Статья на тему:«Декоративно-прикладное искусство как основа нравственного воспитания дошкольников»
статья (подготовительная группа)
Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовная культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhirnovoy_a.v.docx | 604.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Декоративно-прикладное искусство как основа нравственного воспитания дошкольников»
Введение
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира является благоприятным для нравственного воспитания детей.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества.
В настоящее время наблюдается потеря значимости таких жизненно важных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, дружба, великодушие. Вечные ценности: добро, отзывчивость, милосердие – постепенно отодвигаются на задний план.
Актуальность
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, он идет от души.
Искусство родного народа должно войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовная культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа.
Размышляя о значении народного искусства, можно прийти к выводу, что через искусство своего народа лежит путь к нравственности.
Проблема
Детский сад посещают дети разных национальностей (мордва, татары, русские и др.). У многих были самые незначительные представления о народах нашей республики.
- У детей отсутствуют знания об истоках национального декоративно-прикладного искусства, наблюдаются самые незначительные представления об орнаментальности изделий народных промыслов, тем более дети зачастую незнакомы с декоративно-прикладным искусством народов, живущих в нашей республике (мордвы, татар и русских).
- Народы разных национальностей не всегда живут в мире и согласии.
- Низкая культура общения между людьми разных национальностей.
Цель исследования: изучение особенностей нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов родного края.
Задачи исследования:
1) изучить цели, задачи, содержание нравственного воспитания дошкольников;
2) рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство нравственного воспитания дошкольников;
Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников.
Предмет исследования: педагогические возможности нравственного воспитания дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
Практическая значимость
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус; благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».
Воспитанники не имеют возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления народных костюмов, росписи игрушек, посуды, у них нет возможности соприкоснуться воочию с декоративно-прикладным искусством мордовского народа и других народов.
Направления работы
- знакомство детей с изделиями художественных народных промыслов;
- знакомство с национальными орнаментами декоративно-прикладного искусства народов республики Мордовия;
- создание изделий по мотивам декоративно-прикладного искусства народов родного края;
Формы работы с детьми по данному направлению:
1. НОД (фронтальные и подгрупповые)
2. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности.
Рисунок 1.
НОД «Украшение полотенца мордовским орнаментом»
3. Экскурсии (в том числе виртуальные), целевые прогулки.
4. Выставки.
5. Тематические вечера этической и национальной направленности.
Рисунок 2. Рисунок 3.
Татарский национальный костюм Русский народный костюм
Рисунок 4.Мордовский национальный костюм
6. Просмотр фильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.
7. Детская благотворительность.
8. Праздники и развлечения.
Рисунок 5.Тематическое развлечение.
При планировании работы по данной теме, учитываются основные принципы дидактики, такие как: активность, наглядность, реалистичность, доступность, научность, систематичность, последовательность.
Методы и приемы используемые в работе.
Наглядные:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание иллюстраций, репродукций, изделий, предметов;
- дидактические и сюжетно-дидактические игры;
- моделирование.
Словесные:
- чтение художественных произведений;
- беседы с элементами диалога;
- рассказ;
- малые формы фольклора.
Практические:
- продуктивная деятельность;
- постановка спектаклей.
На занятиях дети знакомятся с характерными признаками национальной одежды, обуви и предметов быта. Дети знают, какую одежду носили народы издавна, научились различать и называть головные уборы, одежду, украшения.
Рисунок 6. Дружба народов
Заключение
Соприкосновение с декоративно-прикладным искусством воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
Вместе с тем, в процессе ознакомления с народным творчеством у детей формируются гуманные качества (доброжелательность, милосердие, уважение) к народам разных национальностей, которые и являются основой нравственного воспитания.
Литература
1.Алешина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., ЦГЛ, 2004.
2. Кондрыкинская Л.А.. С чего начинается Родина? М., Творческий центр «СФЕРА», 2003.
3.Островская Л.Ф. Нравственное воспитание дошкольников, М., «Просвещение», 1987.
4.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М., «Просвещение», 1989.
5. Островская Л.Ф. Растить гражданина, М., «Просвещение», 1989.
6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью, М., «Просвещение», 1987.
7. Комарова Т.С., Саккулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду, М., «Просвещение», 1982.
8. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М., «Просвещение», 1982.
9. Журнал «Дошкольное воспитание», 2,6/2004, 1,2/2005, 2/2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию...
Эмоциональная отзывчивость как основа нравственного воспитания дошкольников
В статье отражена актуальность развития эмоциональной отзывчивости в формировании личности человека. Эмоциональная отзывчивость рассматривается позиции известных педагогов-музыкантов. Представл...
Семья - основа нравственного воспитания дошкольников
Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...
Гендерный подход - основа нравственного воспитания дошкольников
данный материал будет необходим в работе молодым специалистам и воспитателям детских садов...
Семинар для педагогов» «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»
Семинар для педагогов»«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»...
Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"
Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"...
Самообразование - Тема: "Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"
quot;Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"...