Организованная познавательно – исследовательская деятельность «Тайны воздуха» в подготовительной группе.
план-конспект занятия

Пермина Ирина Каиртаевна

Организованная познавательно – исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе.

 

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

Формировать умение самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

 Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;

 Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

 Воспитывать желание познавать окружающий мир;

 Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

 Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Оборудование: картон, листы бумаги, полиэтиленовые пакеты, зубочистка, резиновые игрушки, освежитель воздуха, пробирки с крышкой, стаканы с водой, трубочки,  бутылка пластмассовая, миска с горячей водой,  воздушные шары, банка с крышкой, две свечки, буквы (слово воздух).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ»

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

- А где есть воздух? (везде)
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)
- А можно жить без воздуха? (нет)
- Почему? (ответы детей)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

Без еды человек может прожить 5 недель, без воды два дня, а без воздуха 5 минут.

- А теперь проведем маленький – эксперимент, попробуем не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание, а указательными пальчиками зажмите нос. Вот вы все начинаете открывать ротики и носики.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Правильно, воздух нужен человеку и животным чтобы дышать, чтобы жить.

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле).

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

- Сегодня в нашей лаборатории мы с вами попробуем ответить на вопросы:

«Есть ли воздух, где и как его обнаружить?»

А для этого я предлагаю вам стать учеными,  и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: Без разрешения ничего не трогать, соблюдать тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.

Опыт №1. «Почувствуй воздух»

 - Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Вывод: воздух чувствуется от движения

Опыт №2. «Поймай воздух»

Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. - А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите,  пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет). А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите зубочистки и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод:
 Воздух прозрачный, бесцветный; Воздух можно почувствовать кожей.

Опыт №3. «Бумажные гонки».

- Воздухом можно двигать предметы. Возьмите лист бумаги. Одну сторону бумажного листа нужно отогнуть. По команде подуйте на лист, и лист будет двигаться вперед. Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).

Вывод: от воздуха лист бумаги движется вперед

Опыт №4. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать.

Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки). Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.

Физминутка «Воздух»

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

 

№5. «Имеет ли воздух запах».

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет)

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму освежитель воздуха и очищу его. Что почувствовали? (запах освежителя).

Вывод: Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

 

 

Опыт №6. «Воздух легче воды»
Ребята, возьмите пробирку с  водой. А теперь посмотрим, вся ли пробирка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине пробирки). А где слой воздуха? (в верхней половине пробирки). А теперь, давайте попробуем перевернуть пробирку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили пробирку. Что это значит?

Вывод: Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

 -Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. - Что происходит? - Что вы видите?

Частички воздуха поднимаются на поверхность воды

Вывод: Воздух легче воды.

Игра с воздухом

  1. Воздушный шарик

Оборудование: воздушные шарики

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) предлагаю надуть шары и объясняю: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагаю детям,  поиграть с шарами).

 

  1.  Ракета

Оборудование: воздушные шарики

Предлагаю, детям выпустить воздух из  шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращаю внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

 

 

Фокус от воспитателя  «Воздух сжимается».

Цель: Закрепление изученного материала со свойствами воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.


 А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. -Что происходит? Почему свеча в банке погасла?

 Вывод: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха; другая свеча горит, т.к. достаточно воздуха. В банке остался неприятный запах. При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. тный воздух.

- Ребята, мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.

- Воздух не имеет: звука; запаха; вкуса; цвета; формы; он есть везде; И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим, воздух необходим нам для жизни каждую секунду.

Ребята, что Вам больше всего запомнилось, понравилось?

Молодцы ребята, вы очень хорошо работали, большое вам спасибо! До новых встреч!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_opyt-vozduh.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 145

Организованная познавательно – исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе.

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

Формировать умение самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

 Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;

 Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

 Воспитывать желание познавать окружающий мир;

 Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

 Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Оборудование: картон, листы бумаги, полиэтиленовые пакеты, зубочистка, резиновые игрушки, освежитель воздуха, пробирки с крышкой, стаканы с водой, трубочки,  бутылка пластмассовая, миска с горячей водой,  воздушные шары, банка с крышкой, две свечки, буквы (слово воздух).

