Уникальные природные достопримечательности России
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Содействовать формированию познавательного интереса к уникальному природному феноменуна территории России – Васюганские болота.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Выборгского района Санкт - Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию в подготовительной группе «Васюганские болота»
по теме «Уникальные природные достопримечательности России»
Составитель: Паршина Мария Александровна, учитель - логопед
Санкт – Петербург
2021 год
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию в подготовительной группе «Васюганские болота»
Цель: Содействовать формированию познавательного интереса к уникальному природному феноменуна территории России – Васюганские болота
Программные задачи:
- Расширять и углублять знания детей о Васюганском болоте, как уникальном, богатейшем и самом большом в мире.
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, развивать интерес к познаниюприроды.
- Обогащать активный словарь детей прилагательными и синонимами, развивать слуховое внимание.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и желание сберечь и сохранить красоту природы.
Оборудование: иллюстрация Васюганское болото, водяной, мох, торф,клюква, морошка, голубика, брусника, лось, олень, бурый медведь, тетерев, рябчик, глухарь, куропатка
Предварительная работа:
Просмотр мультфильмов: Детская видео энциклопедия «Лукоморье» (болото), Шишкин лес – география (выпуск 23), «Аркадий Паровозов спешит на помощь на помощь» («Почему опасно собирать клюкву на болоте»)
Чтение художественной литературы: А. Тамбиев «Кто на болоте живёт?», Ю. И. Коваль «Морошка», Лидия Дунай «Всяк кулик своё болото хвалит», Николай Соловьёв – Несмелов «Сестрица – цапля да братец кулик»
Ход:
Воспитатель:
Все обходят это место; Здесь земля как будто тесто; | Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (болото) |
- Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Водяного:
«Дорогие ребята! Я – Водяной и живу на Васюганском болоте на кочке. Моё болото самое большое в мире. Болотами называют участки суши, где почва постоянно влажная.Я знаю, что вы любознательные. Вы заданья мои отгадайте, про моё болото узнайте».
На ковролин прикрепляют иллюстрацию Васюганского болота и водяного.
Загадка от Водяного: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». (Мох)
На ковролин прикрепляют иллюстрацию мха.
Рассказ Водяного: «На моём болоте много мхов, есть такие, которые занесены в красную книгу. Пушистым зелено-коричневатым ковром они покрывают кочки и углубления. Мхи поглощают углекислый газ и чистят воздух. Они удерживает в себе много воды. Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох- становится белым.Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет».
Задание от Водяного: «Мох какой?» (мягкий, пушистый,зеленый, сухой, влажный, мокрый, густой, лесной, бурый, коричневый, белый, болотный, сырой, губчатый)
Загадка от Водяного: «Росли на болоте растения, а теперь это топливо и удобрение» (торф)
На ковролин прикрепляют иллюстрацию торф.
Рассказ Водяного: «Как образуется торф? Остатки мхов, трав, стебельков, листья болотных растений - опадают и ложатся слоями друг на друга. В болотной воде без доступа воздуха они гниют очень медленно. Проходит много лет и образуется торф. Он чистит воду. Торф – это полезное ископаемое.Моё болото являются источником пресной воды».
Задание от Водяного: Фонетический разбор слова торф.
Загадка от Водяного:
Росла-росла, по выросла, Из кустов повылезла, | Ярким цветом засветилась И всем людям полюбилась. (Ягода) |
Рассказ от Водяного: «В августе на болотах созревает клюква, морошка, голубика и брусника (на ковролин выставляют иллюстрации ягод). Ягода – это маленький сочный плод, с кустарника или травянистого растения, который во время еды не требуется откусывать или разрезать. У ягоды тонкая кожура с сочной серединой. Внутри всегда есть семена. Из цветка образуется завязь, а затем ягода с семенами. Ягоды любят есть не только люди, но и птицы и животные. В народе говорят: «В ягодный год – дел невпроворот». А почему так говорят?»
