конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egoriy_veshniy_podg.gruppa.docx | 415.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
КУРТЮКИНА МАРГАРИТА СЕРГЕЕВНА
Старший воспитатель
МДОУ № 60
ПРОГРАММНОЕ ЗАДАЧИ :
- Познакомить детей с русским праздником «Егорий- вешний»
2.Совершенствовать речь детей.
3.Закрепить умения детей лепить из соленого теста из целого куска туловище, голову, обрабатывать поверхность туловища овечки пальцами , использовать подручный материал: спички.
4.Создать у дошкольников радостное и эмоциональное настроение
5.Воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- «Забавы вокруг печки»- И.Морозова, И. Слепцова ; Москва, «Роман-газета»,1994
- «Народный календарь Подмосковья»- Б.М.Карпенкин; Москва, «УЦ Перспектива», 1999
- «Радоница»-П.Рожнова; Москва, «Дружба народов», 1997
Занятие проводится в музее «Русская изба»
Дети по русскую народную мелодию входят в избу, встают в середине избы около воспитателя.
В: Ребята, когда вы были маленькие, мы с вами учили потешку:
«Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком»
В жизни русского крестьянина домашние животные играли огромную роль. Они были помощниками, кормильцами, поильцами крестьянской семьи. Давайте вспомним с вами, кто жил на крестьянском подворье? Я буду вам загадывать загадки, а вы будете отгадывать про какое животное загадка, найти картинку этого животного и выставить на доске.
- «С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Лыко дерет,
А лапти не плетет.» ( козел)
- « Она не буренка, но все пока
Дает ежедневно кувшин молока.
Ей дай только волю, семь дней не пройдет
Повсюду с деревьев кору обдерет» ( коза)
- «Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится-
Блюдце с чистым молочком» ( кот)
- « Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет
Она знать дает» ( собака)
- « Хвост крючком,
Нос пятачком» ( поросенок)
В: Молодцы! Отгадали все загадки и правильно нашли к ним картинки. Но домашние животные, которые играли для крестьян наиболее важную роль,- это коровы, козы, овцы. На Руси был особенный день- первый после долгой, холодной зимы выгон скота в поле. Это всегда большой праздник для всей деревни. По всей русской земле он приурочивался к Егорьеву дню – 6 мая.
В: Вспомните, пожалуйста, как по-другому на Руси называли Егория?
Д: Георгий- Победоносец.
В: Крестьяне верили, что Егорий, он же Георгий- Победоносец,- покровитель домашнего скота и хозяин лесных обитателей. Он невидимо для людей выезжал на своем коне и пас скот, охраняя от зверей, над которыми он властвовал.
В: А вы хотите покататься на лошадке?
Проводится игра- эстафета «Кто быстрее?»(Дети делятся на две команды. Каждый из команды по-очереди должен добежать на «лошадке» до дерева и вернуться назад.)
В: А сейчас послушайте, что происходило 6 мая много лет назад:
Чуть снег сойдет, в полях трава зазеленеет, начинают коров на пастбище гонять. Не всегда за ними пастухи присматривают, иногда коровушки и сами по лесу пасутся: места вокруг села глухие, чужие люди редко захаживают. Коровушкам на шею, чтоб они не потерялись, колокольцы большие вешают, так что их в лесу далеко слышно. А если в деревне пастух есть, он коровушек барабанкой или рожком созывает. Барабанка- это такая дощечка, ее пастух на шею вешает; а как нужно ему коровушек вместе собрать, он по барабанке начнет палочками постукивать, да так звонко- по всему лесу аукнется. Коровушки как услышат барабанку, так все к пастуху и сходятся, домой спешат.
Первый раз на зеленую травку коровушек на Егорьев день выгоняют. В этот день мама с тятей встают пораньше да скотинки специальный большой пирог стряпают- с запеченным в него целым яичком. Как только светать начнет, папа топор и веточку вербы задвинет за пояс, а в руки икону с Егорием Храбрым возьмет да решето с пирогом в хлев к скотинке вместе с мамой пойдет- пирожком ее угощать: каждой коровушке и овечку по кусочку, а что останется- нищей братии раздадут. Вербочкой скотинку похлещут, выгонят ее за ворота, а патом вербную вицию в речку бросят, чтобы все болезни прочь уплыли.
Про Егория Храброго , победителя змия, богатыря святорусского много разных историй сказывают. Говорят, он над зверьем владыка и может с ним по- людски беседовать: что прикажет он дикому зверю, то тот и делает.
Без дозволения Егория волк да медведь ни одну коровушку, ни одну овечку не тронут Поэтому и почитается Егорьев день как великий праздник. Три дня кряду его всей деревней празднуют: первый день все семейные дома соберутся, на второй- родню в гости зазовут, а на третий уж пойдут по соседям пировать .Малые ребятки тоже не отстают: ходят по избам «Егория окликать»:
- Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали.
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку
И в поле и за полем,
И в лесу, и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком!
Волку и медведю-
Пень да колода!
Ворону, вороне-
Камешек деревянный!
Батюшке Егорию на свечку,
А нам, молодцам, по яичку!
В: А сейчас давайте вылепим с вами из соленого теста стадо овечек с пастухом. Но сначала разомнем пальчики и сделаем пальчиковую игру:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ОВЕЧКИ»
Ох и много колечек у наших овечек
Возле речки гуляют овечки,
А у овечек вся шёрстка в колечках.
Раз колечко!
Соединяем в «колечко» большой и указательный пальчики левой ручки. Пальчики соприкасаются кончиками.
Два колечко!
То же самое делаем большим и средним пальчиками левой ручки.
Три колечко!
То же самое — большим и безымянным пальчиками левой ручки.
Четыре колечко!
То же самое — большим пальчиком и мизинчиком левой ручки.
И ещё!
Раз колечко!
Два колечко!
Три колечко!
Четыре колечко!
Повторяем всё то же самое правой ручкой.
Все не сосчитать!
В: Вы лепите туловище, голову, а вместо ног вставляем спички. Готовые фигурки овечек мы высушим на кухне, в духовке. А затем мы сделаем с вами композицию и покажем родителям.
(Дети лепят овечек под р.н.музыку и выставляют их на поднос.)
В: Молодцы, хорошие овечки у вас получились. Вы немного устали. Давайте сыграем в подвижную игру
ПОДВИЖНАЯ ИГРА « СТАДО»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле, Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.
В: Ребята, вы сегодня молодцы- со всем справились. Давайте вспомним:
С каким народным праздником вы сегодня познакомились? Что нового вы узнали?
( Под русскую народную мелодию дети уходят из избы в группу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»
Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные куклы».Изготовление народной куклы»...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Октябрь- капустник" для детей старшей группы
Второе занятие проекта по изучению народного календаря. Почему сентябрь в старину называли Капустник? Какая народная кукла символизирует этот месяц в народном календаре?...
Конспект занятия на тему: "Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» старшая группа
Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературн...
Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо"...
Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа
Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....
Конспект по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл»в подготовительной группе Цель: Обучение детей пересказыванию сказки близко к тексту.Задачи:1....
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...