Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
консультация

Экологическое воспитание детей актуально. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Непосредственный контакт ребёнка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

– создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка средствами эксперимента;

–  развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

–  развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Опытно-экспериментальная деятельность ведётся по следующим направлениям:

-  живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде, характерные особенности сезонов года.

-  неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.

-  человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация развивающей среды. Для того чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получают реальные представления о целостной картине мира.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Интересной формой работы по экологическому воспитанию стало составление экологических проектов для детей: «Берегите воду», «Дары природы», «Земля – наш общий дом», «Поможем зимующим птицам». Проекты способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников и взаимоотношений человека с окружающей средой.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство

экологического воспитания дошкольников»

Автор: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №40» городского округа Саранск

Экологическое воспитание детей актуально. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Непосредственный контакт ребёнка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

– создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка средствами эксперимента;

–  развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

–  развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Опытно-экспериментальная деятельность ведётся по следующим направлениям:

-  живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде, характерные особенности сезонов года.

-  неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.

-  человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация развивающей среды. Для того чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получают реальные представления о целостной картине мира.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Интересной формой работы по экологическому воспитанию стало составление экологических проектов для детей: «Берегите воду», «Дары природы», «Земля – наш общий дом», «Поможем зимующим птицам». Проекты способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников и взаимоотношений человека с окружающей средой.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а так же мелкой моторики пальцев рук.  В ходе экспериментирования создаются проблемные ситу...

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение че...