по познавательно - исследовательской деятельности «Тайны песка» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Венера Николаевна

Учить детей в ходе поисковой деятельности определить свойства песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_peska-konspekt.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Тайны песка»

Цель:

В поисково-исследовательской деятельности учить детей определять свойства песка.

Задачи:

-Формировать  представление о песке как об объекте неживой природы. Познакомить с историей происхождения песка, его свойствами (липкость, сыпучесть, водопроницаемость).

-Развивать  умения наблюдать за изменениями, самостоятельно делать элементарные умозаключения, рассуждать, делать выводы

-Воспитывать познавательный интерес к изучению свойств песка. Воспитать безопасное поведение  в проведении опытов с песком.

Методические приемы:

  1. Игра «Разгадай слово».
  2. Беседа  с детьми о песке.
  3. Практически- исследовательская часть

Опыт №1 «Состав песка».

Опыт №2 «Свойства сухого и мокрого песка».

Опыт №3 «Липкий песок».

  1. Презентация «Поделки из песка».
  2. Игра «Песочные фигуры»
  3. Рисование сухим песком. «Песочная фантазия»
  4. Рефлексия

Словарная работа: лаборатория, дюны, песчаник, экспериментаторы, исследователи, земснаряд, карьер, микроскоп, лупа, воронка.

Предварительная работа: чтение природоведческих энциклопедий; рассматривание картин, фотографий,    просмотр познавательных фильмов игры с песком и водой.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска-мольберт, буквы на магнитах, столы, стулья детские, стул взрослый, тазик с мокрым песком, песочные часы.

Раздаточный материал: подносы, песок разного цвета, листы бумаги, клей-карандаш, лупы, лопатки, воронки, вода в мерных стаканчиках, халаты, шапочки.

Ход занятия

Воспитатель: - у нас в группе появилась необычная банка. Как вы думаете, что может быть в ней. В этой банке находится вещество. Я предлагаю вам сейчас отгадать, что там?

  1. Игра «Разгадай слово»

Воспитатель: - 1. Назовите второй звук в слове (опыт)

- 2. Назовите первый звук в слове(ель)

- 3. Назовите первый звук в слове(сок)

- 4. Назовите четвертый звук в слове (ворона)

- 5. Назовите последний звук в слове (урок)

(Выкладываем полученное слово.) (ПЕСОК)

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен песок?

Дети: для игр детей в песочнице, в строительстве, рисовать на песке, создавать песочные скульптуры, песочные часы.

Воспитатель: - Правильно. А еще можно встретить в цветоводстве, в производстве стекла, для укрепления здоровья ходить босиком по песку, посыпают песком дорожки в гололед.

Воспитатель: - Где его можно встретить?

Дети:  на пляже, в пустыне, на детской площадке, во дворе дома, на дороге, в аквариуме и др.

Воспитатель: - А откуда появился песок?

 (Ветер приносит, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.)

Воспитатель:  - Молодцы, как много вы знаете! А что ещё вы хотели бы узнать о песке?

Воспитатель:- Чтобы ответить на них, я предлагаю вам, отправится в нашу лабораторию.

Практически- исследовательская часть.

Воспитатель:  Наденьте специальную одежду. Вы будете младшие научные сотрудники, а я ваш научный руководитель.

Воспитатель:  А теперь вспомним о правилах поведения в лаборатории

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2. Внимательно слушать научного руководителя.

3. Приступать к выполнению опыта только после моего указания.

4. После каждого опыта делать- вывод.

Воспитатель: - Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской деятельности.

2. Опыт №1 «Состав песка»

Воспитатель:  - Ребята, а весь ли песок одинаковый в природе?

Дети: нет.

Воспитатель:  - Я предлагаю вам рассмотреть его.

- Скажите, какими приборами можно это сделать?

Дети: с помощью лупы и микроскопа.

Воспитатель:  - Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего он состоит?

