конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Маргарита Сергеевна Куртюкина

В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egoriy_veshniy_podg.gruppa.docx415.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

КУРТЮКИНА  МАРГАРИТА  СЕРГЕЕВНА

Старший  воспитатель

МДОУ  №  60

ПРОГРАММНОЕ   ЗАДАЧИ :

  1. Познакомить детей с русским праздником «Егорий- вешний»

     2.Совершенствовать речь детей.

3.Закрепить умения детей лепить из соленого теста из целого куска туловище, голову, обрабатывать поверхность туловища овечки  пальцами , использовать подручный материал: спички.

4.Создать у дошкольников радостное и эмоциональное настроение

5.Воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Забавы вокруг печки»-  И.Морозова, И. Слепцова ; Москва, «Роман-газета»,1994

  1. «Народный календарь Подмосковья»- Б.М.Карпенкин; Москва,  «УЦ Перспектива», 1999

  1.  «Радоница»-П.Рожнова; Москва, «Дружба народов», 1997

Занятие проводится в музее «Русская изба»

Дети по русскую народную мелодию входят в избу, встают в середине избы около воспитателя.

В: Ребята, когда вы были маленькие, мы с вами учили потешку:

«Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком»

      В жизни русского крестьянина домашние животные играли огромную роль. Они  были помощниками, кормильцами, поильцами крестьянской семьи. Давайте вспомним с вами, кто жил на крестьянском подворье? Я буду вам загадывать загадки, а вы будете отгадывать  про какое животное загадка, найти картинку этого животного и выставить на доске.

-  «С бородой, а не старик,

                                                С рогами, а не бык,

                                                Лыко дерет,

           А лапти не плетет.» ( козел)

- «  Она не буренка, но все пока

              Дает ежедневно кувшин молока.

                             Ей дай только волю, семь дней не пройдет

                            Повсюду с деревьев кору обдерет»  ( коза)

-  «Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

            Мяу! Как  мне часто снится-

                        Блюдце с чистым молочком»   ( кот)

- « Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет

        Она знать дает»  ( собака)

 

- « Хвост крючком,

                   Нос пятачком»  ( поросенок)

В: Молодцы! Отгадали все загадки и  правильно нашли к ним картинки. Но домашние животные, которые играли  для крестьян наиболее важную роль,- это коровы, козы, овцы. На Руси был особенный день- первый после долгой, холодной зимы выгон скота в поле. Это всегда большой праздник для всей деревни. По всей русской земле он приурочивался к Егорьеву дню – 6 мая.

В: Вспомните, пожалуйста, как по-другому на Руси называли Егория?

Д: Георгий- Победоносец.

В: Крестьяне верили, что Егорий, он же Георгий- Победоносец,- покровитель домашнего скота и хозяин лесных обитателей. Он невидимо для людей выезжал на своем коне и пас скот, охраняя от зверей, над которыми он властвовал.

В: А вы хотите покататься на лошадке?

Проводится игра- эстафета «Кто быстрее?»(Дети делятся на две команды. Каждый из команды по-очереди должен добежать на «лошадке» до дерева и вернуться назад.)

В: А сейчас послушайте, что происходило 6 мая много лет назад:

     

Чуть снег сойдет, в полях трава зазеленеет, начинают коров на пастбище гонять. Не всегда за ними пастухи присматривают, иногда коровушки и сами по лесу пасутся: места вокруг  села глухие, чужие люди редко захаживают. Коровушкам на шею, чтоб они не потерялись, колокольцы большие вешают, так  что их в лесу далеко слышно. А если в деревне пастух есть, он коровушек барабанкой или рожком созывает. Барабанка- это такая дощечка, ее пастух на шею вешает; а как нужно ему коровушек вместе собрать, он по барабанке начнет палочками постукивать, да так звонко- по всему лесу аукнется. Коровушки как услышат барабанку, так все к пастуху и сходятся, домой спешат.

