Социализация детей раннего возраста в процессе игрового взаимодействия.
статья

Клинцова Анна Вячеславовна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей раннего возраста в процессе игрового взаимодействия.

Социализация – это процесс, происходящий в жизни детей с самого рождения и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первом году жизни с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими малышами, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь.

Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с первой группы раннего возраста. Начиная с этого возраста ребенок в полном объеме впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь значительным образом меняется. Малышу предстоит соблюдать строгий режим дня, привыкнуть к отсутствию родителей или других близких взрослых, а также к новым требованиям к поведению, постоянному контакту со сверстниками, новому помещению, в котором для ребенка много неизвестного. Все это наваливается на малыша одновременно, что создает в свою очередь для него стрессовую ситуацию.

Таким образом, немаловажно отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при нахождении в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.

Малыши получают определенный социальный опыт через игровую деятельность. Игра же, в свою очередь, занимает значительное место в жизни ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью малыша, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает такой положительный эмоциональный фон, благодаря которому все психические процессы протекают наиболее активно.

Игра является основной формой образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры, не имеющие ролей или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразие действий с предметами. Форма игры несет индивидуальный характер, либо как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками выполняются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет.

Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого. Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль, что дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А воспитатель берет на себя роль, которая служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками. Среди игрушек, которые мы даем малышам, есть куклы, машинки, резиновые животные, есть игрушечная мебель, посуда, конструктор разного вида  и т. п.. Поначалу это скорее игрушки только для нас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам. Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но на самом деле, он повторяет за взрослым действия, показанные ему. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Дидактические игры являются наиболее подходящей формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те навыки и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Поэтому в наших группах все занятия проводятся в форме игры (чтение различных потешек, занятия с куклой Машей, «Кто как кричит?», «Стульчик для матрешки» и т.д.) Дидактические игрушки в нашей группе находятся в доступном для детей месте, и они с удовольствием в них играют: это пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, шнуровки, кубики, логические домики и др. Дидактические игры в группах раннего возраста являются также методом обучения детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет.

Самостоятельная игра детей - это один из важнейших путей воспитания ребенка раннего возраста. В самостоятельной игре ребенок совершенствует то, чему мы научили его на занятиях. В самостоятельных играх инициатива в выборе игрушек, содержания игры зависит уже от самого ребенка, хотя взрослый следит за игрой и по мере необходимости руководит ею. Я отметила для себя, что после проведения ряда занятий многие дети в самостоятельной игре воспроизводят показанные мною действия: заворачивают куклу в одеяло, укладывают спать в кровать, кормят, катают в коляске, строят домик для собачки, строят из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, гараж, ворота и др.). Наблюдая за игрой и анализируя ее содержания, воспитатель намечает для себя направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу. Именно в процессе самостоятельной игры воспитатель должен всячески развивать у детей зачатки коллективизма.

Подвижные игры имеют особое значение при воспитании физически развитого и здорового малыша. С самого рождения дети стремятся к движению. Они познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Благодаря подвижным играм, мы проводим профилактику плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, часто встречающимися в детском возрасте и вызванными маленькой физической активностью. Со своими детьми я провожу такие подвижные игры, как «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Заинька» и другие. Подобные игры позволяют детям хорошо включаться в воображаемые ситуации. Например, дети могут порхать как бабочки, кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр. Атмосфера веселья, радости, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт. Через игру ребенок лучше усваивает и воспринимает советы, поучения, напоминания и объяснения. Малыш более положительно воспринимает обращения взрослого именно в процессе игры. Дети очень любят и ценят совместные игры со взрослыми. Благодаря игре можно улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребёнок всё время стремится идти вперёд.

Игры для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики обогащают чувственный опыт детей. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, одни предметы твердые, другие мягкие, одни тяжелые, другие легкие и т.д. При действиях ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые т.д. Различна и окраска предметов – дети чувственно воспринимают различные цвета. Накапливая чувственный опыт, ребенок подготавливается для успешного интеллектуального развития, развивает речь и учится взаимодействовать с окружающими людьми и предметами.

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности. У ребенка формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"

Развитие  социально- коммуникативных  навыков  у детей раннего возраста  происходит в процессе игровой деятельности. Именно  в игре   ребенок  отражает...

Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Развиваем коммуникативные способности ребенка через игровую деятельность....