"Современные требования к организации эколого-краеведческой работы в ДОУ "
методическая разработка

Педсовет для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_ekologoiya.kraevedenie.docx124.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий педсовета "Современные требования к организации

 эколого-краеведческой работы в ДОУ "

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ эколого-краеведческой культуры. повышение уровня компетентности педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников,
Форма проведения: (тематический, по одной из годовых задач) «Педагогическая мастерская»
Подготовка к педагогическому совету
*Просмотр открытых мероприятий по темам эколого-краеведческого воспитания.
*Проведение тематического контроля «Организация работы в ДОУ по эколого-краеведческому воспитанию».
*Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников».
*Определение: повестки дня для предстоящего педагогического совета; плана подготовки воспитателей к предстоящему педагогическому совету; вопросов к анализу воспитательно-образовательной работы по эколого-краеведческому воспитанию и дискуссионного клуба; подготовка проекта решения педагогического совета.
Оформление: по обе стороны зала столы, покрытые голубой и зелёной скатертями (символизируют нашу зелёно-голубую планету)
Оборудование: цветная бумага (красная, зелёная), фишки (красные, синие), лукошко.

Ход педсовета

Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим  педсовет. Тема: "Современные требования к организации эколого-краеведческой работы
в ДОУ
 " 
Повестка дня:
1. Погружение в проблему педсовета.
2. Рефлексия «Эколого краеведческое лукошко».
3. Дискуссия «Малыши должны понять, что природа – наша Мать».
4. Анализ тематической проверки состояния воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию и диагностики педагогов.
5. Анализ СМОД в старшей и подготовительной группах.

6. Рефлексия в форме «Синквейн».
7. Проект решения педагогического совета.

Итак, приступим к работе.
На фоне музыки Вивальди «Времена года» (слайды презентации)

Земли, живущие народы –
Все мы от матери - природы.
Её беречь – наша задача,
И пусть поможет нам удача.
Повсюду чтоб цвели цветы,
И исполнялись все мечты.
И чтоб во все наши года,
Природу берегли всегда.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/6818_c2167a23336d19eacd286821d7693ece.gif.jpg


- Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу и свой край, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природа моей родины..
Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе эколого-краеведческого воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.

Главной целью краеведческой работы в детском саду является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта,района,республики Бурятия и России.;

-  сформировать представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

Воспитательные задачи:

-  воспитывать гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-  укреплять семейных связей:

Развивающие задачи:

-  развивать стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

-  адаптировать к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень. Так как основными функциями педагога являются: информационная, развивающая, ориентационная, конструктивная, организаторская, исследовательская.

  1. Формы и методы краеведческой работы

Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся:

- Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии .

- Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой поселок?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой поселка?" и др.

- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием поселка.

- Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения поселка, края.

- Знакомство с культурой и традициями нашего народа, поселка.

- Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

  1. Требования к созданию развивающей среды в условиях ДОУ по краеведению

Организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например: стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии). 

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.


А сейчас я предлагаю провести рефлексию «Эколого-краеведческое лукошко».

На красной части листочка напишите ответ на вопрос:
- Что вам удалось реализовать в работе по эколого-краеведческому воспитанию дошкольников?
На зеленой части листочка постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по эколого-краеведческому воспитанию вы можете отметить?

Теперь соберём в экологическое лукошко спелую (красные листочки) и неспелую ягоду (зелёные листочки) и проанализируем.
Старший воспитатель собирает в корзинку цветные листы. Анализ работы по экологическому воспитанию.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, о родине,накапливает представления о разных формах жизни,о месте,где он родился, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы эколого-краеведческой культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают этой культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы в своей местности и беспокоятся по их поводу.

Как донести до детей основы эколого-краеведческих знаний? Несколько лет мы работаем над этой задачей. За вашими плечами, уважаемые педагоги, накопленный опыт, позволяющий высказать сегодня свои суждения по вопросу: как сформировать у детей интерес и бережное отношение к природе,к малой родине? И в этом нам поможет дискуссия.

Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.


1. Что означает термин «Экология»?
Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2. Проблемы экологии в мире, стране, посёлке.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

3. Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.

