека артикуляционной и зрительных гимнастик. Картотека массажа с использованием разных материалов и самомассажа. |
|
| ||||
3. | ОО «Речевое развитие» | Центр художественной литературы | Иллюстрации к детским произведениям; игрушки, изображающие сказочных персонажей. Иллюстрации по обобщающим понятиям, подборка по темам «Сезоны года», «Птицы», «Семья», «Животные», сюжетные картинки. Книжки раскраски, иллюстрации к сказкам, стол для рассматривания детьми книг и иллюстраций. Разные красочные книги, с яркими иллюстрациями. Детские книги с произведениями русского фольклора, произведения русской и зарубежной классики.
| Детские книги: • произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские), • народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки. Магнитная доска, картинки на ней. Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных Сюжетные картинки для составления рассказов персонажей. | Составление альбомов для рассматривания с аппликациями и фото работ детей из палочек Подобрана и оформлена картотека стихов и задачек по ФЭМП. Изготовлены пособия по ознакомлению с водой, Собраны разнообразные предметы для экспериментирования: оптические приборы, часы, календари. Изготовлен набор различных веществ (соль, сахар, песок и т.п.). Календарь природы. Составлена картотека прогулок. Придуманы, изготовлены и оформлены настольно-печатные игры по экологии.
|
4. | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
| Репродукции картин и иллюстрации из детских книг, произведения народного искусства (деревянные матрешки). Цветные карандаши, гуашь, кисти, бумага тонкая и плотная, цветные мелки, светлая магнитная доска для рисунков детей, магнитные кнопки, трафареты, баночки непроливайки, мольберт. Картинки к песням, музыкальные игрушки (маракасы, пианино, гитара, дудочка), народные игрушки, альбом с рисунками музыкальных инструментов, аудиозаписи детских песен, классических и народных произведений. Имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Карандаши цветные в отдельных подставках. Листы белой и цветной бумаги. Дидактические игры по изобразительной деятельности. . | Разнообразные виды театров, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей: пальчиковый театр настольный театр. Различные элементы костюмов, украшений, шапочки животных и т.п. Ширма настольная. Маракасы, бубны, барабаны и др. осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ; Изобразительный материал для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности. Дидактические игры по изобразительной деятельности. Все для лепки, аппликации, рисования: бумага, картон разных тонов, кисточки, гуашь, акварель, банки для воды, клей, цветная бумага, пластилин, доски, стеки. | Изготовление игрушек для театра изготовление флажков, султанчиков.
Центр театрализованной деятельности.
|
|
| ||||
5. | ОО «Физическое развитие» |
| Физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задачи возрастных особенностей развития детей. Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, флажки, кегли, скакалки, обручи, ракетки, набивные мешочки для бросания, дуги, сухой бассейн, мягкие легкие модули, туннели, оборудование для лазания и ползания и др. Разные массажные дорожки, плоскостные дорожки, массажеры механические, диски здоровья, мячи для массажа. Плакаты и иллюстрации: «Человек», «Чистота и опрятность»
| Атрибуты к подвижным играм (шапочки). Массажные мячики Су-Джок, палочки, крышечки. Коврики для массажа стоп. Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, ленты, обручи…
| подборка разнообразного музыкального сопровождения для проведения зарядки. Изготовление следочков с пуговицами, массажных дорожек с использованием бросового материала, создание картотек игр, подбор иллюстрированного материала. Изготовление нестандартного оборудования, атрибутов и масок для подвижных игр.
|
Вывод: Воспитатель Тажева А.А. создала развивающую предметно – пространственную среду в группе, которая отражает содержание областей: социально – коммуникативной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физического развития.
3. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ
№ п/п |
Параметры | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа | Степень личного участия педагога |
1. | Игровая деятельность | Для более спокойных детей, отведена зона конструирования и малоподвижных игр. Для более активных детей, отведено пространство для подвижных игр, не мешая друг другу. Детям предоставляется возможность обозначить свою игровую территорию, раскладными ширмами, игровыми ковриками или мягкими модулями.
| Обогащается игровой опыт по развитию и усложнению игр через совместную с воспитателем игру. Создание условий и поддержка самостоятельной игры, приобщение к разным играм (подвижным, сюжетно-ролевым, режиссерским, строительно-конструктивным, дидактическим, театрализованным и т.д.). | Созданы атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Салон красоты», «Больница»; К театрализованным играм: маски, костюмы, куклы.
|
2. | Коммуникативная деятельность | Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их: телефоны, коляски, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. Таким образом, происходит расцвет игровой деятельности и речевое развитие. Дети с более слабым словарным запасом, в ходе игры обогащают его с помощью других детей, игрушек и воспитателя
| В средней группе совершенствуется речь, в том числе звуковая сторона, продолжает развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Дети могут рассказывать об игрушке, картинке, пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывают о некоторых событиях из личной жизни, т.е. активно овладевают связной речью. Дети начинают активно общаться между собой в игровой деятельности, стремятся найти друзей. | Созданы игры и пособия: «Наши эмоции», картотека игр на коммуникативное взаимодействие; Игра «Эмоции»
|
3. | Познавательно-исследовательская деятельность | «Свойства песка», эксперименты с водой, «Где можно найти свое отражение?» Центр сенсорного развития оснащен звучащими игрушками, различными шнуровками, застежками и замками, настольные и напольные мозаики разного размера.
| У дошкольников 4-5 лет появляется желание самостоятельно получить сведения о новом объекте. Проходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Дошкольники эмоциональны, восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в экспериментированиях. Для проведения опытов используются инструкции-картинки. | Подобраны материалы для экспериментирования природный материал, различные виды бумаги, красители, магниты и т.д. Созданы дидактические пособия «Когда это бывает», «Времена года», «Режим дня», «Дни недели», «Части суток», «Календарь» и пр. |
4. | Восприятие художественной литературы и фольклора | Оснащён уголок с детскими книгами: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки
| У детей преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. Дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют поступки героя, ребенок понимает основное содержание. Дети проявляют интерес к разучиванию потешек, закличек, песенок и считалок. | Подобраны удачно иллюстрированные сборники литературных произведений, планете Земля, Картотека потешек, загадок. Книжный уголок в группе. Картотека подвижных игр. |
5. | Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Воспитываем у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, приучаем аккуратно складывать и вешать одежду через беседы и наглядные пособия (алгоритм одевания, как правильно мыть руки, правила этикета за столом), развешенные на уровне глаз детей, в раздевалке, столовой и туалетной комнате. В столовой оборудован уголок дежурства, в новом году, оснащенный фартуками и смётками для двоих дежурных.
| Учим детей складывать аккуратно одежду, выворачивать ее, содержать шкафчик в порядке; продолжаем учить пользоваться мылом полотенцем, носовым платком, учим расчесываться. Учимся правильно держать ложку и вилку, аккуратно есть. Дети знают, как расположены игрушки в группе, могут самостоятельно с небольшой помощью взрослого навести порядок игрушки в группе, в ПРС | Презентация «Уроки Мойдодыра»; Алгоритмы: «Собираемся на прогулку», «Моем руки», «Чистим зубы», «Наводим порядок в шкафчике». |
6. | Конструирование.
| В пространстве достаточно свободного места для сооружений из крупного строительного материала. Конструкторы размещаются в открытых корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре. | Проявляют интерес к конструированию, изобретательству, экспериментированию, заданиям головоломкам. Умеют работать с различными конструкторами: (деревянными, набором Лего, большим строительным конструктором). Умеют строить дома, башни из конструктора. Элементарные поделки в технике оригами, аппликации, поделки из природного материала с небольшой помощью взрослого. | Карточки-схемы для создания построек и моделей. Макет-тренажер по завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц и молнии. |
7.
