Консультация Материалы (игры) для коррекции социально - психологической реабилитации и абилитации детей с особыми потребностями в интеллектуально - творческом развитии
консультация
В данной статье рассказывается о социальной реабилитации . Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. У детей с ограниченными возможностями здоровья существует ряд определенных проблем:
- основная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит в нарушении его связи с внешним миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со взрослыми и сверстниками, в ограниченном общении, недоступности ряда культурных ценностей и
природных ресурсов для отдыха и организации досуга, а иногда и элементарного образования.
- ребенок с ограниченными возможностями здоровья, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
- ребенок с ограниченными возможностями здоровья это не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
В современной науке существует множество подходов к социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная
реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как
средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как
механизм создания равных возможностей детям, для того, чтобы быть
социально востребованными.
Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация».
Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.
По мнению Е. И. Холостовой «реабилитация - это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера.
Социальная реабилитация - это комплекс программ и действий,
направленных на восстановление социальных функций человека, его
социального и психологического статуса в обществе.
Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.
В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации:
- социально-бытовую,
- социально-трудовую,
- социально-культурную и т. д.
Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательным условием социально-реабилитационного процесса является:
- во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс,
- во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.
В ходе медицинской реабилитации ребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условий для возвращения к активной самостоятельной жизни.
Психическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).
В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приемов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в этом процессе ребенок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; азы бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых стереотипов поведения.
В тесной связи с медицинской, психологической и педагогической реабилитацией находится процесс социальной адаптации.
В программу реабилитации входит как работа с детьми, так и работа с родителями. В работу с родителями включены следующие виды деятельности:
- психологическая диагностика,
- психологическая реабилитация и консультация,
- помощь в организации занятий с ребенком дома, распространение и обмен опытом.
Главная задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность.
Развивающая работа ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка. Реализация этой программы осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения и деятельности. Это могут быть:
- специальным образом организованная с учетом развивающего эффекта игровая,
-обслуживающая,
-трудовая,
-учебная деятельность,
- специальные развивающие занятия.
В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приобретается определенный духовный и эмоциональный опыт.
Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.
К средствам реабилитационного воздействия относятся:
- различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.),
- психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия),
- специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством — музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия);
- предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства,аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).
В практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством).
Арттерапия — терапия искусством. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. К основным видам арттерапии относятся:
-рисуночная терапия,
-музыкотерапия,
- библиотерапия,
-танцевальная терапия,
-сочинение историй,
-сказкотерапия,
-куклотерапия.
Игротерапия — метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.
Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.
Выдающийся педагог Крупская Н. К., подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр
«Большое значение игры в развитии личности ребенка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.
Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...»
(Д.Б. Эльконин)
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований у ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. К. Д. Ушинский одним из первых связал развитие игры с особенностями детского воображения. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения. Ребенок искренне верит в них, поэтому, играя,испытывает сильные неподдельные чувства. В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как - будто», «по правде, так не бывает».
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности дошкольника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры и игры-драматизации – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
6. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.
Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений.
Следует помнить, что педагог должен занять равноправную позицию с ребёнком:
- устанавливать контакт «глаза в глаза»;
- играть с ребёнком на полу, на диване, то есть там, где ему удобнее. Учитывая особенность детей с ОВЗ, педагог должен уметь:
- договариваться с ребёнком (система поощрений, чёткие инструкции);
- делать перерывы, так как этим детям трудно находиться в одной позе; - использовать для игр наиболее продуктивное время; не перегружать (они быстро устают).
В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации невозможно переоценить. Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.
Литература
1. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Бук-Мастер, 1993. – с. 100-118
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – с. 102-103.
4. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Птеербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.
Игры, которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми, как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.
Игра «Что бывает?»
Цель: развитие речи и мышления.
Возраст: любой.
Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих, играющего — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.
Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.
Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.
Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие воображения, раскованности в движениях, коррекция эмоциональной отгороженности.
Возраст: любой.
Описание игры: Участники сидят в кругу, ведущий показывает движение характерное для задуманного им по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники меняются.
