«Формирование нравственности и основ патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития»
статья

Девяткова Татьяна Петровна

Формирование нравственности и основ патриотизма у детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственности и основ патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет

тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

Музыка одно из богатейших и действенных средств нравственно -патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства и учит детей сопереживать другому через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих

духовных ценностей.

На выбор темы «Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОО в процессе музыкального развития» оказали влияние следующие факторы:

- изучение и анализ методической литературы по данной теме;

- наблюдение за детьми в ходе музыкальных занятий и, в свободной

деятельности;

- диагностика развития детей;

- включение пение песен в самостоятельную деятельность дошкольников;

- анкетирование, консультации, беседы с родителями,

- проведение праздников.

Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания

детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих возрасту, видов деятельности.

Для исследования этого компонента был сформулирован ряд определенных

задач:

1. Развитие эстетического восприятия музыки.

2. Воспитание доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения к

близким людям через певческую деятельность, музыкально-театральную

деятельность, слушание музыкальных произведений.

3. Воспитание патриотических качеств через слушание музыкальных

произведений и певческую деятельность.

4. Формирование первичных представлений о культурных и нравственных ценностях в музыке через слушание музыкальных произведений, музыкально- театральную деятельность, беседы, праздники.

Пробуждение у детей любви к родному городу наиболее успешно осуществляю при комплексном подходе к решению этой проблемы: при организации образовательной деятельности, наблюдений, самостоятельного продуктивного творчества, бесед, проблемных ситуаций, индивидуальной работы, труда, игр; участия в праздниках; просмотра иллюстраций и слушания музыки; экскурсий.

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для

разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование мной музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Знакомство с родным краем я начала с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет и где находится его детский сад. Постепенно расширяя кругозор старших дошкольников, знакомлю с историей города – с его достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край, с особенностями животного и растительного мира, с памятниками, с местом нахождения Мурманской области на карте России.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет

тема “Защитников Отечества”. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрываю детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение ООД. Она с точки зрения нравственного развития способствует становлению характера, норм поведения; формируют нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями.

Музыкальная деятельность проявляется и в театрализации, особенно активно играя связующую роль в сценическом действии. Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух, знать историю своей Малой родины.

Анализ результатов мониторинга качеств нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показывает:

- Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране у дошкольников.

- У детей появился интерес к национальной культуре и музыке и к музыке композиторов.

- Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее.

- У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными.

- Выросло количество участников в проводимых в детском саду конкурсов и

акций нравственно-тематической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой

родине.

Но главный результат моей работы заключается в усвоении ребенком

вечных ценностей, милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его

к добру и неприятию зла. Наблюдения за детьми показали, что у детей

формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной

семье, родному дому, краю, городу, Родине. Наблюдения также показали, что

характерной чертой наших детей является оптимизм. В музыкальном

развитии внешне это выражается в выразительном исполнении детских,

фольклорных и духовных песен, желание слушать и анализировать

классическую музыку, передаче в движении эмоционально – образно

содержания, творческой активности и самостоятельности.

музыкальный руководитель:

Т. П. Девяткова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»

направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...

Проблемы воспитания в ДОУ и семье, направленного на формирование нравственных ценностей и основ патриотизма у детей дошкольного возраста»

План проведения педсовета в форме деловой игрыСодержание:размышление на тему "Посеять в детских душах доброту"презентация на тему: "Воспитание в петербуржской семье"Презентация н атему "Формирование и...

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

Воспитание сынов Отчизны. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

статья "Педагогическая технология воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста"

Статья "Педагогическая технология воспитания основ у детей дошкольного возраста"...

«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучен...

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста....