взаимодействие с педагогами
консультация (средняя группа)
в данном разделе представлены материалы для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Золушка»
Практикум
"Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Подготовила:
учитель-логопед
Гаджиева А.А
г. Когалым, 2019
1слФормирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:
- морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
- словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
- синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания и обучения детей, достаточный уровень речевой практики.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.
В речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи.
2сл Диагностика показала основные пробелы в усвоении грамматического строя языка.
- Предлоги
- Словоизменение (образование множественного числа существительных, счет до 5 – согласование существительных с числительным, образование уменьшительно-ласкательных форм)
- Словообразование (образование относительных форм прилагательных, образование прилагательных от существительных)
Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности.
Во второй младшей группе необходимо регулярно организовывать игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, 3слнапример игра один-много кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи. Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает педагог. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его.
В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей, и имеет важнейшее значение для всего последующего развития детей.
Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе спец. игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала.
Педагог подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в родит. падеже мн. числа в зависимости от окончания в именит падеже (полы – нет полов, столы – нет столов, но стул – нет стульев, нет деревьев). 4слМожно использовать игру чего не хватает, но это уже для более старшей группы
В средней группе проводят игровые упражнения. Например, в процессе игры «загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?», 7 сл. подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому педагог доброжелательно относится к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в итоге получили образец правильной речи. (О собаке скажем – веселая, а о щенке – веселый. Веселая щенок нельзя сказать). Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения связной речи. Этому способствуют вопросы проблемного характера: «Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?» и др.
В старшей группе на занятиях помимо обучения словоизменению и слов. Это пересказ ( мы можем пользоваться мнемотаблицами или графические схемы) и рассказывание в ситуации письменной речи, игра называется «Интервью» : ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а педагог записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления. В этом возрасте у детей должны быть усвоены основные грамматические формы: падежные формы имен существительных ед. числа и мн. числа, изменение большинства имен прилагательных, числам и родам. Дети в своей речи пользуются сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений вызывают затруднения. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
В подготовительной группе по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется на спец. занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы.
Фантастический зверь – мастер класс.
Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных. Научить анализировать изображение фантастического зверя, определять, из каких частей других животных оно составлено. Развивать взаимоконтроль партнеров по игре при выполнении заданий (подготовительная группа). Развивать у детей чувство юмора.
Игровой материал: Картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных: поросёнка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой и т.п. (старшая группа). Конверт для картинок.
Ход игры: В старшей группе играет четное количество детей. Воспитатель предлагает детям сесть за стол друг напротив друга (парами). Показывает конверт и рассказывает, что один знакомый веселый художник передал для них конверт со своими картинками. А что он нарисовал, сейчас узнаем. Достает демонстрационную картинку, показывает детям, выслушивает их высказывания, потом спрашивает: «Кто это? Может быть, верблюд? Нет, это не верблюд. У верблюда нет рогов, а у этого зверя — оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост и коровье вымя. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». Затем достает остальные картинки из конверта и раскладывает их на столе.
Воспитатель перевертывает картинки, предлагает взять: каждому по одной и решить, что за зверь. Объясняет: «Каждый из вас покажет свою картинку тому, кто сидит напротив. Назовет его по имени и скажет, например, так: «Вова, у меня заяц с медвежьей головой, а у тебя кто?», а Вова ответит ему: «А у меня поросенок с петушиной головой».
Это очень увлекательная игра, дети очень ее любят.
А для вас, коллеги, я подготовила такие задания – немного мозгобойни! Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать:
-Часы, которые помогают проснуться (будильник);
-утренняя еда (завтрак);
-большая ложка,с помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
-Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху)
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)
-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин)
-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
11 сл Теперь пару слов о звуковой культуре речи
Составные компоненты звуковой культуры:
- *развитие артикуляционной и мелкой моторики, что является предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
- * развитие речевого слуха и дыхания.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
12 сл 1 Этап. Артикуляционная гимнастика.
