Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника и его физическое благополучие. »
статья (младшая группа) по теме
Учебно-методическая публикация для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_dlya_vospitateley-.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 «Дельфинята»
Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника и его физическое благополучие. »
Подготовил:
Воспитатель МБДОУ
Старостина Н. Л.
2014г.
Положительный эмоциональный фон - необходимое условие для нормального развития ребенка. Но в каждом возрастном периоде детства есть свои методы формирования положительных эмоций.
Почему придается большое значение положительным эмоциям для нормального развития маленького ребенка? Что надо для этого делать?
Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, вступает в положительные отношения со взрослыми и детьми лучше всего тогда, когда он находится в благоприятном эмоциональном состоянии. Ведь и мы, взрослые, лучше работаем, охотнее учимся, справляемся с трудностями жизни, если у нас хорошее настроение, если мы бодры и оптимистичны. А ребенок! Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Его эмоции кратковременны и неустойчивы. Только что малыш смеялся, а вот он уже горько плачет. Мы, воспитатели, помогаем ему регулировать настроение, поддерживаем его активность, интерес к окружающему.
Начнем с того момента, когда к нам поступает ребенок. Обычно накануне мама этого малыша заходит к вам в группу. Знакомимся, и тут же проводим с ней небольшую беседу, из которой выясняем: характер и привязанности малыша, его состояние здоровья, как и что он ест, как спит, во что любит играть, общителен ли и другие вопросы. Интересуемся, каким именем его называют дома. Убеждаем маму, что важно дать привыкнуть ребенку к детскому саду постепенно.
И вот малыш пришел! Как ребенку страшно входить в этот пока еще чужой, незнакомый, открывающийся для него мир! Сколько эмоций у него в душе! И тут многое зависит от нас, воспитателей, как мы его встретим. Выходим, здороваемся, присаживаемся глядя в глаза ребенку, называем его по имени. В это время стараемся быть очень ласковыми, доброжелательными, стараемся заинтересовать ребенка чем - либо (обращаю внимание на его внешний вид, красивую одежду, если есть игрушка, то ее рассматриваю). Приглашаем новенького в группу, знакомим его с детьми, проводим экскурсию по группе.
Если ребенок плачет, то можно взять его на руки, прижать к себе, поглаживая, приговаривать успокаивающие слова, показать интересные игрушки, постараться его обласкать, успокоить, развлечь, чем - то заинтересовать (его домашняя игрушка в шкаф спряталась; найти ее надо; показываем
заводные игрушки и т. д.).
Вечером, провожая ребенка домой, обязательно нужно поговорить с каждой мамой, рассказать о том, как жилось ему у нас, с кем играл, чему радовался.
Прощаясь с ребенком, снова ласково ему говорим: « До свидания! До завтра! Приходи к нам обязательно, мы с ребятами тебя будем ждать, без тебя нам будет скучно, плохо ». И все дети, прощаясь, улыбаются, машут рукой (посылают воздушные поцелуи Дима В., Аня К., а некоторые целуют в щеку).
Поведение малыша на 3-ем году жизни импульсивно. Оно складывается под влиянием его чувств, желаний, настроения. Поэтому обращаем особое внимание на игры детей, стараемся постоянно играть с ними. Игра со взрослым превращается для ребенка в особый источник радости (играем в «Магазин», в «Больницу» - глазки загораются, неподдельный интерес к игре у детей).
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность, о которой хочется сказать отдельно. Это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков, являются совпадающей рифмой: ма - ма, па - па, бо - бо и другие. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют они, прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
Малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого точно соответствует их эмоциональным потребностям. Дети чутко откликаются на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок радуется, забавляется, и это организует его поведение. Потешки разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые -радуют; в них звучит любовь к ребенку, и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства й речь, формирует отношение к окружающему миру. И особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький человечек в период адаптации скучает по дому, маме, не
способен к общению с другими детьми. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Дети любят потешки «Ладушки - ладушки», «Сорока - сорока», «Идет коза рогатая», они нравятся им.
Потешки помогают воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, укладыванию спать и так далее. Всем известную потешку «Водичка - водичка» можно всегда использовать при умывании (Водичка, водичка умой Юле, Кате и т. д. Личико...). Дети с удовольствием подставляют руки под струю. Или еще: «Ай, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся ». Во время еды помогает потешка: «Умница Катенька, ешь кашу сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую». Когда одеваемся на прогулку, то приговаривать: «Наша Маша, Даша и т. д. маленька...» или «Вот они сапожки, этот - с левой ножки, этот - с правой ножки...», «Маша варежку надела...».
Во время прогулки любят приглашать солнышко к себе в гости: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко...». Все это вызывает радость у детей, оживление.
На третьем году жизни осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Поскольку дети часто подражают друг другу, то можно постараться обратить их внимание на положительное поведение других детей и использовать это как образец . Сказать детям, что любим этих ребят, что они уже как большие и что об этом мы расскажем их маме. В результате и другие дети начинают стараться, чтоб и их тоже похвалили.
Дети очень любят музыкальные занятия и смотреть сказки в кукольном театре. Можно понаблюдать за выражением лиц у детей, когда они смотрят эти спектакли.
Как горят их глазенки. Но все реагируют по-разному. Одни дети даже не пошевелятся, боясь что - то пропустить, а вот другие наоборот, часто смеется, хлопает в ладоши. Неугомонный ребенок тоже затихает, иногда может что - то шепнет своему другу .
Любят и ценят маленькие дети, когда их называют ласковыми, уменьшительными именами: Димулька, Сашенька, Мишутка, Светочка - конфеточка, солнышко, зайчик. Дети очень реагируют на тон голоса.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными и близкими людьми
В заключение хочется сказать, если вы хотите чтобы у вас в группе, сложилась положительная эмоциональная атмосфера, был налажен контакт с детьми и почти со всеми родителями. Лучшими помощниками в этом является не избыток замечаний, одергиваний, а к месту сказанное доброе слово, шутка, потешка. Малыши почти всегда с удовольствием идут в группу, не скучают, жизнерадостны, большинство - улыбчивы. А когда так, то у детей повышается иммунитет к различным заболеваниям, значит, есть все предпосылки к тому, что дети будут меньше болеть и каждый день со счастливой улыбкой входить в детский сад - в свой второй родной дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ВЛИЯНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность детей, за счет сокращения обще групповых занятий – одно из основных направлений совершенс...
Влияние физкультурных досугов на эмоциональное самочувствие дошкольников.
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительно...
"О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка"
Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаи...
Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)
Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»(с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: расширение круга методов и приемов по улучш...
Презентация к мастер-классу для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»
Презентация к мастер-классу для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»...
Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»
Игры, способствующие психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, созданию позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия....
Мастер-класс для педагогического коллектива "Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников"
Игры, формирующие благоприятный социально-психологическийклимат в детском коллективе....