4. Почему на ваш взгляд, эколого-краеведческое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период эколого-краеведческого воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе,к родине, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе,кмалой родине, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животны,чувства гордости за свою родину.
– Сообщение элементарных знаний о природе и своем крае и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Эколого-краеведческое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями о своем крае,в области экологии, сам любит родные места, природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс эколого-краеведческих знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя, как воспитатель.
Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей.
Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

8. Назовите организованные формы работы по эколого-краеведческому воспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.
**Организованные:
– экскурсии (по достопримечательностям поселка,в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
**Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе,о родине (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах,альбомах, экологические сказки,народные сказки, картины из жизни местного населения, из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы, беседы воспитателя родных местах,о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,фотографий.
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),народные праздники.
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– эколого-краеведческие тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (народные,подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),
– различные виды изобразительной деятельности на эколого-краеведческую тематику.

9. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.
А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
Назовите детских писателей, воспевавших родину в своих произведениях.

А.С.Пушкин,Лермонтов,Фет,Некрасов,Никитин,Тютчев,Толстой,Тургенев,Паустовский,Куприн,Блок.
10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы эколого-краеведческой работы.
Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.),народные календарные праздники,ярмарки, оформление эколого-краеведческих стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов "Моя БурятиЯ","Мой любимый поселок",«Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о родине,природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание эколого-краеведческих газет и т.д.

И подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Поляна маков»

Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут фишку синего цвета – если нет .Так как краеведение изучается только в старшей и подготовительной группах,то утверждения будут для всех групп по экологическому воспитанию.

• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
• Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
• Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
• Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
• Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
• На вашем участке имеются кормушки.
• Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
• На нашем участке есть скворечник.
• Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
• В группе есть библиотечка книг о природе.
• Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
• В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.

Посмотрите, на нашу зелёно-голубую планету: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как яркие цветы на зелёно-голубых столах.

Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в вашей работе.

То же самое показывает и проведённая  тематическая проверка.

С Анализом тематической проверки состояния воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию выступят Тарасова С.Г,Дракунова Н.А.,.,Гусева Т.С. .

На фоне музыки… (слайды презентации)
С чего начинается Родина?С природы.Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена: когда за окном кружит метель и, когда на деревьях распускаются нежно-розовые ароматные цветки вишни… Мы любуемся этой красотой и учим тому же наших дошколят: наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего луга, шелестом осенних кленов и ядрёным ароматом ясного зимнего дня.
( фото детей на слайдах)
Природа – источник доброты. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребенок должен также пройти школу воспитания добрых чувств; как можно пробудить у детей светлые добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому и красивому? Наши педагоги это знают.
(фото детей на слайдах)
Природа – это источник познания. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, не похожие один на другой праздники. Мы даём детям много знаний, что солнце является источником тепла, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое – многое другое.
(фото детей на слайдах)
Уважаемые коллеги, мы сегодня побывали, действительно, в педагогической мастерской, где движущей силой является ваша творческая деятельность, разнообразие форм и методов, которые повлекут за собой повышение качества образования.

Анализ СМОД в старшей группе (экология) и в подготовительной группе (краеведение)

Рефлексия в форме «синквейн».
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.

Синквейн – это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе общения, изучения какой-то темы, её обсуждения проверить, что находится у вас на уровне ассоциаций.

Дидактический синквейн
1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Я предлагаю вам для синквейна слово «Педсовет» (сегодняшний педсовет)

Проект решения педагогического совета:
1. Уделять должное внимание эколого-краеведческому воспитанию дошкольников, развивать эколого-краеведческую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к малой родине, к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес историческому прошлому родины,к миру животных и растений.
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: воспитатели, специалисты.
2. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников,экскурсии и походы..
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: воспитатели.
3. Разнообразить (в связи с приходом зимы) видовой состав ботанической коллекции в «Уголках природы»,развивающую среду в уголках патриотического воспитания в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
Срок исполнения: до 25.12.2020 г.
Ответственные: воспитатели, специалисты.
4. Подготовить отчёт для родителей по эколого-краеведческому воспитанию дошкольников в папках-передвижках.
Срок исполнения: до 20.05.2021г..
Ответственные: воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы...

« Современные подходы к организации коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО на этапах автоматизации и дифференциации звуков у детей с ОВЗ».

Это созданная мной презентация по автоматизации звука [ш]. Презентация сделана таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно без мамы автоматизировать , поставленый звук. На каждом слайде записан го...

Современные требования к родителям в воспитании детей и инновационные формы работы с родителями в ДОУ.

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и не могли неотразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо  внимание к се...

Консультация для воспитателей "Современные требования к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОУ"

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы. Оно отражает различные формы орг...

Статья "Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований»

В данной статье  даны формы работы с родителями в условиях современных требований...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...