Цель речевой гимнастики – формирование определённого положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики разнообразен: по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки
С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме, в форме сказок
Объём требований к их выполнению не велик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.
В средней группе требования к выполнению упражнений повышается. По-прежнему используются игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.
В старшей группе следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую.
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ЛЯГУШКА
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
ХОБОТОК
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
ЛЯГУШКА-ХОБОТОК
На счет раз-два чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
ОКОШКО
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
ЛОПАТОЧКА
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
ИГОЛОЧКА
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало, Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
ЧАСИКИ
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
КАЧЕЛИ
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
ЛОШАДКА
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
2 этап. Развитие речевого дыхания.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.
Речевое дыхание отличается от физиологического. Наша речь происходит на выдохе.
- Правила выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.
- 1.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- 2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).
- 3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- 4. После каждого упражнения дайте ребёнку отдохнуть.
- Игры «сдуй снежинку и т.д + можно еще начать использовать звуковичков
Летит, ступеньки, едет на машинке, + сила голоса
3 этап. Развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.При несформированности речевого звукоразличия ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (лак-рак, шапка-сапка).
Начинать работу по формированию фонематического слуха следует с:
1.Узнавания неречевых звуков.
( Шум ветра, воды, пение птиц, шумовые звуки, музыкальные и т.д.)
2.Различение сходных по звучанию звуков. (Крыса-крыша, лук-жук)
.3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. (хлопни топни)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: - морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам); - словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п ); - синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
Диагностика Предлоги Словоизменение( образование множественного числа существительных, счет до 5 – согласование существительных с числительным, образование уменьшительно-ласкательных форм) Словообразование (образование относительных форм прилагательных ,образование прилагательных от существительных)
Звуковая культура речи – составная часть общей речевой культуры Составные компоненты звуковой культуры : *развитие артикуляционной и мелкой моторики, что является предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. * развитие речевого слуха и дыхания.
1 Этап. Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс ЛЯГУШКА ХОБОТОК ЛЯГУШКА-ХОБОТОК ОКОШКО ЛОПАТОЧКА ИГОЛОЧКА ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА ЧАСИКИ КАЧЕЛИ ЛОШАДКА
2 этап. Развитие речевого дыхания . Правила выполнения упражнений на развитие речевого дыхания. 1 .Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. 2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). 3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями). 4. После каждого упражнения дайте ребёнку отдохнуть.
3 этап. Фонематическое восприятие Начинать работу по формированию фонематического слуха следует с: 1.Узнавания неречевых звуков. 2.Различение сходных по звучанию звуков . . 3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Предварительный просмотр:
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ЛЯГУШКА
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
ХОБОТОК
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
ЛЯГУШКА-ХОБОТОК
На счет раз-два чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
ОКОШКО
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
ЛОПАТОЧКА
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
ИГОЛОЧКА
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало, Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
ЧАСИКИ
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
КАЧЕЛИ
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
ЛОШАДКА
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ С-СЬ-З-ЗЬ-Ц.
ЛОПАТОЧКА
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его, произнося «пя-пя-пя».
КИСКА СЕРДИТСЯ
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»-выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов.
УПРЯМЫЙ ОСЛИК
Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ
Улыбнуться , приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
КАЧЕЛИ
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Ш-Ж-Щ-Ч.
ЛОПАТОЧКА
Улыбнуться , открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его произнося «пя-пя-пя».
ЧАШЕЧКА
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
ФОКУС
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
ЛОШАДКА
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот. Широким языком погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
ГРИБОК
Присосать широкий язык к небу. Это шляпа гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Р-РЬ.
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком сверху вниз.
ЛОШАДКА
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
ГРИБОК
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы -в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное положение языка.
БАРАБАН
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы (или за бугорки) при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами ручку зубной щетки (ручка не должна быть толстой).
МОТОРЧИК
Во время длительного произнесения звука д-д-д (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
БАРАБАН
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной 1 см или ручку зубной щетки прямоугольной формы(ручка не должна быть широкой).
