«Формирование нравственности и основ патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития»
статья
Формирование нравственности и основ патриотизма у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по патриотическому воспитанию | 19.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формирование нравственности и основ патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития»
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет душу человека»
В.А. Сухомлинский.
Музыка одно из богатейших и действенных средств нравственно -патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства и учит детей сопереживать другому через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих
духовных ценностей.
На выбор темы «Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОО в процессе музыкального развития» оказали влияние следующие факторы:
- изучение и анализ методической литературы по данной теме;
- наблюдение за детьми в ходе музыкальных занятий и, в свободной
деятельности;
- диагностика развития детей;
- включение пение песен в самостоятельную деятельность дошкольников;
- анкетирование, консультации, беседы с родителями,
- проведение праздников.
Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания
детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих возрасту, видов деятельности.
Для исследования этого компонента был сформулирован ряд определенных
задач:
1. Развитие эстетического восприятия музыки.
2. Воспитание доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения к
близким людям через певческую деятельность, музыкально-театральную
деятельность, слушание музыкальных произведений.
3. Воспитание патриотических качеств через слушание музыкальных
произведений и певческую деятельность.
4. Формирование первичных представлений о культурных и нравственных ценностях в музыке через слушание музыкальных произведений, музыкально- театральную деятельность, беседы, праздники.
Пробуждение у детей любви к родному городу наиболее успешно осуществляю при комплексном подходе к решению этой проблемы: при организации образовательной деятельности, наблюдений, самостоятельного продуктивного творчества, бесед, проблемных ситуаций, индивидуальной работы, труда, игр; участия в праздниках; просмотра иллюстраций и слушания музыки; экскурсий.
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для
разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование мной музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Знакомство с родным краем я начала с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет и где находится его детский сад. Постепенно расширяя кругозор старших дошкольников, знакомлю с историей города – с его достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край, с особенностями животного и растительного мира, с памятниками, с местом нахождения Мурманской области на карте России.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет
тема “Защитников Отечества”. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрываю детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение ООД. Она с точки зрения нравственного развития способствует становлению характера, норм поведения; формируют нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями.
Музыкальная деятельность проявляется и в театрализации, особенно активно играя связующую роль в сценическом действии. Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух, знать историю своей Малой родины.
Анализ результатов мониторинга качеств нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показывает:
- Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране у дошкольников.
- У детей появился интерес к национальной культуре и музыке и к музыке композиторов.
- Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее.
- У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными.
- Выросло количество участников в проводимых в детском саду конкурсов и
акций нравственно-тематической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой
родине.
Но главный результат моей работы заключается в усвоении ребенком
вечных ценностей, милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его
к добру и неприятию зла. Наблюдения за детьми показали, что у детей
формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной
семье, родному дому, краю, городу, Родине. Наблюдения также показали, что
характерной чертой наших детей является оптимизм. В музыкальном
развитии внешне это выражается в выразительном исполнении детских,
фольклорных и духовных песен, желание слушать и анализировать
классическую музыку, передаче в движении эмоционально – образно
содержания, творческой активности и самостоятельности.
музыкальный руководитель:
Т. П. Девяткова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»
направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...
Проблемы воспитания в ДОУ и семье, направленного на формирование нравственных ценностей и основ патриотизма у детей дошкольного возраста»
План проведения педсовета в форме деловой игрыСодержание:размышление на тему "Посеять в детских душах доброту"презентация на тему: "Воспитание в петербуржской семье"Презентация н атему "Формирование и...
Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...
Воспитание сынов Отчизны. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...
статья "Педагогическая технология воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста"
Статья "Педагогическая технология воспитания основ у детей дошкольного возраста"...
«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».
Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...
Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста....