Консультация для воспитателей "Роль педагога в театрализованной деятельности"
консультация

Макарова Татьяна Анатольевна

Данная консультация расказывает о значении театрализованных игр в развитии речи детей, творчестве. Развивает интерес к литературе, театру. Формирует диалогическую, эмоционально – насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova_t.a.rol_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.  
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык и учится общению.
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная, игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
  Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: каким же образом:
стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат.
театрализация сказок очень увлекает детей. ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. речь становится более выразительной, грамотной.
дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
Давайте с вами вспомним, на какие две основные группы делятся театрализованные игры? (режиссерские игры, игры-драматизации) В чем разница между режиссерской игрой и игрой -драматизацией? И каково их влияние на развитие речи ребенка?
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссёрской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссёра, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.
8 слайд
Игры-драматизации: В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр обогащается словарный запас. Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Помогает бороться с нарушениями речи.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка:
развитие монологической и диалогической речи;
обогащение словаря: образные выражения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и пр.;
овладение выразительными средствами общения:
словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.)
и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Пожелание:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
Г.Попова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов"Использование театрализованной деятельности для адаптации детей с диагнозом ОНР "

Данный материал будет интересен педагогам, работающих с детьми -логопатами. ...

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Консультация для педагогов по театрализованной деятельности

Значение театрализованных игр для детей...

Консультация для педагогов "Музыкально-театрализованая деятельность по средствам оригами."

Это совместная работа воспитателя и музыкального руководителя. Работа подразумевает форму проекта, который включает в себя все виды деятельности....

Консультация для педагогов "Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника."

Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!...