ЛОШАДКА
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
ГРИБОК
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы -в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное положение языка.
ГАРМОШКА
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
ДОТЯНИСЬ ДО НОСА
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка тянуть к носу и опускать к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Золушка»
Мастер-класс
"Разработка интерактивных цифровых пособий на онлайн сервисе Learning Apps"
Подготовила:
учитель-логопед
Гаджиева А.А
г. Когалым, 2021
1 сл.Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вас познакомить с бесплатной онлайн площадкой Learning Apps.
2 сл. LearningApps — бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Является одним из самых популярных онлайн-сервисов, которые используют в своей работе преподаватели.
3 сл.Сервис обладает своими плюсами и минусами, вы их можете увидеть на экране. Но можно сказать, что этот сервис очень прост, в нем работаешь интуитивно. Из минусов – это нужда в интернете.
4 сл. Также стоит отметить, что на данном сайте уже есть готовые упражнения, которые можно доработать под себя и шаблоны для этих упражнений
5.Итак, небольшая инструкция.Сначала необходимо зарегистрироваться.
6сл. Затем выбираете нужное вам упражнение.
7сл. Можно также выбрать предмет изучения.
8сл. Нажимаем кнопку «создать подобное упражнение» .
9сл. В готовый шаблон вносим свои изменения и корректировки.
10 сл. Есть возможно предварительного просмотра упражнения и внесения корректировок.
11сл. Сохраняем упражнение. Это упражнение будет доступно в вашем личном кабинете во вкладке мои упражнения.
12. Вот и все. Упражнение готово. Хочется добавить то, что хоть и сайт больше ориентирован на школу и ВУЗы, но все равно можно доработать упражнения для дошкольников и использовать в работе в ДОУ. А сейчас я бы вам хотела показать видео фрагмент моего упражнения.
13.список источников
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Список источников: Интернет-ресурс www.learningapps.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Золушка»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ТНР по лексической теме «Новый год»
Подготовила:
учитель-логопед
Гаджиева А.А
г. Когалым, 2019
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ТНР по лексической теме «Новый год»
Цель: Закрепление знаний об особенностях праздника.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря по теме “Новый год”.
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Обогащение словаря прилагательными;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие внимания, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание усидчивости на занятиях;
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
Оборудование: карточки (дед мороз, снегурочка, елка, новогодняя игрушка, мишура, подарок, снежинка, салют, мандарин, санки с оленями, елочная звезда, колпак, снеговик), большие картинки (снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, гирлянда, мишура, игрушка)
- Организационный момент.
- Заходите ребята, встаньте здесь.
Раздаю карточки, на них сзади изображены картинки.
- Сядет тот, кто назовет мне то, что изображено на его карточке.
Дети называют и садятся на свои места.
- Ход занятия.
А вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Правильно, будем говорить про Новый Год!
- Услышь ошибку.
Я сейчас вам буду рассказывать про новый год, а вы будете хлопать в ладоши, если я ошибусь и исправлять меня. Все поняли? Начинаем
- На новый год дарят подарки.
- На новый год приходит Дед мороз и Снегурочка.
- Мы встречаем Новый год летом.
- На новый год мы наряжаем ёлку.
- Мы украшаем ёлку овощами.
- На новый год мы водим хороводы вокруг елки.
- Мы встречаем Новый год зимой.
- Дед Мороз носит зеленую шубу.
- У деда мороза белая борода.
Молодцы ребята. Я предлагаю сыграть еще в одну игру, вы любите играть?
- Игра называется «Из чего игрушка» я буду говорить вам из чего игрушка, а вы будете говорить какая она, например игрушка из стекла – стеклянная. Ну что вы готовы?
Из бумаги – ...(бумажная)
Из фарфора – … (фарфоровая)
Из пластмассы – … (пластмассовая)
Из дерева – … (деревянная)
Из картона - … (картонная)
- Игра «Один много» с картинками (сразу картинки)
Скажите, чего много под Новый год?
