Кружок «Предшкольная пора» в подготовительной группе «Умка»
материал (подготовительная группа)
Кружок «Предшкольная пора» в подготовительной группе «Умка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_podgotovitelnoy_gruppe_umka._predshkolnaya_pora_2019_-_2020_uch.gg_.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «город Якутск»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 9 «Якутяночка»
__________________________________________________________________
677000, г. Якутск, ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67, 45-11-99,
e-mail:detsad9@sakha.ru, detsad9@yaguo.ru
Программа кружка «Предшкольная пора»
в подготовительной группе «Умка»
Воспитатель:
Климовская Н.В.
2019 – 2020 уч. год
г. Якутск
Управление образования городского округа «город Якутск»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 9 «Якутяночка»
__________________________________________________________________
677000, г. Якутск, ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67, 45-11-99,
e-mail:detsad9@sakha.ru, detsad9@yaguo.ru
Кружок «Предшкольная пора»
Список детей: 1. Гасанов Тимур
2. Белозеров Максим
3. Стынэ Лиза
4. Данилов Дима
5. Тищенко Игорь
6. Ермолаева Юлиана
7. Афанасьев Давид
8. Егоров Игорь
9. Рожина Ева
10. Макаров Макар
11. Корнилова Маша
12. Готовцева Акулина
13. Платонов Айнар
14. Орлов Ваня
Девочки | 5 |
Мальчики | 9 |
Инвалиды | нет |
Дата: 2020 г. Ст. воспитатель: /Акиньшина Л.В./
Пояснительная записка
Направленность программы:
по тематической направленности – социально - педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем:
- Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе.
- Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
- Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
- Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность.
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка – развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры.
Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.
В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда заслуженно, иногда – из жалости.
Созданием данной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподносится доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
– технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
Цель программы: развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики
Основные задачи при реализации данной программы:
По первому разделу:
Развитие речи и обучение грамоте:
Образовательные:
• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
Развивающие:
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
По второму разделу:
Развитие математических представлений и логики:
Развивающие:
• развитие математических представлений о числах и цифрах;
• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
Образовательные:
• знакомство с математическими знаками;
• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).
Воспитательные:
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
- Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
Отличительные особенности данной программы от других программ.
Программа «Предшкольная пора » отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной программы. Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Возраст детей. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю (вторник – пятница в 16.30 до 17.00).
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 14 человек.
Формы организации занятий:
- совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.
- индивидуальная – беседы;
- занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
По второму разделу:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения - вычитания, знаки больше - меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации программы «Предшкольная пора» – итоговое занятие.
Календарно - тематический план
Месяц | Название и краткое описание темы | Количество |
Октябрь | Звуки и буквы Гласные звуки и буквы А,У,О Согласный звук М (МЬ), буква Согласный звук С (СЬ), буква Согласный звук Х (ХЬ), буква (Развитие речи и обучение грамоте) | 4 занятия по 30 минут |
Числа-цифры Цифры от 0 до 5; Математические знаки +, -,= (Развитие математических представлений и логики) | 4 занятия по 30 минут | |
Ноябрь | Звуки и буквы Звук Ш, буква Ш Сопоставление С и Ш Согласный Л (ЛЬ), буква Гласный Ы (Развитие речи и обучение грамоте) | 4 занятия по 30 минут |
Числа-цифры Цифры от 5 до 10 Математические знаки > ,< (Развитие математических представлений и логики) | 4 занятия по 30 минут | |
Декабрь | Звуки и буквы Согласный звук Н (НЬ), буква Согласный звук Р (РЬ) ,буква Сопоставление Р и Л Согласный звук К (КЬ), буква (Развитие речи и обучение грамоте) | 4 занятия по 30 минут |
Арифметические задачи Арифметические задачи на сложение (Развитие математических представлений и логики) | 4 занятия по 30 минут | |
Январь | Звуки и буквы Согласный звук П (ПЬ), буква Согласный звук Т (ТЬ) ,буква Гласный И Согласный звук В (ВЬ), буква (Развитие речи и обучение грамоте) | 4 занятия по 30 минут |
