Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»
материал
Игры, способствующие психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, созданию позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_uluchshaem_emotsionalnoe_sostoyanie_doshkolnikov_1.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогического коллектива
«Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – это одно из важнейших направлений деятельности. Ведь эмоции дошкольника – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
У ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои эмоции, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.В. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские проблемы». Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
- Безусловное принятие каждого ребенка взрослым для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- Позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней домашней атмосферы в группах);
- Равенство в отношениях между взрослым и ребенком;
- Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы тревоги и страхи;
- Тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующей его темы с целью повышения его самооценки.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах таких уголков:
- Для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают свои вещи, принесенные из дома: фотографии, игрушки лили другие вещи, напоминающие о доме. Это по настоящему обстановку детского сада к семейной и разрешает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
- Для детей 4-5 лет - «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром может разместить свою фотографию в соответствии с настроением – в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может внести изменения. Его внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.
- Возможность 5-7 летнему ребенку побыть одному, сменить обстановку и немного отдохнуть от потока информации приобретает все большую актуальность, так как способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения.
Старшим дошкольникам для эмоциональной разрядке подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.
Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия детей педагогам необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
Игры, формирующие благоприятный социально-психологический климат в детском коллективе
Уголок «приветствия»
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.
Для этого можно использовать:
Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.е. заявляя о своем присутствии в группе)
Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок –пиктограмм определяют свое настроение в течение дня)
«Кубик эмоций» (для детей старшего дошкольного возраста)
Задача: упражнять детей в умении передавать различные эмоции мимикой, соотнося их с определенными пиктограммами. Закреплять понятие «настроение» и формы его проявления.
Материал: кубик, украшенный самоклеящейся пленкой, на гранях которого изображены пиктограммы эмоций.
Методика использования: дети передают кубик по кругу, проговаривая слова:
«Ты катись, веселый кубик, катись быстро по рукам.
Что покажет этот кубик, повтори за ни ты сам!» Ребенок бросает кубик в круг. На какой из пиктограмм он остановится, ту эмоцию он должен показать. Задание можно усложнить- соотнести пиктограмму со звучащей музыкой, а затем показать эмоцию мимикой.
Подушка-колотушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Мешочек для крика и негативных эмоций.
Коробочки для разных эмоциональных состояний:
«Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, которую можно «выплеснуть» негативные эмоции.
«Коробочка страха» - в эту коробочку можно спрятать образ любого страха, который волнует ребенка
«Коробочка доброты» - в эту коробочку можно «собирать» добрые слова и поступки
«Коробочка счастья» - в эту коробочку можно сложить слова, а может даже какие-то символы счастья.
Клубочек (для детей с 4 лет)
Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.
Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например, «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Перекличка - путанка (для детей с 4 лет)
Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства
Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
Ласковое имя (для детей с 4 лет)
Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.
Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.
Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.
Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»
Комплименты (для детей с 4 лет)
Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Разные приветствия (для детей с 5 лет)
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков
Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:
С другом в детском саду
С воспитателем
С клоуном в цирке
С любимой бабушкой
С тем, на кого обиделись
С тем, кого рады видеть
А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу. Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)»
Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Разные, но похожие (для детей с 5 лет)
Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.
Взрослый говорит:
- Сейчас поднимут руки только девочки... а теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
Игра «Молекулы» (для детей с 6 лет)
Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки.
Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары! (тройки, пятерки и т.д. )» берем за руку рядом стоящего товарища и объединяемся по названному количеству».
Магнит (для детей с 3 лет)
Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.
Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.
Сочиним историю (для детей с 5 лет)
Цель: научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам, развитие коммуникативных навыков. Ведущий берет какую – нибудь игрушку и начинает про неё историю: «Жил-был маленький зайчик. Больше всего он любил...». Передает игрушку следующему участнику, тот продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Он жил с…», «Однажды он решил…»
Выключенный звук (для детей с 6 лет)
Цель: развитие невербальной коммуникации, выразительности движений
Для игры можно использовать макет телевизора с отверстием вместо экрана. Дети по очереди садятся на стульчик «в телевизор». Затем ребенка просят рассказать детям какую-нибудь историю, например, о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям: «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Рассказчик может жестикулировать, изображать действия и т.п. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз. Затем можно сменить рассказчика.
Психодинамические танцы
Психодинамические медитации — это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.
Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.
Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».
Педагог включает музыку и дает детям различные задания:
Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно...
Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ВЛИЯНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность детей, за счет сокращения обще групповых занятий – одно из основных направлений совершенс...
Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника и его физическое благополучие. »
Учебно-методическая публикация для педагогов ДОУ....
Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)
Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»(с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: расширение круга методов и приемов по улучш...
Презентация к мастер-классу для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»
Презентация к мастер-классу для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»...
Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....
Мастер- класс с педагогами "Пантомима- как средство эмоционального развития дошкольника" 2016 г.
мастер-класс...
Мастер-класс для педагогов «Развитие воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии».
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связа...