Снег – много снега
Лёд – много льда
Снежинка – много снежинок
Снежок – много снежков
Гирлянда – много гирлянд
Звезда – много звёзд
Мандарин – много мандаринов
Подарок – много подарков
Игрушка – много игрушек
Улыбка – много улыбок
- Игра «Какой? Какая? Какие?» А теперь время подвигаться.
Ребята я буду называть слово и тот, кому я дам шарик скажет как можно больше слов об этом предмете (с шариком). Вы готовы?
Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…
Ёлка (какая?) – нарядная, высокая, блестящая…
Гирлянда (какая) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…
Мишура (какая) – блестящая, новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…
Подарок (какой?) – красивый, большой (маленький), неожиданный…
Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…
Снегурочка (какая) – красивая, добрая, веселая…
- Физминутка.
Все выходим на ковер, сейчас мы будем с вами играть. Каждый пусть вспомнит свою самую любимую зимнюю игру, скажет мне и изобразит, что нужно делать в этой игре.
- Мозаика
Соревновательный момент ( разрезать по разному)
- Итог занятия.
Вы молодцы. Что мы с вами сегодня делали? О каком празднике говорили? А какой это праздник? Наше занятие закончено, можете отдыхать.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Золушка»
Практикум
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
учитель-логопед
Гаджиева А.А
г. Когалым, 2019
Цель.
Повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи с применением нетрадиционных методов и элементов логоритмики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
*обучающие:
помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи;
*развивающие:
развивать педагогическое мастерство, образное мышление;
*воспитательные: воспитывать культуру общения.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым.
Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением.
Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.
Культура речи – это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами.
Звуковая культура речи – составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
Поэтому наличие полноценной окружающей речевой среды, является неотъемлемым условием своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Составные компоненты звуковой культуры:
*развитие артикуляционной и мелкой моторики, что является предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
* развитие речевого слуха и дыхания.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка:
*Он становится замкнутым, резким, неусидчивым
*У него пропадает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе.
Особенно важно чистое звукопроизношение, т.к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Занятия по развитию звуковой культуры речи проводится как отдельно (в младших группах), так и как часть занятия по развитию речи (преимущественно в старших группах).
Сегодня, помимо традиционных занятий используют логопедическую ритмику.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
ПОЧЕМУ – ЛОГОРИТМИКА?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием
чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы Задачи логоритмики.
Коррекционные задачи :
- преодоление основного речевого нарушения,
- развитие силы голоса и речевого дыхания,
- совершенствование движений органов артикуляционного аппарата.
Образовательные задачи :
*формирование двигательных навыков и умений;
*знакомство с разнообразием движений,
*пространственная организация тела.
Воспитательные задачи :
* содействовать эстетическому, умственному, нравственному, трудовому воспитанию личности с нарушением речевого развития;
- воспитание положительных качеств личности - доброжелательность, толерантность, уважение, принятие сверстника и взрослого таким, какой он есть.
Из всего многообразия средств логоритмики, можно выделить те, которые непосредственно направлены на постановку правильного звукопроизношения.
1 Этап. Артикуляционная гимнастика.
Цель речевой гимнастики – формирование определённого положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме.
Объём требований к их выполнению не велик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.
В средней группе требования к выполнению упражнений повышается . По-прежнему используются игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.
В старшей группе следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую.
Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики разнообразен: по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки)
Предлагаю вашему вниманию занимательную логоритмическую артикуляционную гимнастику в контексте сказки «В гостях у бабушки с дедушкой»
Яркие иллюстрации и несложный стихотворный текст делают гимнастику увлекательной для детей, что облегчает её проведение и делает процесс более приятным.
Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Это поможет совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата, что улучшает дикцию.
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому предлагаю вашему вниманию ёщё одно нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.
«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА»ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЯ:
БИО –ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ;
ЭНЕРГИЯ–СИЛА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ;
ПЛАСТИКА–СВЯЗАННОЕ ПЛАСТИЧНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НАПОЛНЕННОСТЬЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ.
Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.
Данная технология проводится с детьми всех возрастных групп.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Рекомендуется ежедневно включать ее в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
2 этап. Развитие речевого дыхания.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.
Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? Задача воспитателя: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, вертушки и пр.) Вдох на счет 1,2,3 выдох на 4,5, 6 и...15.. Произносить на выдохе с, ф, ш.
Правила выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.
1.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).
3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
4. После каждого упражнения дайте ребёнку отдохнуть.
Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Значительную роль в формировании правильного звукопроизношения и речевого дыхания играют упражнения, основанные на пропевании гласных звуков в сочетании с движением.
Например:
«Цветок распускается». Исходное положение — стоя, руки опущены.
Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» — выдох.
«Рубим дрова». Исходное положение — стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох. Наклон — поём: «У-у-у»
«Пускаем облачко». Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки в стороны— вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву
О, продвигаются вперёд ото рта— выдох.
«Держим большой мяч». Исходное положение — стоя, руки опущены.
Руки в стороны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э»
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
Постепенно можно включать более сложный материал, произносимый на выдохе ( звуки, слоги, словосочетания, слова и т. д.)
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением
3 этап. Развитие фонематического слуха.
Физический слух–это способность слышать окружающие звуки. (Шум дождя, скрип двери, шуршание листвы).
Речевой слух – это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать.
Фонематический слух – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.При несформированности речевого звукоразличия ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (лак-рак, шапка-сапка).
Составляющие фонематической функции:
-фонематическое восприятие
-фонематический анализ и синтез, дифференциация звуков
-фонематические представления
Начинать работу по формированию фонематического слуха следует с:
1.Узнавания неречевых звуков.
( Шум ветра, воды, пение птиц, шумовые звуки, музыкальные и т.д.)
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
2.Различение сходных по звучанию звуков. (Крыса-крыша, лук-жук)
.3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки
1. И.п.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)
2. И.П.- основная стойка. На слово со звуком з наклон вперед, со звуком с наклон назад(зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)
3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком м в середине или конце слова
Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.
2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.
Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком л, положите фишку перед собой. У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. "Просим к столу", - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Сколько слов со звуком л вы услышали? 8 какие? какое слово было самое короткое? Стол сколько в нем звуков?4 в каком слове звуков на один больше, чем в слове стол? На один больше, чем в слове белка?
Составьте задачи с одни из этих слов.
Игра с мячом "Съедобное-несъедобное".
Дети становятся в шеренгу. Водящий сообщает условия игры: Съедобны те слова, в которых есть звук ж (мяч надо ловить), остальные слова несъедобны (мяч ловить нельзя)".
Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипение, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.
Игра с предметом "Звуковая эстафета".
Команды получают задание: передавая мяч друг другу, называть слово, в котором звук н (твердый) стоит в середине слова, например: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.
К средствам логоритмики можно отнести:
г). Скороговороки. Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
д). Чистоговорки - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук.
е). Пословицы. Работу с пословицами рекомендуют начинать как можно раньше. Следует объяснить детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.
Формированию правильного произношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.
Выбор скороговорок
Для разучивания в средней группе.
Тортилла тортами не торгует.
Опятки не на пятке.
Болтун болтает, а нытик ноет.
Метатель метал молот, а Митя- молоток.
Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют с на ш, ш на с.
Саша шла по шоссе и сосала сушку.
Слоны умны.
Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали ворон.
Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.
Женя не вагоноуважаемый,
и не вагоноуважатый,
А уважаемый вагоновожатый.
Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.
Я гляжу на бережок- Не лежит ли пирожок?
Вывод.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления
речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы во взаимодействии с педагогом-психологом по сюжету сказки «У солнышка в гостях»
Организация совместной деятельности с детьми по сюжету сказки "У солнышка в гостях" ....
перспективный план работы взаимодействия с педагогами
Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...
перспективный план работы взаимодействия с педагогами
Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...
Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей
Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...
План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг
План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...