Сюжетно - ролевая игра в детском саду
материал
Сюжетно - ролевая игра в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_-_rolevaya_igra_v_detskom_sadu.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра в детском саду
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Для того чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательны, необходимы следующие условия:
Необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
Предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
Рассмотрим особенности педагогического сопровождения сюжетных игр на разных возрастных этапах.
Важнейшим условием появления сюжетных игр у детей третьего года жизни становится насыщение игрой всей жизни детей в группе. Хорошо использовать проигрывание бытовых сюжетов: "медсестра " осматривает детей и куклу, "пора мыть ручки скоро кушать, и куколки тоже помоют ручки, ш-ш-ш помыли, пошли за стол". Ребенок копирует бытовые действия взрослого, в результате опыт детей обогащается.
Забота взрослого о ребенке становится ведущим источником сюжетно-отобразительных и сюжетно-ролевых игр на четвертом году жизни. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить переход от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой игре, отражающей настроение людей, их отношения, характер. Организуя игры с детьми, педагог принимает на себя игровую роль и побуждает ребенка принять и назвать свою роль, дает образцы названий игровых действий, задает вопросы от имени ролевого персонажа. "Как зовут твою дочку? – спрашивает у нее "доктор", что у нее болит?" Обогащение игровых сюжетов может быть основано на имеющемся у ребенка опыте (поход в магазин, к врачу, поездка в другой город). Следующий шаг – создание игровой – проблемной ситуации. "Игрушки заболели, доктора нет, что делать??" Позиция педагога постепенно меняется, от участника игры, к позиции партнера – помощника, который направляет игру, помогает детям незаметно перейти к использованию предметов–заместителей. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр. Это требует насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками.
В среднем дошкольном возрасте становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается, от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению профессиональных отношений взрослых, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составление индивидуального или коллективного рассказа, постановкой вопроса "Как можно поиграть в эту игру по-другому?" Играя с ребенком, педагог расшатывает привычный ход игрового сюжета, принимая на себя необычную роль. Детей средней группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организовывая эту деятельность по типу игра-труд. В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку, соответствующую замыслу. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит пояснить ребенка смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи. Необходимо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то: придумать и рассказать начало истории, или ее конец, которую предложит другой ребенок или педагог. Таким образом, в средней группе у ребенка развивается способности к импровизации, игра постепенно превращается в совместную деятельность.
Старший дошкольный возраст период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из фильмов, книг. Предметно-развивающая среда для режиссерских игр может конструироваться на основе полифункционального игрового материала (карта – макет игрового пространства). Она помогает детям представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать ее в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. На начальном этапе освоения необходимо, чтобы материал помогал ребенку что-то домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию. Организуя игры детей, педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также при постановке "сказочной" игровой проблемы, требующей разрешения. Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: "Что было дальше? Что случилось?" Его позицию можно определить так: помощник в реализации детьми игровых замыслов. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.
У детей - сочинителей творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов. Такие дети рано переходят к игре – фантазированию.
Дети - исполнители проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя для этого разнообразные средства: мимику, жесты, комментирующую и оценочную речь.
Дети – режиссеры максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций конфликтов.
Таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и побуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно – игровой среды. Все это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца школьного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сюжетно-ролевая игра в детском саду
Сюжетно-ролевая играВторая младшая и средняя группыВ игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в ней он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако ...
Презентация: "Сюжетно-ролевые игры в детском саду"
Сюжетно-ролевые игры в детском саду - презентация для интерактивной доски....
Сюжетно - ролевая игра в детском саду.
Здесь я делюсь опытом, как учила детей организовывать сюжетно - ролевые игры в группе. Работу начала сразу во 2 младшей группе, как только дети пришли ко мне. Считаю, что к старшей группе дети с...
"Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"
В статье рассматриваются вопросы влияния сюжетной игры на развитие ребенка - дошкольника. Выделяются принципы организации игры в детском саду. Даются практические примеры проведения сюжетно - ро...
Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)
Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада....
Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей
Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Профессии детского сада» в подготовительной к школе группе №1 «Осьминожки» МКДОУ «Детский сад №15 «Светлячок» ст.Барсуковская Воспитатель: Безладная Н.Д.
Задачи: закреплять знания детей о труде людей, работающих в детском саду; ...