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ»

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

- А где есть воздух? (везде)
- А кто дышит воздухом?
(люди, птицы, животные, насекомые, растения)
- А можно жить без воздуха?
(нет)
- Почему?
(ответы детей)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

Без еды человек может прожить 5 недель, без воды два дня, а без воздуха 5 минут.

- А теперь проведем маленький – эксперимент, попробуем не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание, а указательными пальчиками зажмите нос. Вот вы все начинаете открывать ротики и носики.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Правильно, воздух нужен человеку и животным чтобы дышать, чтобы жить.

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле).

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

- Сегодня в нашей лаборатории мы с вами попробуем ответить на вопросы:

«Есть ли воздух, где и как его обнаружить?»

А для этого я предлагаю вам стать учеными,  и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: Без разрешения ничего не трогать, соблюдать тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.

Опыт №1. «Почувствуй воздух»

 - Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Вывод: воздух чувствуется от движения

Опыт №2. «Поймай воздух»

Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. - А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите,  пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится?
(воздух) Какой он? Вы его видите? (нет). А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите зубочистки и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод:
 Воздух прозрачный, бесцветный; Воздух можно почувствовать кожей.

Опыт №3. «Бумажные гонки».

- Воздухом можно двигать предметы. Возьмите лист бумаги. Одну сторону бумажного листа нужно отогнуть. По команде подуйте на лист, и лист будет двигаться вперед. Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).

Вывод: от воздуха лист бумаги движется вперед

Опыт №4. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать.

Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки). Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.

Физминутка «Воздух»

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

№5. «Имеет ли воздух запах».

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет)

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму освежитель воздуха и очищу его. Что почувствовали? (запах освежителя).

Вывод: Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт №6. «Воздух легче воды»
Ребята, возьмите пробирку с  водой. А теперь посмотрим, вся ли пробирка у нас наполнена водой?
(нет) А где находится слой воды? (в нижней половине пробирки). А где слой воздуха? (в верхней половине пробирки). А теперь, давайте попробуем перевернуть пробирку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили пробирку. Что это значит?

Вывод: Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

 -Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. - Что происходит? - Что вы видите?

Частички воздуха поднимаются на поверхность воды

Вывод: Воздух легче воды.

Игра с воздухом

  1. Воздушный шарик

Оборудование: воздушные шарики

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) предлагаю надуть шары и объясняю: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагаю детям,  поиграть с шарами).

  1.  Ракета

Оборудование: воздушные шарики

Предлагаю, детям выпустить воздух из  шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращаю внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Фокус от воспитателя  «Воздух сжимается».

Цель: Закрепление изученного материала со свойствами воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.


 А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. -Что происходит? Почему свеча в банке погасла?

 Вывод: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха; другая свеча горит, т.к. достаточно воздуха. В банке остался неприятный запах. При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. тный воздух.

- Ребята, мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.

- Воздух не имеет: звука; запаха; вкуса; цвета; формы; он есть везде; И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим, воздух необходим нам для жизни каждую секунду.

Ребята, что Вам больше всего запомнилось, понравилось?

Молодцы ребята, вы очень хорошо работали, большое вам спасибо! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебник воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедической подготовительной группы

Составляя свой конспект, я хатела формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи занятия:способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению пре...

по познавательно - исследовательской деятельности «Тайны песка» в подготовительной к школе группе

Учить детей в ходе поисковой деятельности определить свойства песка...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ БУМАГИ» ( подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.ЗАДАЧИ:Образовательные: • Познакомить детей со способами исследования бумаги • Продолжать обуч...

Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность детей и родителей подготовительной группы "Экспериментальная лаборатория"

Развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей в ходе познавательно-исследовательской деятельности....

Познавательно-исследовательская деятельность «Тайны воздуха» (подготовительная группа)

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Тайны воздуха"  в подготовительной группе построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, в ходе которой дети вып...