Уникальные природные достопримечательности России
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Паршина Мария Александровна

Содействовать формированию познавательного интереса  к уникальному природному феноменуна территории России – Васюганские болота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Выборгского района Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию в подготовительной группе «Васюганские болота»

по теме «Уникальные природные достопримечательности России»

Составитель: Паршина Мария Александровна, учитель - логопед

Санкт – Петербург

2021 год

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию в подготовительной группе «Васюганские болота»

Цель: Содействовать формированию познавательного интереса  к уникальному природному феноменуна территории России – Васюганские болота

Программные задачи:

- Расширять и углублять знания детей о Васюганском болоте, как уникальном, богатейшем и самом большом в мире.

- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, развивать интерес к познаниюприроды. 

- Обогащать активный словарь детей прилагательными и синонимами, развивать слуховое внимание. 

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и желание сберечь и сохранить красоту природы.

Оборудование: иллюстрация Васюганское болото, водяной, мох, торф,клюква, морошка, голубика, брусника, лось, олень, бурый медведь, тетерев, рябчик, глухарь, куропатка

Предварительная работа:

Просмотр  мультфильмов: Детская видео энциклопедия «Лукоморье» (болото), Шишкин лес – география (выпуск 23), «Аркадий Паровозов спешит на помощь на помощь» («Почему опасно собирать клюкву на болоте»)

Чтение художественной литературы: А. Тамбиев «Кто на болоте живёт?», Ю. И. Коваль «Морошка», Лидия Дунай «Всяк кулик своё болото хвалит», Николай Соловьёв – Несмелов «Сестрица – цапля да братец кулик»

Ход:

Воспитатель:

Все обходят это место;

 Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи,

 Нет опоры для ноги. (болото)

- Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Водяного:

«Дорогие ребята! Я – Водяной и живу на Васюганском болоте на кочке. Моё болото самое большое в мире. Болотами называют участки суши, где почва постоянно влажная.Я знаю, что вы любознательные. Вы заданья мои отгадайте, про моё болото узнайте».

На ковролин прикрепляют иллюстрацию Васюганского болота и водяного.

Загадка от Водяного: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». (Мох)

На ковролин прикрепляют иллюстрацию мха.

Рассказ Водяного: «На моём болоте много мхов, есть такие, которые занесены в красную книгу. Пушистым зелено-коричневатым ковром они покрывают кочки и углубления. Мхи поглощают углекислый газ и чистят воздух. Они удерживает в себе много воды. Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох- становится белым.Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет».

Задание от Водяного: «Мох какой?» (мягкий, пушистый,зеленый, сухой, влажный, мокрый, густой, лесной, бурый, коричневый, белый, болотный, сырой,  губчатый)

Загадка от Водяного: «Росли на болоте растения, а теперь это топливо и удобрение» (торф)

На ковролин прикрепляют иллюстрацию торф.

Рассказ Водяного: «Как образуется торф? Остатки мхов, трав, стебельков, листья болотных растений - опадают и ложатся слоями друг на друга. В болотной воде без доступа воздуха они гниют очень медленно. Проходит много лет и образуется торф. Он чистит воду. Торф – это полезное ископаемое.Моё болото являются источником пресной воды».

Задание от Водяного: Фонетический разбор слова торф.

Загадка от Водяного:

Росла-росла, по выросла,

Из кустов повылезла,

Ярким цветом засветилась

И всем людям полюбилась. (Ягода)

Рассказ от Водяного: «В августе на болотах созревает клюква, морошка, голубика и брусника (на ковролин выставляют иллюстрации ягод). Ягода – это маленький сочный  плод, с кустарника или травянистого растения, который во время еды не требуется откусывать или разрезать. У ягоды тонкая кожура с сочной серединой. Внутри всегда есть семена. Из цветка образуется завязь, а затем ягода с семенами. Ягоды любят есть не только люди, но и птицы и животные. В народе говорят: «В ягодный год – дел невпроворот». А почему так говорят?»

