Консультация для воспитателей "Роль педагога в театрализованной деятельности"
консультация
Данная консультация расказывает о значении театрализованных игр в развитии речи детей, творчестве. Развивает интерес к литературе, театру. Формирует диалогическую, эмоционально – насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarova_t.a.rol_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык и учится общению.
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная, игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: каким же образом:
стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат.
театрализация сказок очень увлекает детей. ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. речь становится более выразительной, грамотной.
дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
Давайте с вами вспомним, на какие две основные группы делятся театрализованные игры? (режиссерские игры, игры-драматизации) В чем разница между режиссерской игрой и игрой -драматизацией? И каково их влияние на развитие речи ребенка?
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссёрской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссёра, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.
8 слайд
Игры-драматизации: В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр обогащается словарный запас. Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Помогает бороться с нарушениями речи.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка:
развитие монологической и диалогической речи;
обогащение словаря: образные выражения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и пр.;
овладение выразительными средствами общения:
словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.)
и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Пожелание:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
Г.Попова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов"Использование театрализованной деятельности для адаптации детей с диагнозом ОНР "
Данный материал будет интересен педагогам, работающих с детьми -логопатами. ...
Консультация для педагогов «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...
Консультация для педагогов по театрализованной деятельности
Значение театрализованных игр для детей...
Консультация для педагогов "Музыкально-театрализованая деятельность по средствам оригами."
Это совместная работа воспитателя и музыкального руководителя. Работа подразумевает форму проекта, который включает в себя все виды деятельности....
Консультация для педагогов «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ»
Театрализованная деятельность с детьми ОВЗ....
Консультация для педагогов "Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника."
Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!...