«Вредные привычки дошкольников»
консультация
Муниципальный уровень, ГМО педагогов - психологов, АОУ детский сад №10 «Лучик», 13.09.2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ, отчет | 460.91 КБ |
Доклад | 67.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД № 10 «Лучик»
141700 г. Долгопрудный, Московской обл., ул. Спортивная д. 7-б тел. (498) 686-3915 Согласовано с руководителем ГМО педагогов-психологов ДОУ г. Долгопрудного Шухиной Н. Б. _________________________ от 13.09.2018. Доклад по теме: «Вредные привычки дошкольников» Подготовила и выступала на ГМО педагогов-психологов ДОУ г. Долгопрудного от 13.09.18. педагог-психолог АОУ д/с № 10 «Лучик» Крылова Елена Васильевна г. Долгопрудный 2018 г. |
Вредные привычки дошкольников
Привычка - сформировавшееся действие, выполнение которого при определенных обстоятельствах стало потребностью человека. Привычки могут быть полезными и вредными. Важнейшую задачу воспитания нарядy с формированием полезных привычек составляет борьба с вредными. Для этого необходимо не только формирование отрицательного отношения к ним самого ребенка, но и такое изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение вредных привычных действий, привычных форм поведения стало невозможным или было бы затруднено.
В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются в цивилизованном человеческом обществе. Привычки определенного типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребенка. В раннем и младшем дошкольном возрасте многие из таких привычек объясняются незрелостью психофизиологических механизмов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени большая их часть исчезает, заменяется на правильные формы поведения, умения, навыки.
Так, маленький ребенок, который дома привык сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец, по мере взросления может все больше и больше времени проводить без соски, пользоваться горшком, а позднее и туалетом. Ребенок, увлеченно играя с игрушками, начинает забывать класть палец в рот, ведь руки нужны совсем для другого. Постепенно, к началу посещения детского учреждения, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживаются - можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваться как вредные.
Постоянное сосание пустышки препятствует формированию правильного прикуса, искажает зубной ряд, что в дальнейшем часто ведет к появлению не только косметических, но и логопедическихдефектов.
Привычка держать во рту палец и сосать его формируется очень рано, (иследования показывают, что еще во время внутриутробного периода, до рождения, человеческий зародыш часто держит во рту большой палец). Сосательный рефлекс, необходимый для нормального вскармливания, является одним из основных для человеческой психики - он раньше всех появляется и позже всех угасает. Сосательные движения успокаивают ребенка, способствуют засыпанию, понижению тонуса нервной системы. Поэтому дети с пальцем или пустышкой во рту кажутся заторможенными, они почти "спят наяву", не сразу и не сильно реагируют на разнообразные события вокруг них. С одной стороны, так легче перенести стресс (а стрессом для маленького ребенка является многое), но с другой - это препятствует ориентировке в окружающем, усвоению нового,
формированию внимания и интеллектуальному развитию в целом.
Чисто физическое воздействие на зубы, губы и язык не дает полноценно формироваться речевым умениям (рот занят!), постоянное сосание пальца выводит из активного употребления и руку (рука-то тоже занята!), соответственно страдают речь, интеллект, развитие мелкой моторики (движений рук). В целом привычка что-то сосать во время бодрствования является губительной уже у детей начиная с шестимесячного возраста. Если пустышку предлагать перед сном или с целью успокоить плачущего ребенка - это еще допустимо, а часто и целесообразно. Но если ребенок проводит целые дни с заткнутом ртом, скоро можно будет говорить о вероятном снижении темпа его психического и физического развития. Педагог и психолог детского сада обычно работают с детьми старше двух лет, и если у последних имеется обыкновение сосать палец или пустышку, следует поговорить с родителями как можно раньше и объяснить, что этого в таком возрасте допускать нельзя.
Привычка сосать палец, игрушки, тряпки, встречающаяся у многих детей раннего возраста, опасна с точки зрения многочисленных инфекций. Она является результатом неудовлетворенной потребности в сосании, чувства незащищенности и служит простейшим механизмом, который неосознанно выбирает ребенок, чтобы освободиться от страха, напряженности, неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребенка, тормозя его на более ранних ступенях развития.
Воспитатель группы, в которую ходят дети двух - трех лет, как правилo легко справляется с теми привычками, которые и так должны исчезнуть в этот период. В таком возрасте малыши очень охотно подражают друг другу, поэтому именно в детском саду часто легче овладевают необходимыми умениями и гигиеническими навыками, чем дома. Четкий режим, большое количество интересных занятий, привлекательных игрушек, пример более старших детей, похвала воспитателя обеспечивают нормальному ребенку возможность вести себя "как большой". Очень часто по мере адаптации в детском саду дети сами начинают вести себя соответственно возрасту сначала в учреждении, потом и дома. Так бывает, что в детском саду малыш легко засыпает без пустышки (хотя может пососать палец перед сном), ест самостоятельно любую еду, пользуется туалетом, а дома по-прежнему возвращается к старым привычкам. Но через один - два месяца исчезают и они.
Постоянное пребывание в памперсах ребенка старше 12-18 месяцев сковывает движения, ведет к перегреву половых органов у мальчиков. Редкая смена памперсов может привести к переохлаждению и возникновению урогенитальных инфекций у девочек, у большинства детей - чревата экземами и дерматитами. Частое непроизвольное опорожнение мочевого пузыря приводит к тому, что ребенок не научается контролировать его наполнение, не получает сигналов о том, что нужно пойти на горшок, объем мочевого пузыря почти не увеличивается. К полутора годам дети должны уже прекрасно понимать, зачем их высаживают на горшок, уметь проситься в "туалет". К двум годам (началу посещения детского сада) ребенок уже не испытывает сложностей в данном
Второй тип вредных привычек, с которыми сталкивается педагог детского сада, - это невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, разовый или постоянный, на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идет о таких вредных привычках, как грызение ногтей, энурез (непроизвольное мочеиспускание), энкопрез (недержание кала), навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики) и др.
Эти привычки не являются, по сути, привычками, а скорее, особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему-то не произошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти и некоторые другие привычки свидетельствуют в первую очередь о наличии огромного внутреннего напряжения, которое ослабевает при выполнении тех или иных не всегда приемлемых, с нашей точки зрения, действий. Тики, энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии. Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребёнка, но иногда в ситуации стресса снова возвращается даже во взрослом возрасте.
Если в группе детского сада имеются дети с невротическими нарушениями, которые воспитатель склонен относить к вредным привычкам, то первое и основное правило, из которого он должен и исходить, очень простое: всеми силами обеспечить таким детям максимально спокойное и эмоционально комфортное состояние.
Напряжение, в котором пребывает такой ребёнок, может возникать и усиливаться от самых, казалось бы, невинных вещей: кто-то боится самостоятельно делать новое действие (боится ошибки, негативной оценки, непринятия), кто-то теряется в незнакомой обстановке, кто-то не справляется с
работой в одном темпе с группой, кто-то цепенеет и впадает в ступор, если нужно отвечать на вопрос, прочесть стишок или выполнить другое задание на глазах у зрителей.
Есть дети, которые не могут попросить о чем-то воспитателя, стесняются задать вопрос, избегают прямого общения со взрослыми. При этом бывают и такие, которые легко вступают в контакт с педагогами, но не умеют играть, общаться, действовать вместе с детьми.
В постоянном напряжении пребывают дети, недавно начавшие посещать дошкольное учреждение и еще не полностью адаптированные к новым условиям. Любое напряжение, которое испытывает ребенок, может выражаться в плаче, крике, капризах, агрессивных действиях - это обычно и происходит с детьми, и никто этому не удивляется. Эти реакции понятны и достаточно закономерны.
Но в некоторых ситуациях происходит по-другому. Дети, чья непосредственная реакция на стресс грубо подавляется (им запрещают плакать, наказывают за крик, двигательные реакции, высмеивают или иначе унижают за их поведение, которое могло бы им помочь справиться с растущим напряжением), как бы "загоняют" свои переживания внутрь.
В этом случае вместо сдерживаемых резких реакций, которые мог бы себе позволить маленький ребенок, появляются тики, судороги, заикание. Агрессия, которой не дали выхода, может обратиться на самого ребенка - касание себя, губ, языка, пальцев, грызение ногтей, иногда дергание себя за волосы - это так называемые проявления аутоагрессии. Грубость и резкость взрослых только усиливают напряжение ребенка и соответствующие негативные проявления. И то, что мы считаем вредной привычкой (а на самом деле это формирующийся невроз), прогрессирует на глазах.
Для предотвращения подобного развития событий воспитатель должен отличать невротические привычки от обычных и не пытаться "искоренять" их силовыми методами. Необходимо представлять себе и домашнюю ситуацию - практически все невротические привычки берут исток из дома, где ребенок провел первые годы жизни и обычно испытывал определенные трудности.
В то же время, отдавая себе отчет, что изменить семью ребенка невозможно, педагог детского сада в состоянии обеспечить его положение в группе, повысить самооценку, помочь подружиться с детьми, отвлечь, наконец, от неприятных переживаний новой игрушкой, интересной книжкой, веселой суетой, движениями, танцем, песенкой и т. д.
