"Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья

Вишнивецкая Ольга Викторовна

консультация для воспитателей о роли семьи в духовно-нравстенном воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Вишнивецкая  О. В.

Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных качеств личности, нравственной позиции, накопление духовного опыта, основанного на традициях и культуре народа – является целью духовно-нравственного воспитания дошкольника. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей. Ребенок с самого начала должен учиться совершать нравственные поступки, правильно реагировать на возникающие трудности, уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают человека с самого рождения. Трудно переоценить силу влияния семьи на формирование личности ребенка.

Моральные нормы и нравственные критерии поведения внутри семьи, впитываются ребенком и воспринимаются им как общепринятый эталон. На примере своих родителей ребенок формирует свое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Подрастая, ребенок выходит из семьи и начинает осваивать мир. В общении со сверстниками, взрослыми, окружающим природным и рукотворным миром он использует накопленный в семье нравственный опыт. Происходит социализация ребенка. И на этом этапе его воспитания содружество родителей и педагогов выступает основным фактором. Важно, чтобы оно шло в одном направлении и имело общие цели.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении.

Ведем просветительскую работу с родителями, стараемся заинтересовать их жизнью ребенка в детском саду.

Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Единство в вопросах воспитания детей способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка, укрепляет доверие к ним. Что в свою очередь очень важно для создания благоприятного климата общего духовно-нравственного воспитания.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения.  Поэтому родилась идея разработать проект «Семья вместе и душа на месте».

Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.

Для родителей оформлены уголки, предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания. Периодически проходит тематические выставки творческих работ, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми. Это помогает родителям больше времени проводить с ребенком, показать заинтересованность его жизнью.

С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос«Где работают твои родители - дети односложно отвечают«На работе»«В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.

Поэтому, перед нами, в настоящее время стала задача познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Была оформлена фотогазета «Мама, папа на работе». Дети рассказывали, где и кем работают мамы и папы»

С помощью мамы Спириной Ксюши была организована экскурсия в детскую поликлинику, где нам показали регистратуру, кабинеты, чем лечат больных, чем оказывают первую помощь. Показали грудничковые весы, ростометр. В приемном кабинете нам показали детские карты и послушали стетоскопом и показали, как им пользоваться.

После этого нами была проведена сюжетно-ролевая игра «Больница».

У советских детей не было компьютеров, мобильных телефонов, плееров, гаджетов и других современных радостей, но детство от этого не было менее счастливым. Игрушки того времени были необыкновенно прочными: они выдерживали испытание водой, огнем и детской любознательностью, а потому жили долго. И храним до сих пор безухого, видавшего виды линялого мишку и сломанную машинку, подаренную любимой бабушкой.

Так и родилась идея создания выставки «Игрушки из бабушкиного сундука». А ведь это не просто выставка? Это повод на несколько минут возвратиться в детство: вспомнить своих дорогих родных и близких, рассказать детям о своём детстве. Вот так и формируются семейные ценности: заботливое отношение к родным, к воспоминаниям, к игрушкам. И непременно, это лишний повод пообщаться со своим ребёнком, показать, что и мы, взрослые, когда-то были детьми…

Каждая семья держится на любви и памяти старшего поколения. Эти люди передают своим внукам и правнукам опыт многих и многих лет, объединяя десятилетия истории в одну непрерывную цепь. Совместно с родителями и детьми оформлена фотовыставка «Наши любимые бабушки и дедушки»

Ко дню пожилого человека был организован праздник «Нам года не беда». Мы долго готовились. Дедушки и бабушки с удовольствием посетили концерт, поучаствовали в веселых эстафетах со своими внуками. После праздника было организовано чаепитие.

Ноябрь посвящен теме «Моя семья» и «Моя мама».  Наши мамы приняли участие в конкурсе творческих работ «Золотые руки мамы», в котором было представлено 10 творческих работ, состоялся праздничный концерт для мам и мам наших мам (бабушек) «Мамочка у меня одна». Ребята на концерте рассказывали стихи, пели песни, танцевали, исполняли сценки , и вручили мамам поздравительные открытки, сделанные своими руками. В празднике также принимали активное участие и приглашённые мамы.

Уже много лет исследователи изучают тему привязанности между мамой и ребенком, но гораздо меньше внимания уделяют отношениям детей с отцами. Папа чаще на работе, а после работы приходит усталый, и на игры и общение остается маловато времени и сил. Как лучше распределить их, и какие занятия выбирать, чтобы это было максимально полезно и формировало по-настоящему крепкую связь?

Тем не менее, у отцов, которые тратят более двух часов на уход за детьми в рабочие дни, тоже формируются с ними хорошие отношения. Так что чем больше папа включен в воспитание, тем лучше для всех! 

Мы предложили организовать дома игры с папами и принести фотографии. Дети потом с удовольствием рассказывали о проведенном вместе времени. Вместе с родителями были изготовлены дидактические игры.  

В результате этой работы, происходит усвоение детьми нравственных и социальных норм, формируются нравственные качества личности, привычки поведения, система ценностей.

И в заключение хочется привести слова К. Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.

в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отража...

Консультация Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в ко...

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника.

В статье даны рекомендации родителям , способствующие развитию личностных качеств ребёнка - дошкольника и  становлению его духовно - нравственной сферы....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

План профессионального развития на тему: Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности дошкольника.Цель: Определить роль семьи в духовно- нравственном воспитании. Задачи:...

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема очень важная и актуальная. Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это, прежде всего любовь к Родине, лю...