     

 Первый раз на зеленую травку коровушек на Егорьев день выгоняют. В этот день мама с тятей встают пораньше да скотинки специальный большой пирог стряпают- с запеченным в него целым яичком. Как только светать начнет, папа топор и веточку вербы задвинет за пояс, а в руки икону с Егорием Храбрым возьмет да решето с пирогом в хлев к скотинке вместе с мамой пойдет- пирожком ее угощать: каждой коровушке и овечку по кусочку, а что останется- нищей братии раздадут. Вербочкой скотинку похлещут, выгонят ее за ворота, а патом вербную вицию в речку бросят, чтобы все болезни прочь уплыли.

      Про Егория Храброго , победителя змия, богатыря святорусского много разных историй сказывают. Говорят, он над зверьем владыка и может с ним по- людски беседовать: что прикажет он дикому зверю, то тот и делает.

       Без дозволения Егория волк да медведь ни одну коровушку, ни одну овечку не тронут  Поэтому и почитается Егорьев день как великий праздник. Три дня кряду его всей деревней празднуют: первый день все семейные дома соберутся, на второй- родню в гости зазовут, а на третий уж пойдут по соседям пировать .Малые ребятки тоже не отстают: ходят по избам «Егория окликать»:

- Мы вокруг поля ходили,

                                               Егория окликали.

                                               Батюшка Егорий,

                                               Спаси нашу скотинку

                                               И в поле и за полем,

                                              И в лесу, и за лесом,

     Под светлым под месяцем,

    Под красным солнышком!

                                               Волку и медведю-

                                               Пень да колода!

                                               Ворону, вороне-

                                              Камешек деревянный!

      Батюшке Егорию на свечку,

    А нам, молодцам, по яичку!

C:\Users\acer\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-03 (мар)\сканирование0003.jpg

C:\Users\acer\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-03 (мар)\сканирование0004.jpg

В: А сейчас давайте вылепим с вами из соленого теста стадо овечек  с пастухом. Но сначала  разомнем пальчики и сделаем пальчиковую игру:

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА  «ОВЕЧКИ»

Ох и много колечек у наших овечек 

Возле речки гуляют овечки,
А у овечек вся шёрстка в колечках.

Раз колечко!

Соединяем в «колечко» большой и указательный пальчики левой ручки. Пальчики соприкасаются кончиками.

Два колечко!

То же самое делаем большим и средним пальчиками левой ручки.

Три колечко!

То же самое — большим и безымянным пальчиками левой ручки.

Четыре колечко!

То же самое — большим пальчиком и мизинчиком левой ручки.

И ещё!

Раз колечко!
Два колечко!
Три колечко!
Четыре колечко!

Повторяем всё то же самое правой ручкой.

Все не сосчитать!

http://worldofchildren.ru/images/stories/010.jpg

В:  Вы лепите туловище, голову, а вместо ног вставляем спички. Готовые фигурки овечек мы высушим на кухне, в духовке. А затем мы сделаем с вами композицию и покажем родителям.

(Дети лепят овечек под р.н.музыку и выставляют их на поднос.)

В: Молодцы, хорошие овечки у вас получились. Вы немного устали. Давайте сыграем в   подвижную игру

ПОДВИЖНАЯ      ИГРА  « СТАДО»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

 

Пастушок, пастушок,

                                               Заиграй во рожок!

                                               Травка мягкая,

                                               Роса сладкая,

Гони стадо в поле, Погулять на воле!

 

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

 

Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

В: Ребята, вы сегодня молодцы-  со всем справились. Давайте вспомним:

С каким народным праздником вы сегодня познакомились? Что нового вы узнали?

( Под русскую народную мелодию дети уходят из избы в группу.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Октябрь- капустник" для детей старшей группы

Второе занятие проекта по изучению народного календаря. Почему сентябрь в старину называли Капустник? Какая народная кукла символизирует этот месяц в народном календаре?...

Конспект занятия на тему: "Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» старшая группа

    Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературн...

Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народно-прикладным искусством  "Нежно-голубое чудо"...

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Конспект по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл»в подготовительной группе Цель: Обучение детей пересказыванию сказки близко к тексту.Задачи:1....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...