Статья «Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований»
статья

Лобанова Марина Михайловна

данная статья разработана для педагогов детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований»

 

Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей жизни.

Из своего опыта я вижу, что не все семьи в полной ответственности подходят к развитию и воспитанию детей. Почему это происходит? В одних семьях родители не понимают, для чего необходимо воспитание, другие не умеют это делать, а третьи попросту не хотят. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь. Я считаю, что одним из пунктов работы с семьёй является проведение родительских собраний. А в условиях современных требований эффективнее всего, я считаю, необходимо проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция:

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму». Если это выражение перевести в цифры, то:

услышанное запоминается на 15%,

услышанное и увиденное на 25%,

записанное на 40%,

проделанное на 70%.

В своей работе я использую нетрадиционные методики проведения родительских собраний, учитывая принципы вариативности. Такое построение родительских собраний позволяет мне добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.

В подготовке к родительским собраниям я стараюсь продумывать разнообразные сценарии, в которые обязательно включаю теоретический материал, практические упражнения, рекомендации узких специалистов дошкольного учреждения, рекомендации педагога-психолога, советы медицинской сестры, различные игры с родителями и включаю совместные игры-упражнения родителей с детьми.

Перед составлением конспекта родительского собрания, я выбираю основные цели и задачи собрания. В своей работе я планирую следующие организационные формы проведения родительских собраний:

Собрание-студия (трёхступенчатое обучение: теоретическое, практическое, технологическое)

Мозговой штурм – активная форма работы по повышению уровня педагогической компетенции родителей.

Творческие собрания, на которых дети демонстрируют родителям свои творческие способности.

Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.

Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приёмов.

Конференция.

Педагогическая мастерская.

Встречи мам (пап).

Тренинги.

Я придумываю различные интересные названия родительским собраниям, например:

«Дискуссионные качели»«Круглый стол с острыми уголками»«Вечер вопросов и ответов»«Педагогический марафон»«Встреча мам»«Встреча пап»«Семейная гостиная» и др.

Я для себя подчеркнула, что для формирования положительных взаимоотношений между родителями и детьми, родителями и воспитателями, воспитателями и детьми важно видеть коллектив, как одну большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в случае, если умело, организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Сейчас, я хотела бы вас   познакомить с одной из организационных форм проведения родительских собраний: это Собрание-студия 

 Основное назначение родительского собрания, проводимого в форме студии, состоит в формировании и развитии педагогических умений родителей, умений научно обоснованных и практически проверенных. Суть студийных занятий заключается в обучении (studio — изучение, старание), но это обучение специфично, так как оно происходит одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Во время проведения родительского собрания-студии воспитатель создает условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей. Родительское собрание - студия — это не лекция и не семинар, оно проводится в форме групповой дискуссии, «круглого стола», имитационно - ролевой игры и т.п. с обязательным использованием рефлексивных приемов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности. Родительское собрание - студия — это способ педагогической и психологической поддержки родителей в области воспитания, объединения педагогических усилий родителей и воспитателей, совершенствования приемов и методов взаимо - действия семьи и детского сада. Собрание - студия способствует переосмыслению личностно-этических взглядов родителей на проблемы развития, воспитания и социализации детей, при этом у родителей появляется возможность сравнить собственную позицию с мнением других родителей. Главное отличие собраний - студий от традиционных родительских собраний:

• неформальный характер общения педагогов с родителями;

• равноправное положение и активность всех участников обсуждения (и родителей, и педагогов);

• положительный эмоциональный фон, который создается за счет просмотра игр, занятий с детьми в группах, видеозаписей разнообразной работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы;

• обязательная рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Важно продумать организационные условия проведения собрания - студии:

—где раздеться родителям;

—как разместить их, чтобы всем все было видно, удобно;

оптимальный вариант - круглый стол, стулья для взрослых, хорошо проветренная комната;

—при помощи, каких средств можно вызвать интерес родителей к обсуждаемой теме. Это могут быть видеофильмы о жизнедеятельности детей в детском саду, выставка их работ, собранные и записанные высказывания детей по обсуждаемой проблеме, открытые просмотры занятий или игр в группе, несложные тесты и др.;

—определить последовательность демонстрации подготовленных к собранию материалов, способ включения родителей в рефлексивную оценку  совместной деятельности на собрании - студии;

—что останется у родителей в итоге обсуждения темы (газета для родителей, памятки, методические рекомендации).

Анализ результатов анкетирования родителей подтвердил результативность избранной формы взаимодействия. Родители регулярно с удовольствием посещают родительские собрания-студии (явка в среднем составляла 70-80 %). Практически все родители активно обсуждают педагогические проблемы, связанные с воспитанием детей. Большинство родителей стремились выразить свое мнение и отношение к собранию-студии на этапе рефлексии. Родители стали чаще включаться в педагогический процесс: участвовать в совместных праздниках, занятиях, играх и т.п.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС»

Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС...

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС...

Статья "Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований»

В данной статье  даны формы работы с родителями в условиях современных требований...

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС

Презентация для воспитателей "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС"...

Интегрированные детско-родительские встречи, как инновационная форма работы с семьей по воспитанию всесторонне-развитой личности.

Пути решения обозначенной проблемы педагоги нашего ДОУ искали давно, накапливая в методической копилке бесценный опыт в виде различных способов, приемов и форм взаимодействия с семьей. Первоначально, ...