по познавательно - исследовательской деятельности «Тайны песка» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Учить детей в ходе поисковой деятельности определить свойства песка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_peska-konspekt.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Тайны песка»
Цель:
В поисково-исследовательской деятельности учить детей определять свойства песка.
Задачи:
-Формировать представление о песке как об объекте неживой природы. Познакомить с историей происхождения песка, его свойствами (липкость, сыпучесть, водопроницаемость).
-Развивать умения наблюдать за изменениями, самостоятельно делать элементарные умозаключения, рассуждать, делать выводы
-Воспитывать познавательный интерес к изучению свойств песка. Воспитать безопасное поведение в проведении опытов с песком.
Методические приемы:
- Игра «Разгадай слово».
- Беседа с детьми о песке.
- Практически- исследовательская часть
Опыт №1 «Состав песка».
Опыт №2 «Свойства сухого и мокрого песка».
Опыт №3 «Липкий песок».
- Презентация «Поделки из песка».
- Игра «Песочные фигуры»
- Рисование сухим песком. «Песочная фантазия»
- Рефлексия
Словарная работа: лаборатория, дюны, песчаник, экспериментаторы, исследователи, земснаряд, карьер, микроскоп, лупа, воронка.
Предварительная работа: чтение природоведческих энциклопедий; рассматривание картин, фотографий, просмотр познавательных фильмов игры с песком и водой.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска-мольберт, буквы на магнитах, столы, стулья детские, стул взрослый, тазик с мокрым песком, песочные часы.
Раздаточный материал: подносы, песок разного цвета, листы бумаги, клей-карандаш, лупы, лопатки, воронки, вода в мерных стаканчиках, халаты, шапочки.
Ход занятия
Воспитатель: - у нас в группе появилась необычная банка. Как вы думаете, что может быть в ней. В этой банке находится вещество. Я предлагаю вам сейчас отгадать, что там?
- Игра «Разгадай слово»
Воспитатель: - 1. Назовите второй звук в слове (опыт)
- 2. Назовите первый звук в слове(ель)
- 3. Назовите первый звук в слове(сок)
- 4. Назовите четвертый звук в слове (ворона)
- 5. Назовите последний звук в слове (урок)
(Выкладываем полученное слово.) (ПЕСОК)
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен песок?
Дети: для игр детей в песочнице, в строительстве, рисовать на песке, создавать песочные скульптуры, песочные часы.
Воспитатель: - Правильно. А еще можно встретить в цветоводстве, в производстве стекла, для укрепления здоровья ходить босиком по песку, посыпают песком дорожки в гололед.
Воспитатель: - Где его можно встретить?
Дети: на пляже, в пустыне, на детской площадке, во дворе дома, на дороге, в аквариуме и др.
Воспитатель: - А откуда появился песок?
(Ветер приносит, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.)
Воспитатель: - Молодцы, как много вы знаете! А что ещё вы хотели бы узнать о песке?
Воспитатель:- Чтобы ответить на них, я предлагаю вам, отправится в нашу лабораторию.
Практически- исследовательская часть.
Воспитатель: Наденьте специальную одежду. Вы будете младшие научные сотрудники, а я ваш научный руководитель.
Воспитатель: А теперь вспомним о правилах поведения в лаборатории
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Внимательно слушать научного руководителя.
3. Приступать к выполнению опыта только после моего указания.
4. После каждого опыта делать- вывод.
Воспитатель: - Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской деятельности.
2. Опыт №1 «Состав песка»
Воспитатель: - Ребята, а весь ли песок одинаковый в природе?
Дети: нет.
Воспитатель: - Я предлагаю вам рассмотреть его.
- Скажите, какими приборами можно это сделать?
Дети: с помощью лупы и микроскопа.
Воспитатель: - Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего он состоит?
Дети: из маленьких песчинок, которые отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы.
- Скажите, какого цвета бывает песок? (белый, желтый, красный, серый).
- От чего зависит цвет? (от минералов, из которых он состоит).
Воспитатель: - Ребята, где же добывают песок?
Дети: в карьере, в море, в реке.
Воспитатель: - Кто из вас знает, как называется машина, которая достает песок со дна водоема? (ЗЕМСНАРЯД)
Воспитатель: - Как вы думаете, чем отличается друг от друга песок, добытый в разных местах?
Дети: размером, формой песчинок.
Воспитатель: - Какой можно сделать вывод благодаря этому опыту?
Дети: весь песок разный по цвету, состоит он из маленьких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Воспитатель уточняет у детей, на мольберте воспитатель рисует модель свойства песка
Опыт №2 «Свойства сухого и мокрого песка»
Воспитатель: - Ребята, а какими свойствами обладает песок? А давайте проведём опыт с сухим песком.
Воспитатель: - Возьмите лопатку и медленно высыпайте песок струйкой в воронку так, чтобы он падал в одно и то же место. Мы видим, что песок расплывается, не держит форму. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: - Между песчинками находится воздух. Из-за этого они не скреплены друг с другом, каждая передвигается сама по себе.
Воспитатель: Так каким свойством обладает сухой песок?
Дети: сыпучестью.
Воспитатель: - Что мы можем сделать, чтобы изменить это свойство песка, что бы песчинки стали слипаться?
Дети: добавить воды.
Воспитатель: - Добавьте воды и попробуйте посыпать струйкой этот песок. Получается? А почему?
Дети: потому что между песчинками мокрого песка находится вода, и она склеивает песок.
Воспитатель: - В результате этого опыта, какой мы можем сделать вывод?
Дети: сухой песок сыпется, но не держит форму, мокрый песок пересыпать струйкой нельзя, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет.
Воспитатель уточняет у детей, на мольберте воспитатель рисует модель свойства песка
Опыт №3 «Липкий песок»
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые постройки из песка можно делать. (Просмотр на презентации).
Воспитатель: - Можно ли сохранить фигурку песка на более долгое время?
Воспитатель: - Каким образом можно это сделать (склеить между собой)
Воспитатель: - А здесь у меня приготовлен цветной песок, смешанный с клеем.
Воспитатель: Давайте попробуем вылепить ком, из простого мокрого песка и цветного с клеем. И оставить его до высыхания. Прекрасно получилось. Молодцы!
Воспитатель уточняет у детей, на мольберте воспитатель рисует модель свойства песка
Игра «Песочные фигуры»
Рисование сухим песком. «Песочная фантазия»
Воспитатель: - Ребята мы знаем, что из песка можно лепить фигуры, делать постройки.
Воспитатель: - А что еще мы можем создать с помощью песка?
Дети: картины.
Воспитатель: - Молодцы вот и вам предлагаю сделать свою песочную картину.
Воспитатель: - Клеящим карандашом обведите весь рисунок, а потом на клей насыпьте сухой песок нужного вам цвета. По окончании стряхните аккуратно лишний песок.
(работа детей)
Воспитатель: - Какие замечательные, просто сказочные получились у вас рисунки!
Заключительная часть
- Ребята, что нового сегодня вы узнали о песке?
- Как называются горы песка, нанесенные ветром в пустыне?
- Какая машина достает песок со дна водоема?
- Все вы меня сегодня порадовали своими знаниями, внимательностью, хорошим поведением. Вы были настоящими исследователями, экспериментаторами. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).
-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...
Познавательно - исследовательская деятельность по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие Колобка»
ЗадачиØ Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.Ø Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при ...
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
В конспекте представлены цель, задачи и ход совместной познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе ...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...