| Изобразительная деятельность | Заготовки для рисования, вырезанные по различным формам (деревья, цветы, различные предметы, животные) Бумага тонкая и плотная, картон, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, восковые мелки. Также, наглядные пособия, такие как: произведения народного искусства: - народные глиняные и деревянные игрушки. | Дети любят самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью; эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой опыту; в соответствии с темой могут сами создать изображение. | Шаблоны, трафареты, различные виды бумаги, изобразительных средств в свободном доступе детей. Использование разнообразных техник изобразительной деятельности
|
8. | Музыкальная деятельность | Магнитофон, различные музыкальные инструменты, диски с песнями, сказками | У многих детей имеется чувство ритма. Умеют воспринимать бодрый характер музыки, выразительные акценты, настроение, динамику. Умеют исполнять простейшие песенки на музыкальных инструментах (ложки, погремушки). | Сборники песен и других музыкальных произведений к разделам программы. Музыкальные инструменты: гитара, гармонь, скрипка, маракасы. |
9. | Двигательная деятельность | Проявляют творчество в физической деятельности, могут с помощью воспитателя организовать подвижные игры со сверстниками.
| В двигательной деятельности дети проявляют хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная мелкая моторика рук Проявляют творчество в физической деятельности, могут самостоятельно организовать подвижные игры со сверстниками. | Организация спортивных развлечений. Картотека подвижных игр.
|
Вывод: созданная предметно – пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы воспитателя Тажевой Асият Аркадьевны содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО
Заведующий Володькова Е.И._________________ /………………….../
Воспитатель Тажева А.А. _________________ /………………….../
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_obnovlennyy_variant_2021_1.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 Выборгского района Санкт-Петербурга
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№8 Выборгского района Санкт-Петербурга
за 2020-2021, 2021-2022 учебные годы
ФИО: Тажева Асият Аркадьевна
Должность: воспитатель
Санкт-Петербург
2021
Нормативные подходы к составлению справки: анализ развивающей предметно-пространственной среды группы проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2.
Цель: изучение условий развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.
Характеристика контингента воспитанников:
№ п/п | Параметры | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа |
1. | Состав группы (количественные показатели) | 26 детей | 30 детей |
2. | Гендерные особенности | К 3-4 годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых Так как мальчиков в младшей группе больше для мальчиков продумана РППС: «Гараж», «Парковка». «Строитель» мягкие модули для конструирования, различные крупные и среднего размера конструкторы, мозаика, дорога для поезда и дорога машинок и т.д. Для девочек созданы «Кухня», «Семья», «Доктор» и др.. Уголок ряжения. Театрализация. Игры для развития мелкой моторики: шнуровки, «Собери бусы», «Накорми куклу», и т. д. | Дети используют разнообразные формы взаимодействия друг с другом в игре, общении, совместной деятельности, проявляют вежливость и сопереживание относительно друг друга. В большей степени дети предпочитают играть со своим полом. Но также их привлекают игры, где участвуют и девочки, и мальчики. Мальчики более подвижны. Им нужно больше пространства. Девочки, в свою очередь, более самостоятельны и целеустремлены. Девочки используют игрушки по назначению, мальчики же приспосабливают в разных целях. Девочки более организованы. |
3. | Краткая характеристика группы | Группу посещают 26 детей. Из них-10 девочек и 16 мальчиков. 8 детей имеют 1-ю группу здоровья, 18 детей - 2 –ю группу здоровья, 4 ребёнка – 3-ю группу здоровья. | Группу посещают 30 обучающихся. Из них – 11 девочек и 19 мальчиков. 9 детей имеют 1-ю группу здоровья, 19 ребёнка - 2 –ю группу здоровья, 3 ребенка – 3-ю группу здоровья. |
1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ
Развивающая предметно-пространственная среда группы, созданная воспитателем Тажева А.А. безопасна: мебель закреплена, соответствует ростовым показателям, удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям. Материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты. Помещение группы оборудовано противопожарной сигнализацией. Имеются схемы и запасные выходы. В группе поддерживается необходимый температурный режим. Проводятся систематическое проветривание и влажная уборка. Естественное и искусственное освещение группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20.
