Методическая статья «Всестороннее развитие ребенка и формирование пространственного мышления во второй младшей группе"
статья
Пространственные представления детей дошкольного возраста формируются в разных образовательных областях: - познавательное развитие - в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в которой дети в большей степени овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоскости, определяют пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №73 г.Томска
Статья
«Всестороннее развитие ребенка и формирование пространственного мышления во второй младшей группе»
Сенина Галина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
2021г.
«Всестороннее развитие ребенка и формирование пространственного мышления во второй младшей группе»
Цель учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными требованиями общества к ДОУ - всестороннее развитие ребенка и формирование пространственного мышления с раннего дошкольного возраста.
Дошкольное детство - уникальный возраст, именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека.
Всестороннее развитие ребенка невозможно без развития способностей к пространственным представлениям. Ориентация в пространстве оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, его самосознание. По мнению психолога З.М. Дунаевой, пространственные представления – это представления о пространственно-временных отношениях и свойств предметов: расположение, форма, величина объектов. Пространственные представления являются необходимым элементом познания и любой практической деятельности индивида. Пространственные представления детей дошкольного возраста формируются в разных образовательных областях: - познавательное развитие - в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в которой дети в большей степени овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоскости, определяют пространственное расположение предметов относительно друг друга.
В три года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов относительно исходной точки отсчета. Границы отражаемого пространства как бы отодвигаются от самого ребенка, однако определение объектов, расположенных впереди, сзади, справа или слева, связывается с представлением о крайне узких участках пространства, непосредственно примыкающих к сагиттальной и фронтальной линиям. Это как бы прямые линии на местности, идущие перпендикулярно каждой из сторон субъекта, в котором зафиксирована точка отсчета. Положение объекта под углом 30—45° в переднее - правой, например, зоне не определяется ребенком ни как впереди, ни как справа расположенным. «Это не впереди, а побочее», — обычно говорят в таких случаях дети или: «Это не справа, а немножко кпереди» и т. п. Пространство, воспринимаемое вначале диффузно, теперь как бы делится на участки.
Большое внимание во второй младшей уделяется охране и укреплению здоровья, особенно деятельности нервной системы ребенка, полноценному физическому развитию, воспитанию интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, с включением игр на развитие пространственного мышления, формированию положительных нравственно-волевых черт личности.
Физическое воспитание осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм.
Основной формой обучения являются занятия, на которых широко используются дидактические игры и игровые приемы.
Большое внимание уделяется устной речи детей. На всех видах ОД и особенно на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, природой, с произведениями художественной литературы, детей подводим к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления окружающей действительности и имеют определенное значение, что для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.
В умственном развитии детей большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Они проводятся, начиная со второй младшей разновозрастной группы.
С раннего возраста ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. В процессе ОД и игры он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Развитие пространственных представлений является предпосылкой спортивной, изобразительно-художественной, практической и других видов деятельности. Значительное место отводится конструированию, которое способствует развитию пространственного мышления, сообразительности, творчества, умений конструктивной деятельности.
Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:
• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);
• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);
• в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия). Дети овладевают умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, в дальнейшем – с бумагой, природным материалом.
Нравственное воспитание является одной из важных сторон воспитания детей в ДОУ. Оно осуществляется во всех видах деятельности. В нравственном воспитании детей, большое место отводится формированию любви к родному городу, к Родине, воспитанию дружбы между детьми.
Особой формой общественной жизни дошкольников является самостоятельная деятельность – игра, где они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляя свои замыслы. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственных качеств (коллективизма, товарищества, доброжелательности и др.), творческих способностей.
В процессе эстетического воспитания большое значение имеет правильное педагогическое руководство детской художественной самодеятельностью. Педагогами организована «зона творчества», где ребенок может заняться творчеством и самостоятельно выбрать художественный материал, поддерживают стремление детей проявить себя в самостоятельной разнообразной деятельности.
Все работы представлены на постоянно действующей выставке и использованы для предметно-развивающей среды групповой комнаты.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Так, начиная со второй младшей группы, формируем мировоззрение, эстетические взгляды, культуру и пространственное мышление дошколят.
Список используемой литературы
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2007.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.
А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе по ФЭМП на тему: «В гости к зайке».
Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе.Конспект НОД на тему: «В гости к зайке».На занятии использованы следующие инновационные технологии:-Развивающие игр...
Методическая разработка по ИЗО деятельности во второй младшей группе Лепка Тема недели: «Новогодний праздник»
Методическая разработка по ИЗО деятельности во второй младшей группеЛепка Тема недели: «Новогодний праздник»По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вараксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василье...
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий во второй младшей группы"
В детском саду воспитатели приучают воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище ориентируют детей ...
Статья "Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Гномики»"
Статья "Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Гномики»"...
Статья "Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе детского сада" (дети 3-4 лет).
Краткое описание нетрадиционных техник рисования, которые применяются во второй младшей группе....
Статья о проведении занятия во второй младшей группе по художественно - эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Раз, два, три, ёлочка гори!»
Новый год - пора чудес, подарков и исполнения желаний! С особым волнением и радостью, дети ждут этого праздника. И, конечно, главным символом Нового года является - ёлочка! Именно её дети украшают к н...