Семинар для педагогов» «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»
статья
Семинар для педагогов»
«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_alsi_izotova.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов»
«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»
«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому»
Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных требований и изменение культурного уровня нашего народа, степень педагогического просвещения родителей заставляют использовать новые формы и методы общения с родителями.
Как воспитание детей, так и требования к родителям стали многообразнее, тоньше, интереснее и требуют от воспитателей большей эрудиции, гибкости, понимания стоящих задач, вдумчивости в постановке вопросов перед всем коллективом родителей и каждой семьей отдельно.
Работу с родителями нельзя уложить в программу воспитания. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований, рецептов. Все диктуется конкретными условиями каждого детского сада, составом его родителей и детей.
И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т. д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.
(Слайд3)Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ребёнком и взрослым, частые телесные контакты, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного фона воспитания. В дошкольном учреждении не только высвобождают время родителей для работы, учёбы, не только помогают им понять своего ребёнка, но и что особенно важно обеспечивают условия для организации детского сообщества. А в этом нуждается каждый ребёнок, так как без детского сообщества не может быть полноценного и прежде всего социального развития – овладение способами общения со сверстниками, познания самого себя через познание возможностей и особенностей других детей, формирование оценки и самооценки.
(слайд4)В своей работе я применяю соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям формы и методы нравственного воспитания, развития нравственного опыта отношений, оценки хороших и плохих поступков, формирования представлений о правилах вежливости, реализовываю формы и методы развития у детей основ патриотизма, воспитания любви к Родине. Применяю педагогические технологии трудового воспитания детей, формирую у них трудолюбие, уважения к труду взрослых, интереса к профессиям.
Создаю условия для эмоционального благополучия детей, поддерживаю в детской образовательной группе атмосферу эмоциональной отзывчивости, сопереживание готовности к совместной деятельности, Организую общение детей, выполнение правил взаимодействия в целях их социально-коммуникативного развития, усвоения ими норм и ценностей, принятых в обществе, формирую позитивную установку к различным видам труда и творчества, обеспечиваю личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников дошкольной образовательной организации) и детей,
Д. И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребёнка должна начинаться в семье и как можно раньше.
Главное для взаимодействия с родителями и воспитанниками дошкольной образовательной организации я считаю профессиональную компетентность педагога.
Особое значение Д. И. Писарев, придавал содержанию произведения искусства. Он полагал, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии, и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
(слайд5)Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие ребёнка без активного участия его родителей вряд ли возможно.
Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка.
(слайд6)Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств.
Нравственное воспитание детей подразумевает воздействие на ребенка семьи, общества с целью развития в нём нравственных качеств, поведения и чувств. Подражание — это основа любого обучения для маленького ребенка. Малыш понимает, какая атмосфера в семье, отношения между родителями. Он чувствует тон их разговоров. То, что происходит внутри семьи, не может не отразиться на ребенке. Именно отсюда он берет привычки своего поведения и отношения к миру.
Мне хотелось бы остановиться только на некоторых сторонах нравственного воспитания детей, корни которого лежат в ошибочном семейном воспитании или отражают нравственные основы семьи, влияющие на воспитание детей.
Трудность заключается в том, что многое в семейном укладе ускользает от внимания воспитателя, так как это часто скрыто от глаз наблюдателя и зависит от особенностей людей, которые иногда тщательно маскируют свои недостатки или такие стороны семейного уклада, которые идут в разрез с моральными нормами нашего общества. Иногда это выявляется при более близком общении с семьей, иногда и случайно.
Однажды мне пришлось быть свидетелем разговора двух мам, которые одевая своих детей, осуждали внешний вид девочки. После того как я им сделала замечание, они замолчали. Но это натолкнуло меня на мысль начать работу по теме «Формирование позитивных взаимоотношений в семье – основа нравственного воспитания дошкольников».
(слайд7)Я провела в группе анкетирование родителей и выяснила, что только 35% родителей осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом. Осознание определенных нравственных представлений носит в основном эпизодический характер; более 60% родителей затрудняются даже с описанием содержания нравственных понятий.
Я составила план работы по нравственному воспитанию с родителями и детьми и начала работать. Провела родительское собрание «Мы пример для малышей…»
Становление нравственных качеств личности берет своё начало в раннем детстве. Именно в этот период ребенок усваивает первые моральные требования и входит в мир общественных отношений. Взрослый выполняет ведущую роль в формировании нравственных качеств малыша, который либо копирует его поведение, либо перенимает необходимые качества в процессе общения с ним.
(слайд8)Эмоциональное общение, которое существовало между взрослым и малышом до одного года, сменяется предметным. Манипулируя игрушками, родители вызывают желание ребенка к подражанию. В этот период у малыша формируются необходимые для нравственного воспитания качества: понимание речи, самостоятельное воспроизведение действий, предметное общение с людьми.
Малыш начинает понимать слова одобрения и запрета лишь к концу первого года жизни. Эмоционально окрашенные слова воспринимаются ребенком более серьезно, чем сказанные без определенной мимики и интонации. Ребенок охотно играет с предметами и повторяет действия взрослого.
