Консультация для педагогов «РППС как показатель профессиональной компетентности воспитателя»
консультация

Тарасова Галина Григорьевна

Предметно-развивающая среда в ДОО - это совокупность условий оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_rpps.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска” муниципального образования “Лениногорский муниципальный район”
Республики Татарстан.

Консультация для педагогов

«РППС как показатель профессиональной компетентности воспитателя»

Подготовила: Тарасова Г.Г

воспитатель первой

квалификационной категории

2021 г

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.

Социальное пространство имеет для человека преобладающее значение, поскольку в нем формируется и развивается личность. Оно определяет содержание и структуру потребностей человека. Самореализация в социальном плане становится для индивида смыслом его существования. У активной личности выделяются такие качества: как открытость, доброжелательность, сопереживание, забота и любовь, выход на более высокий уровень межличностного взаимодействия, а также стремление к познанию отношений. Создание необходимых психолого-педагогических условий построения социального пространства развития детей в дошкольном учреждении начинается с выбора и реализации образовательной программы дошкольного учреждения, а также ее материального обеспечения. Образовательная программа дошкольного учреждения должна соответствовать современным научным подходам к воспитанию детей. Но при этом учитывается, что само по себе наличие современной, рационально скомпонованной, научно обоснованной образовательной программы не позволит получить ожидаемые результаты, если воспитатели дошкольного учреждения не способны к субъектному взаимодействию с воспитанниками, а также, если не владеют технологией развивающего обучения.

Другим важным условием построения социального пространства развития является наличие в дошкольном учреждении творческого пространства. Наличие творческого пространства характеризуется не только оборудованием «места творения», но и особым психологическим состоянием детей, их активной направленностью на познание.

Любая социальная среда, в том числе предметно-развивающая, влияет на протекание в ней жизнедеятельности человека, так как представляет собой совокупность материальных средств, духовных ценностей, межличностных отношений.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность среды, что предполагает:

  • Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании, являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Организация предметно-развивающей среды является одним из условий построения образовательного пространства ДОУ  и реализуется по основным направлениям:

  • Создание предметно – развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах детского сада
  • Создание инфраструктуры предметно-развивающей среды для всестороннего развития ребенка по четырем основным направлениям
  • Создание информационно-просветительского поля, способствующего эффективному вовлечению родителей в процесс образования и воспитания

Построение предметно – пространственной развивающей среды, это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдение взрослого.

Предметно – развивающая среда, система материальных объектов, средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы.

Любую систему можно рассматривать, как некое устройство. Чтобы устройство функционировало, нужно наладить четкую, правильную работу механизмов, обеспечивающих его работу, учесть все их особенности и предусмотреть, предупредить все возможные сбои. Если система, это устройство, то механизмы, это принципы, обеспечивающие его бесперебойную работу, упорядочивающие его деятельность.

Организуя развивающую среду в группах, руководствуемся психолого-педагогическими аспектами и принципами создания современной развивающей среды.

  1. Принцип вариативности.

Определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно-развивающей среды.

  1. Принцип целостности образовательного процесса

Наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.

  1. Гендерный принцип

Обеспечение среды, как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

  1. Принцип учета возрастных особенностей

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

  1. Принцип опережающего развития

Наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%), ориентированных на детей старшего возраста (не более чем на год), т.к. дети различаются по уровню своего развития

  1. Принцип интеграции

Материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

  1. Принцип информативности

Разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

  1. Принцип трансформируемости

Возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сфер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

  1. Принцип эмоционогенности

Индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Пространство группы можно условно разделить на три сектора: активный, рабочий, спокойный.

Активный сектор занимает большую часть пространства группы, мебель легко трансформируется и  при необходимости быстро убирается.

Этот сектор включает  в себя следующие центры:

  • центр игры
  • центр двигательной деятельности
  • центр конструирования
  • центр музыкально театрализованной деятельности

Результат работы активного сектора: развитие способов поведения и отношений с людьми; развитие и обучение детей средствами игровой предметности; социализация ребенка через игровые виды деятельности; стимулирование  и развитие познавательной активности ребенка; формирование представлений о важности безопасного поведения.

Рабочий сектор занимает 25% всей группы, предполагается размещение оборудования для организации совместной регламентированной деятельности.

Этот сектор в себя следующие центры:

  • центр познавательной и исследовательской деятельности
  • центр продуктивной и творческой деятельности
  • центр правильной речи и моторики.

Результат работы рабочего сектора: стимулирование и развитие  познавательной активности ребенка; формирование стремления к освоению нового; стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка; развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков; развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

Спокойный сектор также занимает 25% пространства группы. Центры удалены немного друг от друга, чтобы дети могли уединиться.

Этот сектор включает в себя следующие центры:

  • центр книги
  • центр отдыха
  • центр природы

Результат работы спокойного сектора: развитие эмоционально – чувственной сферы, нравственно – этических отношений; формирование потребности рассматривать, беседовать по поводу содержания; формирование эколого-эстетического развития; формирование познавательного развития ребенка; экологизация различных видов деятельности.

И в итоге можно сказать что, развивающая предметно – пространственная среда, созданная по данной модели: раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность; утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности; обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. Мальчикам,  детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек),  которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы  различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему (картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу).

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами учитывается, то, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым.

В младших группах в основе детской игры лежит предмет, поэтому необходимо постоянно обновлять игровую среду, чтобы пробудить у малышей любопытство. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной, игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. 

 РППС в средней группе должна предусматривать широкие возможности для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Игрушки и предметы должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как эталон. Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе: ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п. Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом, поэтому не стоит, слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают игровое пространство, используя гибкие модули, кубы, ширмы, стулья. РППС должна обеспечить доступ к объектам природного характера. Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием. В старших группах у детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-нибудь запомнить, в связи с этим необходимо активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы. Особое внимание приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению. Дети 6-7 лет с удовольствием объединяются в группы по интересам, поэтому развивающие центры рассчитываются для работы в них большого количества дошкольников. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, проблемных ситуаций. Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления детьми поделок. Старшие дети любят игры-соревнования, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит, нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.

Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО реализовано в соответствии с основными направлениями (образовательными областями).

Социально-коммуникативное развитие включает в себя: развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развитие трудовой деятельности. Патриотическое воспитание.

Речевое развитие включает несколько направлений: развитие словаря; воспитание звуковой культуры; формирование элементарного осознания явлений языка и речи; воспитание любви и интереса к художественному слову.

Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания; знакомство с социальным миром; развитие элементарных математических представлений.

Художественно-эстетическое развитие: формирование и развитие эстетического восприятия мира природы; формирование и развитие эстетического восприятия социального мира; формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства; художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.).

Физическое развитие включат в себя следующие направления: приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предметный мир детства, это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад, это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя  дошкольного образовательного учрежденияПоказательПроявление показателяПодтверждающие документыРекомен...

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя образовательного учреждения (воспитателя ГПД, классного руководителя и т.д.)

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя образовательного учреждения (воспитателя ГПД, классного руководителя и т.д.)...

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

По этим критериям я набирала портфолио на 1 категорию воспитателя. Может кому пригодится, удачи....

Мастер-класс с педагогами. «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников»

ТЕМА: «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников» Цель: ознакомление с одной из форм оздоровительной работы - гимнастика после дневного сна....

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

«Профстандарт воспитателя. Критерии и уровневые показатели профессиональной компетентности воспитателя».

Как говорил американский учёный, специалист по теории развития организаций Питер Вейлл.«Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» С 1 января 2017 года на т...