К таким детям необходим индивидуальный подход. Их привычки, странности, особенности сглаживаются, если не обращать на них слишком много внимания, а только помогать ребенку отвлечься от них. Конечно, важно и необходимо не привлекать к ним внимания других детей.
Для дошкольников со слабой нервной системой, у которых могут проявиться уже опасные невротические привычки, полезно движение, музыка. Многим нравится рисовать. Все, что посильно такому ребенку, способствует его эмоциональному комфорту, должно быть использовано в группе детского сада. Однако если ребенок боится, стесняется, не хочет участвовать в общей игре или спектакле, не решается общаться со сверстниками - принуждать нельзя. Его можно лишь приободрить, выразить уверенность, что в другой раз он, если захочет, поиграет со всеми вместе, съедет с горки, нарисует картину и т. д.
Робким, нерешительным детям иногда бывает легче сделать что-то "в паре" с умелым, "опытным" и более старшим ребенком или взрослым. "Давай вместе", - предлагает воспитатель, и испуганный малыш увереннее, чем раньше, карабкается на горку, более активно пытается одеваться, строит башенку из кубиков или рисует картинку. Таким детям надо всегда предлагать более легкое, наверняка посильное задание, даже если по возрасту, они могли бы справиться и с более сложным. Дело в том, что они почти всегда "неумейки", не успели и не сумели вовремя научиться играть с детьми, есть ложкой, пользоваться карандашом, кисточкой, ножницами, у них плохо развиты навыки самообслуживания. Постоянное напряжение, в котором они пребывают, ожидая неудачи и осуждения со стороны взрослых и детей, препятствует развитию необходимых навыков, буквально парализует их. И долг воспитателя - это напряжение снять.
Общаться с таким ребенком часто приходится "как с маленьким", помогать, поддерживать, вселять уверенность, часто хвалить и избегать негативных оценок. К шести годам у большинства детей подобные невротические особенности сглаживаются, хотя бывают случаи, когда приходится переводить такого ребенка в другую группу (часто более младшую по возрасту), где он будет чувствовать себя более компетентным.
Третья группа вредных привычек, с которыми сталкивается воспитатель в детском саду, - это привычки, связанные с избалованностью, идущие от семьи. Это капризы и слезы на тему "не могу, не хочу, не буду", до боли знакомые всем воспитателям. Ребенок, привыкший дома к мгновенному удовлетворению всех желаний, не умеющий и не желающий самостоятельно одеваться, есть, играть, требующий постоянного внимания и ждущий, что все его будут развлекать, первые дни и даже месяцы в детском саду не понимает, почему здесь все иначе, чем дома. И он пытается требовать, чтобы его кормили с ложки, перед сном рассказывали ему лично любимую сказку, одевали, развлекали и т. д. Настаивая на своем, он кричит, плачет, отказывается выполнять просьбы взрослого. Большинство детей, воспитывающихся дома как "кумир семьи", искренне не способны не только учитывать чужую точку зрения, а просто убеждены, что значения имеют только их желания. Они не ведают слов "нельзя", "не надо", не представляют себе, что, значит, слушаться, на малейший отказ со стороны взрослых или других детей обижаются или сердятся. Манипулируя дома мамой или бабушкой, они привыкли, что слезами или криком добьются любого желаемого действия, и ждут, что эти "методы" сработают в детском саду. Разумеется, на первых порах им приходится тяжело.
К счастью, дети, даже очень избалованные, быстро привыкают делать так же, как другие, "за компанию". И это стремление помогает научиться новому и даже гордиться новыми умениями. Старые привычки уступают место новым, "полезным", усвоенным уже в детском саду. Воспитатель только помогает такому ребенку, проявляя необходимую твердость, настаивая на том, чтобы он расстался с привычкой, которая только мешает и ему самому, и окружающим. Твердое, но благожелательное отношение педагога, положительный пример других детей и конечно, контакт с семьей воспитанника - залог успеха.
Вредная привычка – отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении; привычка нередко превращается в черту характера. Русская пословица гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вредные привычки у дошкольников"
В консультации рассмотрены основные вредные привычки у дошкольников: привычка грызть ногти, привычка долго смотреть телевизор, привычка кусаться. Даны рекомендации по устранению данных привычек....
"Вредные привычки дошкольников"
Консультация для родителей и педагогов....
Причины нарушения речи и значение вредных привычек у дошкольников
Причины нарушения речи и значение вредных привычек...
Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков
Памяткадля родителейпо профилактикевредных привычеку детей и подростков...
ОСНОВЫ ЗОЖ ДОШКОЛЬНИКА. ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.
Основы ЗОЖ дошкольников...
Семинар - практикум для педагогов "Вредные привычки дошкольников"
Привлечение внимания педагогов к вредным привычкам дошкольников; создание условий, направленных на первичную профилактику вредных привычек....