«Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx_obrazets_-_kopiya.docx | 40.81 КБ |
plan.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №21 «Золушка»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Власова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Тема: «Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития».
Подготовительная группа. 6-7 лет.
Сентябрь 2019-май 2020 г.
г. о. Химки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Актуальность темы.
Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.
Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.
Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи.
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются не ровными, линии «дрожащими», нажим не равномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, но также от уровня сформированности психических процессов - внимания, памяти, пространственных представлений.
Необходимо начинать коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков как можно раньше. Доказано, что период с 4 до 7 лет является сенситивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Однако специальной педагогической литературы и разработок по этой проблеме для воспитанников детских садов недостаточно, что и послужило основанием выбора темы саморазвития: «Формирование графических навыков у детей старшего возраста, имеющих нарушение речи».
Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?
Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов.
Коррекционно-развивающая направленность данной разработки обеспечивается подбором упражнений, игр, соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки.
При отборе содержания коррекционно-развивающей деятельности с детьми основное внимание уделялось на игровую деятельность. Подбор игр и упражнений был направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности.
Для развития графического навыка следует использовать:
- рисование линий;
- прямые дорожки, фигурные;
- рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
- выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
- пальчиковую гимнастику;
- упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур при выполнении упражнений следует обращать внимание на: правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.
Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Прямые дорожки:
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки:
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
Рисование по точкам:
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
Рисование по контурам:
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам:
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж рук для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.
Освоение предметных действий:
Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание и ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.
.
Основные направления работы по формированию графических навыков у детей:
Графические дорожки
Графические упражнения | Задачи |
Графический диктант «Домик Графический диктант «Утка Графический диктант «Кукла» | Развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), умения действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти, закрепление гигиенических правил письма |
Графическое упражнение: Дорисуй вторую половину по клеткам «Сова» «Зайчонок» «Мишутка» | Развитие координации движения руки на ограниченной плоскости, зрительного восприятия, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Обводка трафаретов, штриховка» | Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Продолжи узор» «Повтори ломаную линию» | Развитие умения проводить линии различной конфигурации, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Соедини по точкам, цифрам: Замок», «Охранник дома», «Уточка» | Развитие умения проводить линии различной конфигурации, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Копирование рисунков по точкам» | Развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, мелкой моторики, закрепление гигиенических правил письма |
Графическое упражнение «Копирование по клеткам – Паровоз, Самолет, Пароход» | Развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, мелкой моторики, закрепление гигиенических правил письма |
Графическое упражнение «Прописи на линейках» | Развитие умения проводить линии различной конфигурации, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Обводка
Соедини по точкам
Закрашивание
Трафарет
Графический диктант
Рисование по клеткам
Данную разработку целесообразно использовать с детьми старшего дошкольного возраста в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждениях.
Разработка предполагает работу в течение года.
Цель: Развивать начальные графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
Задачи:
1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2. развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;
4. воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.
Выполняя различные упражнения по графическим навыкам, ребенок и педагог должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма, коротко их можно сформулировать так
:
Гигиенические правила письма:
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает, а указательного - легко кладется сверху (расстояние – 1.5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
Положение тетради.
Тетрадь лежит на средине стола с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.
Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.
Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему:
Сначала взрослый объясняет правила. Например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.
Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.
Предполагаемые результаты:
В результате проделанной работы был исследован вопрос подготовки руки ребенка 6 лет к письму с помощью графических упражнений. Обобщая проделанную работу, пришла к выводу, что подготовкой руки ребенка к письму необходимо заниматься задолго до поступления его в школу.
Эффективным средством являются графические упражнения, так с их помощью у ребенка развивается мелкая моторика рук, умение правильно использовать письменные принадлежности, развивается умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), зрительно-моторная координация, умение понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти. У ребенка формируются гигиенические навыки письма.
Анализ научно-методической литературы позволил отметить зависимость развития речи от степени развития «тонких» движений пальцев рук; выделить основные направления работы по подготовке руки старших дошкольников к письму; убедиться в важности данной работы в общей системе воспитательно-образовательного процесса.
Успешной, подготовка руки ребенка к письму будет, если педагог подойдет к работе с ответственностью, с фантазией, создаст условия для подготовки руки ребенка к письму, заинтересует ребенка, покажет важность и необходимость подготовки руки к письму. Систему графических упражнений по подготовке руки ребенка 6 лет к письму следует включать в ежедневное планирование.