№ п/п | Параметры | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа |
1. | Насыщенность РППС | РППС содержательна, насыщена и соответствует возрастным особенностям, санитарно- гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующим материалом, спортивным оздоровительным оборудованием и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность. | РППС содержательна, насыщена и соответствует возрастным особенностям, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Оздоровительное оборудование обеспечивает развитие крупной и мелкой моторики. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующим материалом, спортивным оздоровительным оборудованием и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность. |
2. | Транспортируемость РППС | РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации. Пространство также может трансформироваться в зависимости от интересов и возможностей детей и делится на 3 зоны: -рабочей зоны – место для продуктивной и исследовательской деятельности; -спокойной зоны – для уединения, отдыха и чтения; -активной зоны – для свободной деятельности детей по интересам. З оны организованы так, чтобы дети могли располагаться на ней, сидя на стульях, полу, коленях с разнообразным материалом, конструктором. | РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации. Пространство также может трансформироваться в зависимости от интересов и возможностей детей и делится на 3 зоны: -рабочей зоны – место для продуктивной и исследовательской деятельности; -спокойной зоны – для уединения, отдыха и чтения; -активной зоны – для свободной деятельности детей по интересам. Зоны организованы так, чтобы дети могли располагаться на ней, сидя на стульях, полу, коленях с разнообразным материалом, конструктором. Вся предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. |
3. | Полифункциональность РППС | Игры, мебель полифункциональны и пригодны в использовании в разных видах деятельности. Природный материал также полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке и развития мелкой моторики и самостоятельной исследовательской деятельности. Имеются полифункциональные предметы, например, макет фермы легко превращается в зоопарк или в лес, стоит сменить его наполняемость, мячики для метания в цель становятся яблоками, а из камешков и других природных материалов легко можно выложить целый город. | Мебель, игровой и дидактический материал, оборудование полифункциональны и пригодны в использовании в разных видах деятельности. Все игрушки могут использоваться в соответствии с сюжетом игры, замыслом ребёнка. Имеются разнообразные предметы-заменители. Например, счетный материал в игре с куклами легко может стать фруктами и овощами. Наполняемость РППС постоянно меняется в зависимости от темы недели, проекта, тем самым создаётся больше возможностей и вариантов ее использования. |
4. | Вариативность РППС | В группе имеются различные пространства (для игр, конструирования, уединения, также разнообразные материалы, игры и оборудования для свободного выбора детей). Игровой материал периодически сменяются и появляются новые предметы. | В группе организованы различные пространства для игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных), элементарного экспериментирования, познавательной деятельности, для художественно-творческой и музыкальной. Имеются разнообразные материалы, игры и оборудование для свободного выбора детей. Игровой материал периодически сменяются и появляются новые предметы. |
5. | Доступность РППС | Все игры по содержанию и использованию доступны для детей. Доступен и книжный материал. | Все материалы, игры доступны для детей по содержанию и использованию, расположены на уровне глаз детей. Причем дети являются активными преобразователями окружающего пространства. |
Вывод: участие Тажевой А.А. в создании развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развивающая предметно-пространственная среда группы спроектирована воспитателем Тажевой А.А. с учетом принципа интеграции образовательных областей, что позволяет реализовать Образовательную программу дошкольного образования ГБДОУ детский сад №8 Выборгского района СПБ в полном объеме. В группе созданы условия для реализации образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
№ п.п | Параметры | РППС | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа | Степень личного участия педагога |
1. | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 1. Центр сюжетно-ролевых игр; 2.Центр трудового воспитания, 3. Центр безопасности | Различные иды театра: настольный, пальчиковый, бибабо и перчаточный. Иллюстрации с изображением взрослых и детей, которые совершают по отношению друг к другу действия: одевают, кормят, проявляют заботу. Картинки «Работа врача», Работа повара», Работа няни», «Работа парикмахера», «Работа дворника» и пр. Дидактические и развивающие игры на темы «Правила ПДД», «Безопасное поведение на улице и дороге», «Правила поведения за столом». Набор дорожных знаков, Работа с различными материалами: шишки, мох, шпагат, проволока, каштаны, ракушки. Дидактическое пособие: «Правила поведения в экстренных ситуациях, телефоны службы спасения, демонстрационный материал. | Куклы разных видов и размеров, коляски для кукол, мебель для кухни, комплекты постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», Атрибуты для ряжения, Предметы – заместители. Оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке. | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»; Дидактическая игра «Подбери куклам одежду»; . Атрибуты для разных центров, обучающий иллюстрированный и демонстрационный материал по дорожной и пожарной безопасности.
