Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
консультация
Экологическое воспитание детей актуально. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Непосредственный контакт ребёнка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
– создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка средствами эксперимента;
– развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
– развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Опытно-экспериментальная деятельность ведётся по следующим направлениям:
- живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде, характерные особенности сезонов года.
- неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация развивающей среды. Для того чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получают реальные представления о целостной картине мира.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Интересной формой работы по экологическому воспитанию стало составление экологических проектов для детей: «Берегите воду», «Дары природы», «Земля – наш общий дом», «Поможем зимующим птицам». Проекты способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников и взаимоотношений человека с окружающей средой.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство
экологического воспитания дошкольников»
Автор: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №40» городского округа Саранск
Экологическое воспитание детей актуально. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Непосредственный контакт ребёнка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
– создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка средствами эксперимента;
– развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
– развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Опытно-экспериментальная деятельность ведётся по следующим направлениям:
- живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде, характерные особенности сезонов года.
- неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация развивающей среды. Для того чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получают реальные представления о целостной картине мира.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Интересной формой работы по экологическому воспитанию стало составление экологических проектов для детей: «Берегите воду», «Дары природы», «Земля – наш общий дом», «Поможем зимующим птицам». Проекты способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников и взаимоотношений человека с окружающей средой.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....
Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а так же мелкой моторики пальцев рук. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситу...
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение че...