Заданиена тренировку слухового внимания «Варенье варить мы стали»

- Послушай внимательно стихотворение, найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее:

Варенье варить мы стали,            

На болоте ягоды собрали:                         

Голубику, клюкву, бруснику,                         

Морошку, сметану,  малину.

Где здесь ошибка, узнай

И правильный ответ дай.

Речь с движением «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

На Васюганское болото идем мы гулять

Идут по группе

За брусникой, голубикой,

За морошкой, клюквой

Наклоняются, собирают ягоды

Много ягод мы найдем,

Домой ягоды отнесём.

Руки поднять вверх и опустить через стороны вниз

Сделать из рук крышу над головой.

Игра «Что приготовим?»

Джем с морошкой (какой?) — морошковый джем

Морс с клюквой (какой?) — клюквенный морс.

Варенье с брусникой (какое?) — брусничное варенье.

Водяной: «Кто в гости ко мне на болото приходит? Заходит лось и олень заглядывает. Бурый медведь забредет за ягодами. Тетеревзалетает и рябчик наведывается. Глухарь захаживает и куропатки по болоту разгуливают».

Игра «Что делает?»

Лось (что делает?) … заходит

Олень (что делает? )… заглядывает

Медведь (что делает?) …забредает

Тетерев (что делает?) ... залетает

Рябчик (что делает? )… наведывается

Глухарь (что делает?) … захаживает

Куропатки (что делает? )… разгуливают

Водяной: «Люблю я своё Васюганское болото. А сколько птиц ко мне в гости прилетает. Гнёзда вьют, потомство выводят. А больше всех люблю я куликов болотных. Не даром в народе говорят:«Всяк кулик свое болото хвалит».  А как вы понимаете значение этой пословицы?»

- Каждый готов расхваливать всё то, что является для него близким и родным. Часто пословицу: всяк кулик своё болото хвалит - употребляют в шутку, когда кто-нибудь чрезмерно расхваливает не только свою родину, но и место работы, профессию, род деятельности.

Водяной: «Много вы про Васюганское болото узнали, а со мной ещё не играли» (Подвижная игра «Водяной»)

Дети выбирают считалкой водяного, ставят его в круг, он закрывает глаза, и играющие произносят такие слова:
Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?
выйди на минуточку, на одну секундочку ,
выйди хоть на целый час,
всё равно не знаешь нас.
После остановки хоровода водяной открывает глаза и тот игрок, на которого он показал рукой, обегает круг и встаёт на своё место, а водяной старается его догнать. Если водяной догнал игрока, то водящим становится игрок, которого догнали.

Рефлексия
- О чем мы говорили на занятие?
- Что нового узнали на занятие?
- Какое задание больше всего запомнилось?
Литература:

Т. А. Шорыгина «Беседы о грибах, мхах и лишайниках»

Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром/сост. Т. А. Литвинчик - Мозырь: «Содействие», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озеро Байкал - уникальный природный объект

Озеро Байкал. Богатства озера Байкала. Эндемики Байкала. Жители озера Байкала. Климат и погода озера Байкала. Времена года. Уникальные явления природы. Байкальские загадки....

Презентация на тему " Уникальный уголок природы России _ Воронежский государственный природный биосферный заповедник.

1.Познакомить детей с Воронежским заповедником ;формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе....

Конспект и альбом для рассматривания "Природные достопримечательности центральной части России"

Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОО....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. «Уникальные природные достопримечательности России»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. «Уникальные природные достопримечательности России»Тема: «Камчатка – Долина гейзеро...

Методическая разработка «Уникальные природные достопримечательности России» Тема: «Эльбрус - седьмое чудо России»

        Цели и задачи данного проекта:         Развитие  познавательного  интереса  и систематизирование  знаний детей об особен...

Мемо - игры: "Природные чудеса России", "Картины русских художников", "Достопримечательности России"

​о риоририолиьб юь ю ь  бтлтжльНастольные игры не только формируют навыки общения, позволяют приобретать навыки конструктивного выхода из конфликтов, но и развивают высшие психические функции (вн...