|
2. | ОО «Познавательное развитие» | Центр сенсорного и математического развития, 2. Центр строительно-конструктивных игр, 3. Центр экспериментирования
| Разнообразные емкости для экспериментирования, лупа, зеркало, весы и т.д. Формочки, лопатки, леечки для игр с песком, шнуровки, ленточки и т.д. Календарь природы; картотека прогулок; настольно-печатные игры по экологии («Ботаническое лото», лото растений и животных, «Времена года»); домино (фрукты, овощи, животные и т. д.); пазлы, контейнеры с различным природным материалом; леечки и садовый инструмент. Конструкторы разных размеров, с разным видом крепления, вкладыши и т.д. | Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные и т.п.) Иллюстрация бытовой техники. Магнитная доска. Изображения частей суток. Книги и плакаты о космосе…. Пособия по ознакомлению с водой, Оптические приборы, Часы, Календари. Набор различных веществ (соль, сахар, песок и т.п) Природоведческая литература. Иллюстрации с изображением признаков сезона. Растения. Муляжи овощей и фруктов. Макеты животных. Инвентарь по уходу за растениями. Иллюстрации с изображениями животных и растений (различных мест произрастания). | Атрибуты и материалы для проведения опытов и экспериментов, магниты, иллюстрации, картотека игр по теме и возрасту. Наглядный демонстрационный материал по разным темам, математические дидактические пособия, игровые макеты, детская художественная и познавательная литература для детей. Самостоятельно изготовленные детские маски для театральных постановок. Картотека пальчиковых игр, бодрящей гимнастики Картотека артикуляционной и зрительных гимнастик. Картотека массажа с использованием разных материалов и самомассажа. |
3. | ОО «Речевое развитие» | Центр художественной литературы | Иллюстрации к детским произведениям; игрушки, изображающие сказочных персонажей. Иллюстрации по обобщающим понятиям, подборка по темам «Сезоны года», «Птицы», «Семья», «Животные», сюжетные картинки. Книжки раскраски, иллюстрации к сказкам, стол для рассматривания детьми книг и иллюстраций. Разные красочные книги, с яркими иллюстрациями. Детские книги с произведениями русского фольклора, произведения русской и зарубежной классики. | Детские книги: • произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские), • народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки. Магнитная доска, картинки на ней. Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных Сюжетные картинки для составления рассказов персонажей. | Составление альбомов для рассматривания с аппликациями и фото работ детей из палочек Подобрана и оформлена картотека стихов и задачек по ФЭМП. Изготовлены пособия по ознакомлению с водой, Собраны разнообразные предметы для экспериментирования: оптические приборы, часы, календари. Изготовлен набор различных веществ (соль, сахар, песок и т.п.). Календарь природы. Составлена картотека прогулок. Придуманы, изготовлены и оформлены настольно-печатные игры по экологии. |
4. | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
| Репродукции картин и иллюстрации из детских книг, произведения народного искусства (деревянные матрешки). Цветные карандаши, гуашь, кисти, бумага тонкая и плотная, цветные мелки, светлая магнитная доска для рисунков детей, магнитные кнопки, трафареты, баночки непроливайки, мольберт. Картинки к песням, музыкальные игрушки (маракасы, пианино, гитара, дудочка), народные игрушки, альбом с рисунками музыкальных инструментов, аудиозаписи детских песен, классических и народных произведений. Имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Карандаши цветные в отдельных подставках. Листы белой и цветной бумаги. Дидактические игры по изобразительной деятельности. . | Разнообразные виды театров, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей: пальчиковый театр настольный театр. Различные элементы костюмов, украшений, шапочки животных и т.п. Ширма настольная. Маракасы, бубны, барабаны и др. осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ; Изобразительный материал для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности. Дидактические игры по изобразительной деятельности. Все для лепки, аппликации, рисования: бумага, картон разных тонов, кисточки, гуашь, акварель, банки для воды, клей, цветная бумага, пластилин, доски, стеки. | Изготовление игрушек для театра изготовление флажков, султанчиков.
Центр театрализованной деятельности. |
5. | ОО «Физическое развитие» |
| Физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задачи возрастных особенностей развития детей. Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, флажки, кегли, скакалки, обручи, ракетки, набивные мешочки для бросания, дуги, сухой бассейн, мягкие легкие модули, туннели, оборудование для лазания и ползания и др. Разные массажные дорожки, плоскостные дорожки, массажеры механические, диски здоровья, мячи для массажа. Плакаты и иллюстрации: «Человек», «Чистота и опрятность» | Атрибуты к подвижным играм (шапочки). Массажные мячики Су-Джок, палочки, крышечки. Коврики для массажа стоп. Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, ленты, обручи… | подборка разнообразного музыкального сопровождения для проведения зарядки. Изготовление следочков с пуговицами, массажных дорожек с использованием бросового материала, создание картотек игр, подбор иллюстрированного материала. Изготовление нестандартного оборудования, атрибутов и масок для подвижных игр. |
Вывод: Воспитатель Тажева А.А. создала развивающую предметно – пространственную среду в группе, которая отражает содержание областей: социально – коммуникативной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физического развития.
3. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ
№ п/п | Параметры | 2020-2021 Младшая группа | 2021-2022 Средняя группа | Степень личного участия педагога |
1. | Игровая деятельность | Для более спокойных детей, отведена зона конструирования и малоподвижных игр. Для более активных детей, отведено пространство для подвижных игр, не мешая друг другу. Детям предоставляется возможность обозначить свою игровую территорию, раскладными ширмами, игровыми ковриками или мягкими модулями. | Обогащается игровой опыт по развитию и усложнению игр через совместную с воспитателем игру. Создание условий и поддержка самостоятельной игры, приобщение к разным играм (подвижным, сюжетно-ролевым, режиссерским, строительно-конструктивным, дидактическим, театрализованным и т.д.). | Созданы атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Салон красоты», «Больница»; К театрализованным играм: маски, костюмы, куклы.
|
2. | Коммуникативная деятельность | Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их: телефоны, коляски, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. Таким образом, происходит расцвет игровой деятельности и речевое развитие. Дети с более слабым словарным запасом, в ходе игры обогащают его с помощью других детей, игрушек и воспитателя | В средней группе совершенствуется речь, в том числе звуковая сторона, продолжает развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Дети могут рассказывать об игрушке, картинке, пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывают о некоторых событиях из личной жизни, т.е. активно овладевают связной речью. Дети начинают активно общаться между собой в игровой деятельности, стремятся найти друзей. | Созданы игры и пособия: «Наши эмоции», картотека игр на коммуникативное взаимодействие; Игра «Эмоции» |
3. | Познавательно-исследовательская деятельность | «Свойства песка», эксперименты с водой, «Где можно найти свое отражение?» Центр сенсорного развития оснащен звучащими игрушками, различными шнуровками, застежками и замками, настольные и напольные мозаики разного размера. | У дошкольников 4-5 лет появляется желание самостоятельно получить сведения о новом объекте. Проходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Дошкольники эмоциональны, восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в экспериментированиях. Для проведения опытов используются инструкции-картинки. | Подобраны материалы для экспериментирования природный материал, различные виды бумаги, красители, магниты и т.д. Созданы дидактические пособия «Когда это бывает», «Времена года», «Режим дня», «Дни недели», «Части суток», «Календарь» и пр. |
4. | Восприятие художественной литературы и фольклора | Оснащён уголок с детскими книгами: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки | У детей преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. Дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют поступки героя, ребенок понимает основное содержание. Дети проявляют интерес к разучиванию потешек, закличек, песенок и считалок. | Подобраны удачно иллюстрированные сборники литературных произведений, планете Земля, Картотека потешек, загадок. Книжный уголок в группе. Картотека подвижных игр. |
5. | Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Воспитываем у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, приучаем аккуратно складывать и вешать одежду через беседы и наглядные пособия (алгоритм одевания, как правильно мыть руки, правила этикета за столом), развешенные на уровне глаз детей, в раздевалке, столовой и туалетной комнате. В столовой оборудован уголок дежурства, в новом году, оснащенный фартуками и смётками для двоих дежурных. | Учим детей складывать аккуратно одежду, выворачивать ее, содержать шкафчик в порядке; продолжаем учить пользоваться мылом полотенцем, носовым платком, учим расчесываться. Учимся правильно держать ложку и вилку, аккуратно есть. Дети знают, как расположены игрушки в группе, могут самостоятельно с небольшой помощью взрослого навести порядок игрушки в группе, в ПРС | Презентация «Уроки Мойдодыра»; Алгоритмы: «Собираемся на прогулку», «Моем руки», «Чистим зубы», «Наводим порядок в шкафчике». |
6. | Конструирование. | В пространстве достаточно свободного места для сооружений из крупного строительного материала. Конструкторы размещаются в открытых корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре. | Проявляют интерес к конструированию, изобретательству, экспериментированию, заданиям головоломкам. Умеют работать с различными конструкторами: (деревянными, набором Лего, большим строительным конструктором). Умеют строить дома, башни из конструктора. Элементарные поделки в технике оригами, аппликации, поделки из природного материала с небольшой помощью взрослого. | Карточки-схемы для создания построек и моделей. Макет-тренажер по завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц и молнии. |
7. | Изобразительная деятельность | Заготовки для рисования, вырезанные по различным формам (деревья, цветы, различные предметы, животные) Бумага тонкая и плотная, картон, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, восковые мелки. Также, наглядные пособия, такие как: произведения народного искусства: - народные глиняные и деревянные игрушки. | Дети любят самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью; эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой опыту; в соответствии с темой могут сами создать изображение. | Шаблоны, трафареты, различные виды бумаги, изобразительных средств в свободном доступе детей. Использование разнообразных техник изобразительной деятельности |
8. | Музыкальная деятельность | Магнитофон, различные музыкальные инструменты, диски с песнями, сказками | У многих детей имеется чувство ритма. Умеют воспринимать бодрый характер музыки, выразительные акценты, настроение, динамику. Умеют исполнять простейшие песенки на музыкальных инструментах (ложки, погремушки). | Сборники песен и других музыкальных произведений к разделам программы. Музыкальные инструменты: гитара, гармонь, скрипка, маракасы. |
9. | Двигательная деятельность | Проявляют творчество в физической деятельности, могут с помощью воспитателя организовать подвижные игры со сверстниками. | В двигательной деятельности дети проявляют хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная мелкая моторика рук Проявляют творчество в физической деятельности, могут самостоятельно организовать подвижные игры со сверстниками. | Организация спортивных развлечений. Картотека подвижных игр. |
Вывод: созданная предметно – пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы воспитателя Тажевой Асият Аркадьевны содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО
Заведующий Володькова Е.И._________________ /………………….../
Воспитатель Тажева А.А. _________________ /………………….../
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
Образец справки для портфолио педагога...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Марченковой Елены Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.Группа ...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
Аналитическая справкао результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Воспитатель Гнесюк Ирина Тимофеевна
Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребенка развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: сод...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
Цель: изучение условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной лич...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в ОО или группе (за 2-3 года)
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образован...