Арифметические задачи Арифметические задачи на вычитание (Развитие математических представлений и логики) | 4 занятия по 30 минут | |
Февраль | Звуки и буквы Согласный звук З (ЗЬ), буква Сопоставление З и С Согласный звуки Ж, буква Согласный звук Б (БЬ), буква (Развитие речи и обучение грамоте) | 4 занятия по 30 минут |
Арифметические задачи Составление арифметических задач (Развитие математических представлений и логики) | 4 занятия по 30 минут | |
Март | Звуки и буквы Согласный звук Г (ГЬ), буква Согласный звук Д (ДЬ), буква Звук Й Ь - показатель мягкости (Развитие речи и обучение грамоте) | 4 занятия по 30 минут |
Арифметические задачи Составление арифметических задач (Развитие математических представлений и логики) | 4 занятия по 30 минут | |
Апрель | Звуки и буквы Гласные Я, Ю, Е Согласные Ц, Ч Звуки Щ, Ф (ФЬ) Гласный Э (Развитие речи и обучение грамоте) | 4 занятия по 30 минут |
Логические задачи Логические задачи на внимание Закрепление умения решать все виды задач (Развитие математических представлений и логики) | 4 занятия по 30 минут | |
Итого | 56 занятий |
Методическое обеспечение программы
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые.
В данной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Форма занятий – игровая.
Приемы и методы.
Игровые методы: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).
Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки).
Практические методы: выполнение заданий
Дидактический материал:
азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)
коврограф;
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный твердый, зеленый - согласный мягкий);
предметные картинки для составления предложений и задач
сюжетные картинки для составления рассказов;
тетради в клетку;
рабочие листы - прописи букв, цифр;
игры со словами
Техническое оснащение: телевизор, ноутбук.
Список литературы
1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие /
Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе : учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО /
Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М.: Ювента, 2015. – 96 с.
6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 (комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 80 с.
7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе: методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 48 с.
8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.
9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.В. Соловьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
12. Федосова, Н. А. От слова к букве: пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
13. Федосова, Н. А. От слова к букве : пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.
14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М.: Ювента, 2015. – 64 с.
15. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать: обучение дошкольников чтению: программа-конспект / Д. Г. Шумаева. – М.: Детство – Пресс, 2010. – 188 с.
Интернет – ресурсы
1. Азаматова, О. В. Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет), http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/06/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-psikhologicheskoy-podgotovke
2. Вишнякова, Н.А. Программа дополнительного образования детей 6-7 лет «От А до Я», http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2013/01/28/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey-6-7-let-ot
3. Мощанова, Т. Н. Рабочая программа объединения «АБВГДЕЙКА» социально – педагогической направленности, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/09/06/programma-po-podgotovke
Режим работы кружка
Вторник, Пятница
16.30 – 17.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Осень чудная пора" в подготовительной группе
Предлагаю долгосрочный проект на тему "Осень чудная пора" в подготовительтной группе. В данном проекте отражены разнообразные формы совместной партнёрской деятельности по ознакомлению дете...
Аналитический отчёт по работе в подготовительной группе «Умка» за 2017-2018 уч. г.
В подготовительной группе всего 19 человек, из них 11 мальчиков и 8 девочек....
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе "Умка"
Новый год - это самый добрый, сказочный праздник для детей....
Проект «Осень - чудная пора» в подготовительной группе
Цель проекта:Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях; стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности за свою жизнь и здоров...
Долгосрочный проект "Осенняя пора- весёлая пора!" для подготовительной группы.
Актуальность темы: в условиях образовательного процесса в ДОУукрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережноеотношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместнойдеятельности детей и...
Кружок «Предшкольная пора» в подготовительной группе «Умка»
Пояснительная запискаНаправленность программы: по тематической направленности – социально - педагогическая,по функциональному предназначению – учебно-познавательная,по форме организации ...
Кружок «Предшкольная пора» в подготовительной группе «Умка»
Кружок «Предшкольная пора» в подготовительной группе «Умка»...