Игра «Перевоплощения»
Цель: развитие творческого мышления, раскованности в движениях.
Возраст: любой.
Описание игры: В эту игру могут играть родители со своими детьми в течение дня. Ребенку предлагается перевоплотиться в какое либо животное, либо поменяться ролями стать мамой или папой и проигрывать эту роль. Ребёнок погружается в эту роль, затем происходит обсуждение, что он чувствовал, нравилась ли ему забота и т. д.
Игра «Угадай и найди»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти.
Возраст: 4-7 лет.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.
Комментарий: игра может происходить по схеме «ребенок — ребенок», т. е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т. д.
Игра «Коробка переживаний» (релаксационное упражнение)
Цель: снятие психологического напряжения, развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Возраст: любой.
Описание игры: Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания. Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды,огорчения.
Игра «Тень»
Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции, установление межличностных контактов.
Возраст: любой
Описание игры: Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д Задача детей максимально точно повторять движения ведущего.
Игра «Попробуй повторить»
Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.
Возраст: Количество игроков может быть любым.
Описание игры: Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:
• Дарья дарит Дине дыню.
• Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
• В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
• Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
• Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.
Игра «Есть или нет?»
Цель: развитие произвольности в общении, умения действовать по правилам.
Описание игры: Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да», если не согласны, опускают кричат: «Нет!»
Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы?Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
Упражнение «Подарок»
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Описание: Ребенку дается задание: Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас своему другу, маме, папе, воспитателю? Или: Если бы у нас был «Цветик-семицветик», какое бы желание ты загадал? Ребенок загадывает одно желание, отрывает от цветка один лепесток:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы.
Комментарий: Игру можно проводить и в групповой форме.
Игра «Что ты будешь делать?»
Цель: развитие умения выходить из конфликтных ситуаций.
Описание игры: Давай представим:
1. Двум мальчикам Пете и Вите понравилась машинка. Витя забрал машинку себе и не дает Пете. Ты - Петя, что ты будешь делать? Проигрывается несколько раз.
2. Нина и Катя решили одеть куклу, но заспорили, во что они ее будут одевать. Нина забрала одежду и куклу. Ты, Катя, что будешь делать? Проигрывается несколько раз.
3. Ты плохо себя вел. Учительница или мама обиделась. Что ты будешь делать? Проигрывается несколько раз.
Игра «Клякса»
Цель: развитие творческого воображения, умения фантазировать, снятие эмоционального напряжения.
Возраст: любой
Описание игры: В наличии должны быть гуашь и лист бумаги. Ведущий говорит, сейчас мы с тобой будем фантазировать. На лист бумаги нужно капнуть краской (произвольно) чтобы получилась клякса. Затем лист взять в руки и на сгибе этой кляксы, сложить его пополам, чтобы клякса отпечаталась. После чего лист раскрывается и ведущий, вместе с ребенком рассматривает, что получилось и на что это похоже.
Игра «Разговор с руками» (И. В. Шевцова)
Цель: научить ребенка контролировать свои действия, отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия.
Количество играющих: взрослый и ребенок.
Нео6ходимые приспособления: карандаши, лист бумаги.
Описание игры: в эту игру играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д., можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», - и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок - 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора».
Комментарий: игра может не получиться с первого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивноесамовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над проблемой.
Игра «Узнай предмет»
Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.
Возраст: 4-10 лет
Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие предметы — игрушки, катушки, ручки и т. д.
Описание игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.
Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.
Вместо мешка можно приготовить коробку необходимого размера (например из-под электрочайника) с боковой прорезью круглой формы. А если ее оклеить разными картинками, она станет настоящим украшением детского уголка.
Игра «Возьмите себя в руки»
Цель: обучение приемам саморегуляции.
Описание: Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека».
Игра «Врасти в землю»
Цель: обучение приемам саморегуляции.
Описание: Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
Игра «Сказка с продолжением»
Цель: развитие мышления, воображения, речи, коррекция личностной сферы.
Описание: Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен, нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить.Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. "). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы ребёнок мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Игры подходящие для работы с детьми с особенностями развития.
“Найди отличие”
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, асам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.
Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могутпоменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доскекакой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается).
Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какиеизменения произошли.
“Ласковые лапки”
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитиечувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослыйподбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянныйфлакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку
по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковымилапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадатьпредмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться сребенком местами.
“Кричалки—шепталки—молчалки”
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это —сигналы.
Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать,сильно шуметь;
желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться,
насигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и нешевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
“Гвалт”
Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становитсяводящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известнойвсем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входитводящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово.
Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслухдоставшееся ему слово.
“Разговор с руками”
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложитьему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживитьладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. Послеэтого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите
делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору,проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеютделать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игрунужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что втечение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще
более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела:мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежутоквремени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительныйсрок, похвалив послушные руки и их хозяина “Говори!”
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Ноотвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайтепотренируемся: “Какое сейчас время года?”
(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в комнате,) потолок?”...“Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
“Час тишины и час “можно””
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научитьсяуправлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будетнаступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в наградуза это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное,чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какиеконкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослыйадресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).
“Слушай команду”
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом.
Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом
команду ведущего (например:“Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же еевыполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только навыполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состояниихорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия
расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, болееспокойный вид деятельности.
“Расставь посты”
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание наопределенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир,который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущийпоследним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжаютмаршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в
задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, детидолжны передвигаться бесшумно.
“Слушай хлопки”
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущийхлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять наодной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза,играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны,
руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
“Замри”
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками надголовой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, накоторую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, онвыбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения.
Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
“Давайте поздороваемся”
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми,кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремитьсяпоздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надоопределенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующихпроведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело,снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущенияотчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры
во время этой игры.
Игры за (столами)
«Пространственная ориентация»
Цель: Обучение способности классифицировать. Развивать пространственную ориентацию, наблюдение.
Игра содержит 7 фотографий с геометрическими фигурами и 28карточек с фотографиями окружающей среды, которые представляют собой геометрические фигуры, встречающиеся в повседневной жизни.
«Ассоциации»
Цель: Обучать и развивать способности понимать причину и следствие.
Объединять пары объектов, представленных на каждой из фотографий, которые легко идентифицировать, назвать, связать и отработать их использование
Примеры групп картинок для игры:
1.Замок – ключ;
2.Зубная щётка – зубная паста;
3.Дождь – зонт и т.д.
«До – во время – после»
Цель: Обучать последовательности действий.
Серия картинок с изображением простых сюжетов. Картины сгруппированы по трое. Каждая группа отражает, что представляет собой объект сначала, что с ним происходит потом, что становится результатом. Задача ребёнка – составить логическую цепочку.
Примеры групп картинок для игры:
Выращивание моркови – сбор – морковный суп и т.д.
«Определите 5 чувств»
Цель: Обучать навыкам индуктивного/ дедуктивного мышления
Игра состоит из 5 больших карточек, соответствующих 5 органам чувств:
«глаз»(зрение/, «рот»(вкус), «нос» (обоняние), «ухо» (способность слышать), «Руки» (тактильные ощущения), и 30маленькихкруглых карточек с изображениями основных действий с данными органами чувств. Необходимо подобрать каждому органу чувств шесть маленьких карточек и объяснитьсвой выбор.
«Профессиональные ассоциации»
Цель: Обучение способности классифицировать.
Предлагаются задания, связанные с выстраиванием ассоциативных связей между различными профессиями и сопровождающими их аксессуарами, одеждой, снаряжением и инструментами, используемыми в каждой профессии.
Например:
Почтальон – газета, письма и т.д.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Подготовил:
Учитель – логопед Константинова Л.А.
Ядрин 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально творческого развития)
ВведениеВопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остаётся актуальным.Дошкольное детство – это период, когда закладываетс...
Творческий проект на тему «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально-творческого развития) (средняя группа)
Цель проекта. Содействовать гармоничному интеллектуально-творческому развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей...
Творческий проект «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 4-6 лет)
Цель проекта: Содействовать гармоничному интеллектуально-творческому развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
Консультация по теме: «Развивающая игра, как средство интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях образовательной сист...
Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,
Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В. «Иг...