Заданиена тренировку слухового внимания «Варенье варить мы стали»
- Послушай внимательно стихотворение, найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее:
Варенье варить мы стали, На болоте ягоды собрали: Голубику, клюкву, бруснику, | Морошку, сметану, малину. Где здесь ошибка, узнай И правильный ответ дай. |
Речь с движением «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, На Васюганское болото идем мы гулять | Идут по группе |
За брусникой, голубикой, За морошкой, клюквой | Наклоняются, собирают ягоды |
Много ягод мы найдем, Домой ягоды отнесём. | Руки поднять вверх и опустить через стороны вниз Сделать из рук крышу над головой. |
Игра «Что приготовим?»
Джем с морошкой (какой?) — морошковый джем
Морс с клюквой (какой?) — клюквенный морс.
Варенье с брусникой (какое?) — брусничное варенье.
Водяной: «Кто в гости ко мне на болото приходит? Заходит лось и олень заглядывает. Бурый медведь забредет за ягодами. Тетеревзалетает и рябчик наведывается. Глухарь захаживает и куропатки по болоту разгуливают».
Игра «Что делает?»
Лось (что делает?) … заходит Олень (что делает? )… заглядывает Медведь (что делает?) …забредает Тетерев (что делает?) ... залетает | Рябчик (что делает? )… наведывается Глухарь (что делает?) … захаживает Куропатки (что делает? )… разгуливают |
Водяной: «Люблю я своё Васюганское болото. А сколько птиц ко мне в гости прилетает. Гнёзда вьют, потомство выводят. А больше всех люблю я куликов болотных. Не даром в народе говорят:«Всяк кулик свое болото хвалит». А как вы понимаете значение этой пословицы?»
- Каждый готов расхваливать всё то, что является для него близким и родным. Часто пословицу: всяк кулик своё болото хвалит - употребляют в шутку, когда кто-нибудь чрезмерно расхваливает не только свою родину, но и место работы, профессию, род деятельности.
Водяной: «Много вы про Васюганское болото узнали, а со мной ещё не играли» (Подвижная игра «Водяной»)
Дети выбирают считалкой водяного, ставят его в круг, он закрывает глаза, и играющие произносят такие слова:
Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?
выйди на минуточку, на одну секундочку ,
выйди хоть на целый час,
всё равно не знаешь нас.
После остановки хоровода водяной открывает глаза и тот игрок, на которого он показал рукой, обегает круг и встаёт на своё место, а водяной старается его догнать. Если водяной догнал игрока, то водящим становится игрок, которого догнали.
Рефлексия
- О чем мы говорили на занятие?
- Что нового узнали на занятие?
- Какое задание больше всего запомнилось?
Литература:
Т. А. Шорыгина «Беседы о грибах, мхах и лишайниках»
Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром/сост. Т. А. Литвинчик - Мозырь: «Содействие», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Озеро Байкал - уникальный природный объект
Озеро Байкал. Богатства озера Байкала. Эндемики Байкала. Жители озера Байкала. Климат и погода озера Байкала. Времена года. Уникальные явления природы. Байкальские загадки....
Презентация на тему " Уникальный уголок природы России _ Воронежский государственный природный биосферный заповедник.
1.Познакомить детей с Воронежским заповедником ;формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе....
Конспект и альбом для рассматривания "Природные достопримечательности центральной части России"
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОО....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. «Уникальные природные достопримечательности России»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. «Уникальные природные достопримечательности России»Тема: «Камчатка – Долина гейзеро...
Методическая разработка «Уникальные природные достопримечательности России» Тема: «Эльбрус - седьмое чудо России»
Цели и задачи данного проекта: Развитие познавательного интереса и систематизирование знаний детей об особен...
Мемо - игры: "Природные чудеса России", "Картины русских художников", "Достопримечательности России"
о риоририолиьб юь ю ь бтлтжльНастольные игры не только формируют навыки общения, позволяют приобретать навыки конструктивного выхода из конфликтов, но и развивают высшие психические функции (вн...