Презентация «Межпредметная интеграция в образовательной практике»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ин т еграц и я — сплочение, объединение структур в рамках единого целого; объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Синонимы: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение.
Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей До введения ФГОС в ДОУ проводились не связанные между собой (кроме лексической темы недели) занятия, представляющие, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и соответственно не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Это привело к вопросу об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интеграция непосредственно образовательной деятельности
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин 1 . Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей
Цели интеграции: Ликвидация много предметности ; Сокращение времени изучения темы; Ликвидация дублирования ; Создание новой технологии; Создание благоприятных условий развития личности ребенка и т.д..
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга . При этом педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.
Методы и приемы, используемые при интеграции НОД Сравнительный анализ , сопоставление . Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Реализация данных задач отслеживается через: Личностно-ориентированную педагогическую технологию , которая предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором НОД проводится в индивидуальном, свойственном ребенку темпе. Личностно- ориентированная модель образования обладает наибольшим здоровье сберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. Интеграцию предметных областей знаний . Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, а интеграция определяет один из путей достижения качества образования. Взаимопроникновение различных разделов воспитания и образования детей . Интеграция должна охватывать все виды деятельности, разнообразные игры, изобразительную, художественно-речевую и музыкальную деятельность.
О б р а з о в а т е льные области: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Х у д о же с т в енн о - эстетическое развитие Речевое р а зви т ие Физич е с к ое развитие П о з н а в а т е л ьное развитие
Познавательное развитие Развитие любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Соц и а л ьн о - к о м м у ник а т и вное развитие Х у д о же с т в енн о - э с т е ти ч е с к ое развитие Физическое развитие Речевое развитие
Речевое развитие Владение речью как средством общения; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Физич е с к ое развитие Социально- к о м м у ник а т и вное развитие Познавательное развитие Х у д о же с т в енн о - эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Социально- к о м м у ник а т и вное развитие Познавательное развитие Речевое р а зви т ие Физич е с к ое развитие
Физическое развитие Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Социально- к о м м у ник а т и вное развитие Х у д о же с т в енн о - эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое р а зви т ие
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования: – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и о собенностями воспитанников , спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов . Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребѐнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребѐнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребѐнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности .
Метод проектов позволяет объединять различные образовательные области , дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. , что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления.Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развить волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Например, тема «Всех важней на свете - мама» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие », « Речевого развития», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, Цель проекта : Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Воспитывать уважение и заботу, умение оказывать беоежное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле. Развивать желание проводить совместные праздники
. Познавательное развитие: Просмотр презентаций, видеофильмов. Рассматривание иллюстраций о семье тематическое занятие «Международный праздник – День матери Совместная деятельность: решение проблемных ситуаций: мама пришла с работы уставшая . Что ты будешь делать?
Речевое развитие :Беседы : « Моя мама лучше всех, заучивание стихотворения наизусть, разучивание пословиц и поговорок о маме, о семье. Составление описательных рассказов «Моя мама лучше всех» Игровая деятельность словесные игры « Н азови ласково», «Моя мама самая…», «Профессия мамы, «Что умеют наши мамы»
Художественно – эстетическое развитие . Продуктивная деятельность рисование портретов мам, Коллективная аппликация «Цветы для мам» Совместная деятельность: чтение рассказов о маме, досуг «Мамочка любимая моя»
Физическое развитие : У тренняя гимнастика, физкультурные минутки , подвижные игры ,развлечения, п альчиковая гимнастика , д ыхательная гимнастика по теме «Семья» (интеграция с познавательным развитием,социально-коммуникативным развитием.,речевым и художественно-эстетическим развитием)
Социально – коммуникативное развитие: Игровая деятельность : сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья »; дидактические игры:»Скажи ласково» Образовательная деятельность : беседы на темы «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Продуктивная деятельность : выпечка печенья.
Итак, строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей ,мы решаем такие задачи как : Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве; Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей; · Ин т е г ра ц ия в в о сп и т а т е л ь н о -обр аз о в а т е л ь н о м про ц е ссе способствует т акже о б ъ е д и н е нию п е д а г о г и чес к о г о к о лл е к т и в а н а о с н о в е обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способносте.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по защите моей практики
Режим дняСредняя группа холодный период времени. КомпонентыПрием детей..........................................................................................................................
Презентация для педагогов "Культурные практики обогащения игрового опыта детей младшего возраста"
Культурные практики в ДОУ их использование, современный подход....
Презентация на тему "Производственная практика по получению опыта профессиональной деятельности в подготовке детей к школе"
Презентация. Производственная практика в ГБОУ №2055...
Презентация.«Роль интеграции в социализации детей младшего дошкольного возраста»
Презентация.Обобщение опыта работы на районном экспертном совете, январь 2013 г.,по теме:«Роль интеграции в социализации детей младшего дошкольного возраста»...
Презентация на тему "Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"
Презентация на тему "Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"...
Презентация "Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ"
Презентация "Тематическая интеграция в системе работы учителя- логопеда в ДОУ"...