"Индивидуализация детского воплощения замысла: педагогические провокации"
методическая разработка
Чтобы говорить об индивидуализации ребенка, требуется дать определение этому процессу. Итак, индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС одним из основных принципов, направленных на развитие индивидуализации дошкольного образования является:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания.
Поэтому целью педагога является: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Так что такое ПРОВОКАЦИЯ? Провокация это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность. Провокация создает ребенку пространство для мышления, творчества и исследования. Провокации бывают «короткие», которые можно решить сейчас или через короткое время и «долгосрочные», которые можно, например, исследовать несколько дней, но обязательно опирающиеся на интересы детей.
Подготовить для детей провокацию, это значит, что ребенок: увидит сам, и сможет потрогать, ощутить, порассуждать.
Почему говорим педагогическая провокация? Потому что в результате, не навязывая, мы развиваем, воспитываем, обучаем.
Этот материал будет полезен не только для педагогов ДОУ, но может использоваться и педагогами в школах как при работе с детьми, так и при организации семинаров или педсоветов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре-практикуме
Тема:
Индивидуализация детского воплощения замысла: педагогические провокации.
Старший воспитатель Шевцова И.В.
Вывеска на двери «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ» (для участников семинара подготовлена творческая провокация. Педагоги должны сами понять что это за стрелки, зачем столы и принять участие в провокации)
Приготовить для педагогов два стола и стрелки на полу желтые от двери до стола № 1 и синие от двери до стола №2, затем стрелки от столов до стульев, где будут сидеть все участники семинара.
Стол №1- карандаши, фломастеры, листочки разных цветов, клей, салфетки, ножницы, мольберт, на мольберте фломастером нарисовано дерево без листьев, магниты, скотч, желтые кружочки из бумаги. На мольберте прикреплен ватман с нарисованным стволом дерева.
Стол №2 - пластилин, соленое тесто, стеки, палочки, шишки, листья, зубочистки, фигурки животных или фруктов (раздаточный материал)
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас сегодня на нашем семинаре. Вы все сегодня уже участники семинара, потому что каждый из вас уже принял участие в ….чем? Конечно в провокации.
Как вы можете объяснить что такое провокация? (Это созданная ситуация одним человеком, которая побуждает другого к какому-то действию). Посмотрите, сколько у нас присутствующих и каждый выбрал для себя свою тропинку и выполнил задание, которое ему захотелось сделать из предложенных материалов. Вы видите различные поделки из природного материала на столе №1 и украшенное вами дерево у стола №2. А так же разные аппликации, смайлики, цветочки из бумаги. Каждый из вас применил фантазию, творчество.
Итак, тема моего выступления «Индивидуализация детского воплощения замысла».
Слайд 2 (цель педагога)
Чтобы говорить об индивидуализации ребенка, требуется дать определение этому процессу. Итак, индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
В общих положениях ФГОС одним из основных принципов, направленных на развитие индивидуализации дошкольного образования является:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания.
Целью педагога является: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Задачи педагога:
-стимулировать творческое проявление и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в различных видах детской деятельности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
Вот мы и стараемся создать условия для индивидуализации каждого ребенка, проводя дни провокаций для саморазвития наших воспитанников.
Каждый из вас уже проводил в группе дни провокаций. Они были очень разные. И я думаю, что вам будет интересно узнать о том, какими могут быть эти дни провокаций и какие еще можно провести.
Слайд 3
«Провокатор в вопросах детства» - таковым считал себя Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни.
Именно он является главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики в основе которых лежат провокации. Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководил в Итальянской провинции Реджио –Эмилия городскими детскими садами. Так же он являлся директором образовательных программ. Он опирался на идеи великих мыслителей от образования, таких как Лев Выгодский, Мария Монтессори и др.
«Предоставьте ребенку возможности для развития и вы удивитесь сколько потенциала храниться внутри него» Лорис Малагуцци
Так что такое ПРОВОКАЦИЯ? Провокация это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность.
Провокация создает ребенку пространство для мышления, творчества и исследования.
Провокации бывают «короткие», которые можно решить сейчас или через короткое время и «долгосрочные», которые можно, например, исследовать несколько дней, но обязательно опирающиеся на интересы детей.
Подготовить для детей провокацию, это значит, что ребенок: увидит сам, и сможет потрогать, ощутить, порассуждать.
Почему говорим педагогическая провокация? Потому что в результате, не навязывая, мы развиваем, воспитываем, обучаем.
В Реджио-педагогике нет системы жёстких правил. Не бывает «правильных» и «неправильных» провокаций. Есть только некоторые принципы, которым нужно придерживаться, создавая провокацию.
Слайд 4
Что стоит учесть, создавая провокацию?
- Это приглашение, а не приказ. Ребенок сам увидел и задумался. А если не заметил, то надо создать ситуацию, как бы невзначай, чтобы он обратил внимание на это.
- Это может быть что-то простое, например, коробка карандашей, а может быть целое хорошо продуманное событие или ситуация.
- Чаще это творческая провокация — это простая, но привлекательная композиция, которая появляется в среде — там, где ребёнок её заметит. Важно, чтобы она разжигала любопытство и желание действовать.
- Это приглашение к игре. И такая игра может, как поддерживать текущие интересы ребёнка, так и направлять его по новому пути.