Нельзя допускать принудительной работы, и не использовать их как средство для наказания. Задания для ребенка необходимо давать в игровой форме, так как в дошкольном возрасте основная деятельность детей – игровая, использовать разнообразные материалы, оформлять выставки работ детей. Также очень важно отмечать достижения ребенка. Дети радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности, как известно успех пробуждает дальнейшее желание учиться. Выполненную работу ребенка нельзя критиковать, нужно корректно объяснить ребенку, что не получилось и почему, объяснить, что нужно постараться, поработать и в следующий раз все получится.
Также очень важным является сотрудничество педагога с семьей ребенка, так как обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей. Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Ведь семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.
Применение графических упражнений при подготовке руки ребенка 6 лет к письму оказалось достаточно эффективной, что даёт возможность использования ее педагогами, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Считаю, что гипотеза работы подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. У ребенка развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.
2. Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.
3. Сформирована координация движений руки и глаза.
4. Владеет элементарными графическими навыками и умениями.
5. Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.
6. Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.
Для родителей:
Родители вовлечены во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи. Повышена компетентность родителей в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
Динамика уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму
Заключительным этапом работы было проведение контрольного эксперимента, цель которого – сравнить уровни готовности руки к письму у детей до и после опытной работы; доказать эффективность использования графических упражнений.
Полученные данные на контрольном этапе отобразим в таблице.
Таблица - Уровень подготовки руки ребенка 6 лет к письму на контрольном этапе
Уровень подготовки руки ребенка к письму | Числовой | Процентный % |
высокий | 7 | 35 |
средний | 11 | 55 |
низкий | 2 | 10 |
В результате диагностики уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму на контрольном этапе выявилось, что в группе преобладает средний и высокий уровень.
Результаты констатирующего и контрольного этапа отобразим в сравнительной таблице.
Таблица – Сравнительная таблица констатирующего и контрольного этапа (в %)
Уровень подготовки руки ребенка к письму | Констатирующий этап | Контрольный этап |
высокий | 15 | 35 |
средний | 65 | 55 |
низкий | 20 | 10 |
Этапы работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта, наблюдение за детьми, мониторинг. Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы (Составление плана, программы). Прогнозирование результатов. | сентябрь, октябрь, ноябрь | О. С. Иванникова «О формировании графических навыков» /Дошкольное воспитание №12/2007/. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Т. С. Голубина «Чему научит клеточка». Подготовить консультационный материл для родителей. Расширить знания о развитии начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму. Подобрать материал для практической работы с воспитанниками и их родителями. 2.Сертификат участника вебинара «Практический аспект применения мнемотехники в разрезе повышения динамики речевого развития» №039308 Сертификат участника вебинара «Образование в семье: рисование» Сертификат участника вебинара «Дети с расстройством аутистического спектра: как учить и как общаться» Сертификат участника вебинара «Комплексная программа психолого-педагогической помои детям с ОВЗ с нарушением когнитивной коммуникативно-аффективной сферы в условиях индивидуальной и групповой (инклюзивной) работы Сертификат web-семинара «Развитие ребенка средствами художественной литературы» 3. Изучение опыта работы педагогов по теме. |
Основной | Взаимодействие всех участников образовательного процесса после изучения темы, непосредственно образовательная деятельность детей, консультации родителей. |
2. Консультация для педагогов «Готовим руку к школе» 3.Рекомендация для педагогов «Как развивать мелкую моторику рук» 4.Консультация «Учимся конструировать вместе» 5.Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников» 6.Памятка «Правила посадки при письме» 7.Консультация для родителей «Что такое графомоторные навыки?» Ежедневное проведение занятий, пальчиковых игр, упражнений на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. | |
Заключительный | Мониторинг. Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Анализ результатов: отчет на педсовете о готовности детей к обучению в школе, отчет по изучению данной темы самообразования, мастер-класс для коллег, консультация для родителей, оформление папки-передвижки, отчет на педсовете. Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года. - Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года. - Анализ результатов исследования. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по развитию графических навыков
у детей дошкольного возраста.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | С родителями | Самостоятель- ная работа | |
Сентябрь | 1.Картотека графических диктантов. 2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек. 3.Внесение альбома с видами штриховки. 4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам. 5.Внесение картотеки лабиринтов для детей. 6.Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации. 7.Создание альбома «Графические узоры» - Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года Познакомить детей с понятием строка (упражнение со счетными палочками). Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в крупную клетку. | Консультация: «Готовим руку ребенка к письму». | Родительское собрание «Скоро в школу!» | О. С. Иванникова «О формировании графических навыков» /Дошкольное воспитание №12/2007/. Подготовить консультационный материл для родителей. Расширить знания о развитии начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму. |
Октябрь | 1 «Точка» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путешествие игрушки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Найди задуманный предмет». 5. «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Познакомить с клеткой и ее частями: сторона, угол. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения. 2 «Точка» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путешествие игрушки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Делай наоборот». 5. «Обводка». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол. Продолжать формировать умение обводить трафарет по контуру, не сдвигая его в сторону. 3 «Палочка» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Лабиринт». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Мяч в корзинке». 5. «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол. Формировать умение обводить рисунок по точкам. 4 «Палочка» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Лабиринт». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Острова». 5. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. 5 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путаница». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Мяч в корзинке». 5. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. | Рекомендации «Как развивать мелкую моторику у ребенка» | Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить». | Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений |
Ноябрь | 1 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путаница». 3. Работа в тетради в клетку. 4. Игра «Делай наоборот». 5. «Штриховка горизонтальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение горизонтальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. 2 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Найди различия». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Острова». 5. «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 3 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Лабиринт». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «День и ночь». 5. «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 4 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путаница». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Мяч в корзинке». 5. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. | Консультация «Учимся конструировать вместе», | Консультация «Формирование графических навыков у дошкольников». | Изучение методической литературы поданной теме. |
Декабрь | 1 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Найди различия». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Найди задуманный предмет». 5. «Дорисуй узор». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 2 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Буквы спрятались». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Делай наоборот». 5. «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 3 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Буквы спрятались». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Гонки мячей». 5. «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение диагональными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. 4 «Геометрические фигуры» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Игра «Прищепки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Гонки мячей». 5. «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение диагональными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями | Консультация «Что такое графомоторные навыки» | Памятка «Правила посадки при письме» Папка-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?» | Т. С. Голубина «Чему научит клеточка». |
Январь | 1 «Дуга» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Игра «Буквы спрятались». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Острова». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 2 «Дуга» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Игра «Прищепки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Острова». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 3 «Дуга» 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Счетные палочки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Гонки мячей». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 4 «Дуга» 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Счетные палочки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Гонки мячей». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память | Презентация: «Нетрадиционные техники рисования» | Консультация «Графический диктант». | Пополнить картотеку «Графические диктанты». |
Февраль | 1 «Дуга» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путаница». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Найди задуманный предмет». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 2 «Предметная фигура» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путаница». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Найди задуманный предмет». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 3 «Предметная фигура» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Игра «Прищепки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Делай наоборот». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 4 «Предметная фигура» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Найди различия». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Живая неделя». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память | Памятка «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику» | Консультация «Развитие графомоторных навыков у дошкольников в домашних условиях». | Подготовить консультационный материл для родителей. Расширить знания о развитии начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму. |
Март | 1 «Предметная фигура» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Буквы спрятались». 3. Работа в тетради в клетку. 4. Игра «Найди задуманный предмет». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 2 «Предметная фигура» 1. Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Путаница». 4. Игра «Острова». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать 3. Работа в тетради в клетку мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 3 «Предметная фигура» 1Самомассаж Су-ждок 2. Упражнение «Лабиринт» 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Живая неделя». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 4 «Предметная фигура» 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Счетные палочки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Мяч в корзинке». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память | Мастер-класс «Развивающие игры с бумагой» | Консультация «Как развить мелкую моторику у ребенка?» | Подобрать материал для практической работы с воспитанниками и их родителями дома |
Апрель | 1 «Угадай-ка» 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Дорисуй изображение». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Гонки мячей». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 2 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Лабиринт». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Мяч в корзинке». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 3 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Счетные палочки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Найди предмет». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 4 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Дорисуй предмет». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Живая неделя». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. 5 1. Самомассаж Су-ждок 2. «Счетные палочки». 3. Работа в тетради в клетку 4. Игра «Мяч в корзинке». 5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки. Развивать зрительное внимание, память. | Консультация: «Игры с детьми на развитие мелкой моторики» | Консультация: «Пальчиковые игры для детей» | ) Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.- М.: Астрель, 2007 |
Май | Самостоятельная деятельность воспитанников Н/п игры: «Разрезные картинки», «Пазлы». Н/игры: «Золушка», «Волшебный клубочек», «Прищепки», «Геометрическая мозаика», «Конструктор», «Штриховки», «Обводки», «Счетные палочки», «Забавные превращения», «Дорисуй предмет» | Консультация «Готовим руку ребенка к письму». (работа с детьми на летний период) | Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития
Как я использую в образовательной деятельности современные технологии....
«Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста»
Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:...
Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...
Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста
Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития...
«Формирование нравственности и основ патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития»
Формирование нравственности и основ патриотизма у детей....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Физические умения у детей с ЗПР...