Возможности нравственного воспитания годовалого малыша расширяются, так как он уже может ходить и ему становится проще познавать мир и взаимодействовать с ним. Ребенок уже хорошо понимает речь взрослого, что позволяет словесно контролировать его поведение. Важным аспектом этого периода является общение не только со взрослым, но и со сверстниками. На этой основе формируется дружелюбное отношение к другим детям, любовь к родителям и привязанность к воспитателю.
(слайд9)Развить положительное отношение к сверстникам, умение правильно вести себя в коллективе помогут игры. Они также создадут определенную дисциплину среди детей раннего возраста. Обычно используют такие несложные игры, как «Каравай» или «Кто у нас хороший?».
Важным в воспитании детей раннего возраста является обучение их совместной и бесконфликтной игре. Взрослый должен научить малышей играть одной игрушкой и уметь меняться ими. Важно, чтобы дети могли играть рядом со сверстниками, не отбирая у них игрушки. То есть играть сосредоточенно.
Роль взрослого очень важна. Он учит ребенка положительно относиться к другим детям и подражать им, развивает желание заботиться о них. Чуткое отношение к сверстникам показывает воспитатель или родитель. Он жалеет ребенка, который плачет, привлекает других детей поделиться с ним игрушкой, погладить его по головке и прочее.
Итак, к концу раннего возраста ребенок усваивает простые правила поведения, учится быть в коллективе, выполнять поручения родителей.
(слайд10)Нравственное воспитание детей в семье должно строиться на развитии в них определенной системы ценностей, привитии положительных поступков, что в целом создает правильную личность. Ребенок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми, если он будет понимать значение таких слов, как доброта, дружба, сопереживание, любовь и справедливость. Правильно воспитанные дошкольники более устойчивы к стрессам.
Нравственное воспитание присутствует в жизни ребенка на протяжении всей его жизни. Среда, в которой ребенок растет и развивается, является основой для нравственного развития личности. Поэтому участие семьи в формировании нравственности дошкольников является важным моментом. Чувства, которые затем становятся ценными для ребенка, формируются не без помощи взрослых. Поэтому родителям необходимо обсуждать с дошкольником нравственные вопросы, формируя в нём систему ценностей и понимание правильных и неправильных поступков. Чаще всего использую приём обсуждения поведения литературных героев и людей.
Каждый год жизни ребенка — это выполнение разных социальных ролей, которые он примеряет на себя: друг, дочь (сын, воспитанник и т. п. Эти роли позволяют сформировать нравственную личность, обладающую добротой, заботой, дружелюбием, справедливостью и другими качествами. Чем богаче будет мир ролей, тем больше нравственных норм усвоит ребенок.
(слайд11)Мы играем с детьми в такие игры, которые помогают воспитать коллективизм и дружеские взаимоотношения. (Например, «Копилка добрых дел», «Комплименты» и другие).
В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью и злом. И педагог, и родители должны уделить внимание этому аспекту в развитии дошкольников. Чтобы оградить детей от грубого мира, необходимо знакомить их с положениями морали, рассказывать об этике, развивать правильные убеждения.
Мы проводим с детьми беседы и диспуты, их следует проводить таким образом, чтобы они не выглядели, как чрезмерное навязывание своих принципов детям. Содержание беседы должно ориентироваться также на уровень нравственной подготовки детей. И, конечно же, нельзя обойтись без обсуждения вопросов, волнующих самих дошкольников.
Нужно помнить, что развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в яслях, детском саду. Оно становится более целенаправленным.
(слайд12)Детям необходимо общение со сверстниками. Лишь так у него появится товарищ, с которым можно обсудить интересующие их вопросы. Товарищ — для него друг, с которым он хочет общаться.
Формированию нравственности способствуют игры. Так, например, можно провести с ребенком игру «Избавимся от злости».
Предложите детям сыграть в «Пирамиду любви». Правила просты: каждый из участников называет то, что он любит и кладет руку в центр круга. Таким образом получается пирамида.
Нравственное воспитание раннего, дошкольного и младшего школьного возраста должно строиться на умении переживать, проявлять свои чувства, усваивать правила поведения, дружелюбно относиться к окружающим. Чаще всего в помощь берут простые детские игры. С их помощью ребенок примеряет на себя различные общественные роли, становится более общительным, лучше выражает и понимает чувства свои и других людей.
Желание помочь и сопереживание также можно развить, играя с детьми. В игре ребенок учится следовать тем нормам, которые одобряются обществом.
Мы готовим детей в школу, и каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок был самым лучшим, чтобы ему не пришлось краснеть за свое чадо. И проведя, огромную работу по нравственному воспитанию, я надеюсь, что многие родители по другому будут смотреть на своих детей и на свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - основа нравственного воспитания дошкольников
Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...
Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"
Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"...
Самообразование - Тема: "Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"
quot;Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"...
Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников
Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников...
Мастер-класс для педагогов «Формирование семейных ценностей в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях современного общества»
laquo;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой и...
Самообразование: «Формирование позитивных взаимоотношений в семье – основа нравственного воспитания дошкольников»
Тема самообразования:«Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников»Цель: Нравственное воспитание дошкольников через формирование позитивны...
Презентация по самообразованию: «Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников»
Тема самообразования:«Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников»Цель: Нравственное воспитание дошкольников через формирование позитивны...