- Это приглашение к творчеству для педагога, потому что выдумывать такие провокации очень увлекательно. А наблюдать за реакцией ребёнка и развитием дальнейшего поведения ребенка ещё интересней!
- Не нужно объяснять ребёнку, что делать с выставленными материалами или ситуацией! Лучше наблюдать издалека. А если ребёнок просит помощи, сначала расспросить о его собственных соображениях на этот счёт.
- Всегда провокация готовится заранее, когда детей нет в группе.
Давайте проанализируем нашу провокацию:
-Что было приглашением к действию? (стрелки на полу)
-На что направлена данная провокация? (на творчество)
- одинаковые ли были ваши действия? (разные)
Здорово, когда провокация открыта к любому развитию событий. Если ребёнок вдруг начинает делать совершенно не то, что ожидалось (например, идёт кормить кукол камушками из провокации, говоря, что это орехи, а другой начнет их возить на машине, как кирпичи для стройки, третий начнет выкладывать узоры и т.д. «про счёт»), это все равно прекрасно! Кстати, заодно можно увидеть, что важно ребёнку прямо сейчас.
Слайд 5
В зависимости от вида провокации могут быть затронуты все области образовательной деятельности. Например, развитие речи знакомство с художественной литературой.
Слайд (лиса и журавль)
Приведу один из примеров.
Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе рассказ Л.Толстого «Галка и кувшин», подготовить емкости с водой, камешки, книгу с рассказом, перфокарты, стрелки на полу для движения детей. Заинтересовав детей предметами, прочитали рассказ, решили проверить правда ли вода поднимается. Провели опыт, сделали вывод. Все это способствует проявлению естественной любознательности и творчества ребенка. Затем дети на перфокартах отмечали стрелочками этапы работы экспериментально – исследовательской деятельности, подводили итог своей работы.
Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. А если перфокарту ламинировать, то она будет служить долгие годы.
О других провокациях можно говорить много и придумать много, это зависит от фантазии педагога. Но мне бы хотелось еще остановиться на провокациях, направленных на развитие творческих способностей детей.
Слайд 6
Это когда появляются предметы для творчества. (Слайд с тестом, рисованием с натуры)
Слайд 7 (карты провокаторы)
Использование карт-провокаторов. Это когда рядом с тестом, пластилином, новой игрушкой и т.д. появляются ненавязчиво нам уже знакомые карты-схемы, которыми многие педагоги пользуются.
А теперь я хочу показать и немного рассказать о том, какие провокации провели педагоги нашего детского сада.
Слайд 8-16
Провокации:
-для самых маленьких «Дорожка к пеньку» и «Помоги зайке найти овощи»
-а для остальных групп «Потерянные стулья», «Пропали карандаши», «Потерянные бокалы», «Больной Вини-Пух», «Потерялись папки с канцелярией», «Игрушки разбросаны», «Игрушки потерялись», «Потерялись краски», «Листья прилетели», «В кранах нет воды», «Потерялись прописи». Сколько фантазии проявили педагоги, подготавливая провокации. Здесь проводились и квест-игры, беседы, КВН, соревнования. Дети рассуждали, фантазировали, делали выводы, обсуждали и т.д.
Слайд 17
В конце выступления хочется сказать словами Лориса Малагуцци «Ребенок не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше вытащить». Я желаю вам творчества, фантазии. А значит, детям с вами будет интересно.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель педагога: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности. . И ндивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
«Провокатор в вопросах детства» Ребенок – не пустой сосуд, и тем более не что-то, что нужно переделать» Лорис Малагуцци , основатель реджио -подхода Провокация - это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность.
Что стоит учесть, создавая провокацию ?
Приобщение к литературе и исследовательской деятельности. «Галка и кувшин» Л. Толстой
Провокация с соленым тестом Рисование с натуры
Схемы-провокаторы Карты-провокаторы Мнемотаблицы
«Дорожка к пеньку» 1 мл. гр «Карамельки» «Помоги зайке найти овощи» г р. раннего возраста «Пчелки»
«Потерялись стулья» 2 мл. группа «Светлячки» « П ропали карандаши» 2 мл группа «Пчелки»
«Потерялись папки с канцелярией» разновозр . гр «Лучики» «Игрушки разбросаны» с ред. г р. «Дельфинята»
«Игрушки потерялись» старш . г р. «Ранетки»
«Потерялись краски» с тарш . гр «Подсолнушки» «Листья прилетели» подгот . г р. «Семицветики»
«В кранах нет воды, сломался кран» с тарш . гр «Радуга»
«Потерянные прописи» с тарш . гр «Звездочки»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технические навыки по аппликации для воплощения замысла
Содержание Введение 1. Значение технических навыков по аппликации для воплощения замысла 2. Анализ программных требований по аппликации по программе старшей и подготовительной групп 3. ...
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Посмотрим в окошко»
Цель диагностики: выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоис...
Сообщение "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М. Монтессори"
Статья "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М.Монтессори"...
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Улетает наше лето»
Цель: Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции. ...
Опыт работы «Индивидуализация образовательного процесса как педагогическая технология»
Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных о...
МБДОУ «Иланский детский сад № 50»Педагогическая практика:«Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!»(поддержка детской инициативы и самостоятельности)
Направление практики:-построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.Актуальность:- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка;- максимальная помощь в ...