ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО сенсорному развитию
проект (младшая группа)

Полупанова Татьяна Анатольевна

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

2. Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

3. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.

4.Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, и продуктивной деятельности.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, через практическую деятельность.
Развивать у детей стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
Развивать связную речь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.

Развивать детское творчество через продуктивную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО сенсорному развитию

                               Во второй группе раннего возраста

«Занимательная сенсорика! »

МДОУ «Детский сад № 148»

2021-2022 учебный год

                                             Разработала:

                                             воспитатель высшей квалификационной категории,

                Полупанова Татьяна Анатольевна;

                                             

                                                                   

2021 год

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Участники проекта: дети второй  группе раннего возраста,  педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Постановка проблемы: Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Хочу обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Цель  проекта: формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

2. Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

3. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.

4.Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, и продуктивной деятельности.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, через практическую деятельность.
Развивать у детей стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
Развивать связную речь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.

Развивать детское творчество через продуктивную деятельность.

Интеграция образовательных областей:

  •  «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие»

Предполагаемый результат:

С помощью данного проекта совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- обогатить чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

- дети научатся обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- дети смогут называть свойства предметов;

- сформируется  у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;

- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

1 этап проекта - Подготовительный

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр.

 3.Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.

 4.Разработка консультаций для родителей по данной тематике.

2 этап проекта – Практический

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

План проекта «Занимательная сенсорика».

Дата

1 занятие

2 занятие

Самостоятельная деятельность

Работа с

родителями

Сентябрь

«Знакомство с величиной предметов»

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

«Закрой окошки в домиках».

Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький.

«Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной

величины на две группы», лото «Игрушки»

Консультации «Что такое сенсорика?»

Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания».

Октябрь

«Большая и маленькая собачка».

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

«Найди такой же листик»

Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

«Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

Ноябрь

«В царстве фигурок—человечков».

Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры.

«Огоньки ночью»

Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания».

«Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной

формы на две группы», «Покажи и принеси»,

вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много»

Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации».

Декабрь

«Помоги куклам найти свои игрушки».

Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету.

«Построим башню».

Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой.

«Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире»

Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Январь

«Чудесный мешочек».

Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.

«Складывание двухместной матрешки»

Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной

«Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку»

«Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире»

Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр».

Февраль

«Поймай рыбку».

Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».

«Построим домики».

Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

«Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире»

Родительское собрание «Растём играя»,

консультация «Зачем нужны игрушки».

Март

«Что в корзиночке лежит?»

Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

«Путешествие в весеннем лесу»

Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования

«Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире»

Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки»

Апрель

«В гости к матрешке»

Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление

«Закрой двери в домиках».

Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов.

«Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус»

Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»

Май

«Воздушный шарик»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.

«Игрушки»

Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником.

«Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные»,  «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев

Выставка пособий и поделок изготовленных

руками родителей.

3 этап проекта – Заключительный.

Подведение итогов реализации проекта • Проведение дней открытых дверей по теме проекта • Обобщение результатов работы, формулировка выводов

Методическая литература:

  1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.;
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
  3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;
  4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  5. Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
  6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;
  8. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  9. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
  10. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  11. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Долгосрочный проект «Социально-личностное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Мы стараемся воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. ...

Паспотр долгосрочного проекта по познавательному развитию "Природная мастерская"

Освоение способов конструирования из различных природных материалов....

Долгосрочный проект по речевому развитию для детей средней группы «Дети и сказки» с использованием мнемотаблиц.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...

Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик»

Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. Но это не просто взаи...

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...