КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в поддержке и помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizisnye_situatsii.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Кудинова Елена Александровна
(Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Терем – теремок» город Новокуйбышевск)
Кризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В современном мире детей с особенностями развития, с ограниченными возможностями здоровья очень много и с каждым годом их количество увеличивается. В семье, имеющей такого ребенка, возникает много кризисных ситуаций и преодолевать сложности бывает непросто, а иногда и невозможно без помощи специалистов.
Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, можно разделить на две группы:
- Семьи, для которых проблемы ребенка принимаются адекватно, отношение к особенностям ребенка носят конструктивный характер. Такие семьи не «опускают руки», не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.
- Семьи, для которых проблемы ребенка принимаются неадекватно, отношение к особенностям ребенка носят диструктивный характер, который часто выражается в виде игнорирования проблемы, а также жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка.
Семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья становится проблемной как для ребенка, так и для общества, в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера.
Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:
- Родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, а также его индивидуальные особенности. Такая семья объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.
- Родителями отрицается тот факт, что у ребенка имеются особенности, что ребенок аномальный, что его проблемы оказывают воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. Ребенок зачастую не выдерживает высоких требований и у него происходит истощение компенсаторных ресурсов и как следствие адаптация в полном объеме не происходит.
- Реакция семьи в форме чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей, проявляют чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость, как следствие уровень адаптации снижается.
- Родители скрыто отрицают особенности ребенка. Проблемы считаются позором. Внешне родители заботливы, внимательны, но эмоционально родители холодны, это снижает самооценку ребенка, травмирует.
- Родители открыто отвергают ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья принимается с отвращением, и это не скрывается. Отношения в семье разрушаются.
Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья вырос социализированным, уравновешенным, адекватным, воспитательная тактика семьи по отношению к нему должна быть такой же, как и при воспитании здорового ребенка. А для этого семьям необходима психологическая помощь, потребность обсудить, поделиться своими трудностями, сомнениями.
Особенности социально - педагогической поддержки детей - инвалидов и их родителей.
Существуют специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Формы реабилитации:
- Медицинская. Направлена на восстановление, компенсацию утраченной функции.
- Психологическая. Воздействие на психическую сферу как ребенка, так и семьи. Развитие и коррекция индивидуально-психологических особенностей.
- Педагогическая. Целый комплекс мероприятий воспитательного характера по отношению к ребенку, для того, чтобы он овладел навыками самообслуживания, получил образование.
- Социально-экономическая. Комплекс мероприятий по обеспечению ребенка с ограниченными возможностями здоровья комфортными условиями проживания, денежному обеспечению.
- Профессиональная. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья доступным видам труда, предоставление индивидуальных приспособлений, для удобства в быту.
- Спортивная и творческая. С помощью спортивных мероприятий, участия в художественной деятельности всей семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья укрепляется физическое и психическое здоровье.
Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей, воспитывающих их, сегодня официально признается одним из важнейших компонентов социальной деятельности общества. Она заключается в определении педагогического прогноза при разработке тех или иных законопроектов, программ, мероприятий, направленных на обеспечение и реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществляет всю социальную работу с ними и с их родителями на основе принципов проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных, педагогических закономерностях и способствующих личностному развитию, самовоспитанию, самореализации, созданию комфортной среды обитания в социуме; предполагает целесообразную систему общественной помощи подрастающему поколению в его социальной жизни.
Проблема семей детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, надо воспитывать и социализировать своего ребенка таким, какой он есть. Специализированные службы помогут психологически, а также в реабилитации, социализации, обеспечении.
Список литературы
- Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,2009.
- Брускова Е.С. Семья без родителей. М, 2003.
- Куфтяк Е. Кризис родителей // Социономия (социальная работа). 2005. № 2. С. 29-31.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
- Солнцева Л. И., Денискина В. 3. «Психология воспитания детей с нарушениями зрения» (2004)
- Ткачёва В. В. «Семья ребёнка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование». (2008)
- Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников //Специальная психология. 2009. №3(21).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В статье раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....
Психологическое сопровождение и реабилитация семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффе...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Консультация для родителей "Если в Вашей семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья"
В консультации предоставлен материал в помощь родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья....
Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...
Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Эссе на тему: "Как помочь семье ребенка с овз"...
Консультация для родителей "Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья"
Консультация для родителей "Если в вашей семье ребенок с ОВЗ...