Дети: из маленьких песчинок, которые отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы.

- Скажите, какого цвета бывает песок? (белый, желтый, красный, серый).

- От чего зависит цвет? (от минералов, из которых он состоит).

Воспитатель:  - Ребята, где же добывают песок?

Дети: в карьере, в море, в реке.

Воспитатель:  - Кто из вас знает, как называется машина, которая достает песок со дна водоема? (ЗЕМСНАРЯД)

Воспитатель: - Как вы думаете, чем отличается друг от друга песок, добытый в разных местах?

Дети: размером, формой песчинок.

Воспитатель:  - Какой можно сделать вывод благодаря этому опыту?

Дети: весь песок разный по цвету, состоит он из маленьких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель уточняет у детей, на мольберте воспитатель рисует модель свойства песка

Опыт №2 «Свойства сухого и мокрого песка»

Воспитатель:  - Ребята, а какими свойствами обладает песок? А давайте проведём опыт с сухим песком.

Воспитатель:  - Возьмите лопатку и медленно высыпайте песок струйкой в воронку так, чтобы он падал в одно и то же место. Мы видим, что песок расплывается, не держит форму. Как вы думаете, почему?

Воспитатель:  - Между песчинками находится воздух. Из-за этого они не скреплены друг с другом, каждая передвигается сама по себе.

Воспитатель:  Так каким свойством обладает сухой песок?

Дети: сыпучестью.

Воспитатель:  - Что мы можем сделать, чтобы изменить это свойство песка, что бы песчинки стали слипаться?

Дети: добавить воды.

Воспитатель:  - Добавьте воды и попробуйте посыпать струйкой этот песок. Получается? А почему?

Дети: потому что между песчинками мокрого песка находится вода,  и она склеивает песок.

Воспитатель:  - В результате этого опыта, какой мы можем сделать вывод?

Дети: сухой песок сыпется, но не держит форму, мокрый песок пересыпать струйкой нельзя, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет.

Воспитатель уточняет у детей, на мольберте воспитатель рисует модель свойства песка

Опыт №3 «Липкий песок»

Воспитатель:  Посмотрите, какие красивые постройки из песка можно делать. (Просмотр на презентации).

Воспитатель:  - Можно ли сохранить фигурку песка на более долгое время?

Воспитатель:  - Каким образом можно это сделать (склеить между собой)

Воспитатель:  - А здесь у меня приготовлен цветной песок, смешанный с клеем.

Воспитатель:  Давайте попробуем вылепить ком, из простого мокрого песка и цветного с клеем. И оставить его до высыхания. Прекрасно получилось. Молодцы!

Воспитатель уточняет у детей, на мольберте воспитатель рисует модель свойства песка

Игра «Песочные фигуры»

Рисование сухим песком. «Песочная фантазия»

Воспитатель:  - Ребята мы знаем, что из песка можно лепить фигуры, делать постройки.

Воспитатель:  - А что еще мы можем создать с помощью песка?

Дети: картины.

Воспитатель:  - Молодцы вот и вам предлагаю сделать свою песочную картину.

Воспитатель:  - Клеящим карандашом обведите весь рисунок, а потом на клей насыпьте сухой песок нужного вам цвета. По окончании стряхните аккуратно лишний песок.

(работа детей)

Воспитатель:  - Какие замечательные, просто сказочные получились у вас рисунки!

Заключительная часть

- Ребята, что нового сегодня вы узнали о песке?

- Как называются горы песка, нанесенные ветром в пустыне?

- Какая машина достает песок со дна водоема?

- Все вы меня сегодня порадовали своими знаниями, внимательностью, хорошим поведением. Вы были настоящими исследователями, экспериментаторами. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).

-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...

Познавательно - исследовательская деятельность по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие Колобка»

ЗадачиØ Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.Ø Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметичес­кие задачи на сложение  и на вычита­ние; при ...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД  по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе ...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...