Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством игры.
презентация
Презентация предназначена для воспитателей ДОУ. (Ознакомительная информация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_posredstvom_igry.pptx | 561.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству Д.С . Лихач Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Нравственность: это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки. Патриотизм: это любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить приумножить богатство своей Родины. Цель: Воспитывать у дошкольников чувство любви и патриотизма к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Задачи: Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России Формировать бережное отношение к родной природе Воспитывать уважение к труду Развивать интерес к русским традициям и обычаям Расширять представления о городах России Знакомить с детей с символами государства Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны Формировать толерантные отношения к другим народам, их традициям и обычаям.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникшая бездуховность , обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей своего народа, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Актуальность нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслыы , договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Считаем необходимым использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны. В своей работе по воспитанию у детей нравственно – патриотических чувств и качеств нами используются следующие виды игр: - сюжетно – ролевые игры; - дидактические игры и настольно - печатные игры; - народные подвижные игры; - словесные игры; - театральные игры, игры – драматизации; - конструкторские (строительные)игры ;
С южетно – ролевые игры. Сюжетно – ролевая игра «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья» и др. Любимые игры девочек нашей группы - «Дочки-матери», «Дочки спят», «Накорми куклу и уложи спать» и др. Сюжетно – роевая игра «Детский сад», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы -- поварята», «Дом моды», «Кафе», «Макдоналдс». Сюжетно – ролевая игра «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье», «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я - парикмахер», «Наша больница», «Овощной магазин». Дети очень любят игры-путешествия, поэтому организовать сюжетно-ролевые игры «Путешествие по родному городу», «Путешествие на автобусе». Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Подводники», «Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль. Словесные игры. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Предлагаем детям поиграть в следующие словесные игры: «Ласковые слова», «Комплименты», «Пирамида любви», «Внимание», «Добрые слова», «Так бывает или нет?», «Зеркало» «Угадай праздник», «Назови одним словом», «Я люблю», Ушки на макушке» и другие.
Дидактические и настольно печатные игры. В дидактических и настольных играх пополняется запас знаний детей о домашних и диких животных , природных зонах, городах, водоёмах и полезных ископаемых, об обычаях и традициях, о культурном наследии предков. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаем следующие дидактические игры: «Государственные символы», «Собери флаг», «Народные жемчужины», «Национальные блюда», «Весёлая ярмарка», «Дом в котором я живу», «Путешествие по городу», «Отгадай профессию», «Мой адрес», «Помощники в семье» и другие. Детям очень нравятся творческие настольные игры, такие, как: «Продолжи узор, Придумай свой узор», «Укрась сарафан», «Красота матрёшки» .
Знакомим детей с чувашскими народными играми: «Воробьи и кошка», «Иголка, нитка, узелок », « Чей башмак», «Ручейки», «Расходитесь», «Рыбки». Н ародные подвижные игры. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. Играем в игры: «Салки», «Кегли», «Каравай», «Пузырь», «Почта», «Карусели», «Ходит Ваня», «Мороз Красный нос», «Метелица», «Хоровод» и другие. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как « Русская лапта », «Жмурки», «Городки», «Горелки», «Уголки», «Гуси- лебеди», «Краски». Строительно – конструктивные игры. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Эти игры способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Строительные игры: «Построим магазин для кукол», «Построим дом», «Зоопарк», «Архитектор», «Корабль» и другие.
Театральные игры, игры – драматизации. Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русс кого народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность. Пальчиковые игры – это весёлое, увлекательное и полезное занятие. Они помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д. Игры объединяют ребенка с близкими ему людьми: сидят дома, в тишине, два родных существа в наше суетное время, играя пальчиками. Дети понимают маму, а мама – детей, растет их духовная связь. Пальчиковые игры.
Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами . В них они создают то, что их окружает. Дети в играх используют роль актеров, режиссеров, декораторов. К своим ролям они готовятся основательно, а играют спонтанно, для себя, приветствуя импровизацию. В играх дети проявляют и самостоятельность, и коллективное творчество. Это проявляется в том, что в игре у детей общие интересы и цель, и к ней они идут, прилагая большие усилия. Качество , сформированное в игре, влияет на поведение ребенка. Те знания, которые ребенок получает с помощью взрослых дома, на прогулках, в детском саду, является хорошим средством нравственно- патриотического и умственного воспитания. Вывод: Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду. В перспективе хотим продолжать работу по изучению народов России и нашего города, национальностей, дать более подробные знания по климатическим зонам нашей страны, побольше уделить внимания закреплению народных промыслов и народной культуре через различные виды деятельности .
Спасибо за внимание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание в игре
Нравственное воспитание в игре, в младшей группе....
«Формирование нравственных отношений в игре»
Игра в жизни ребенка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни.Недаром игру считают одной из форм организации детской ...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"...
«Формирование нравственных качеств через игру. Картотека игр».
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста достаточно актуальна в современном мире. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день, люди стараются создать пр...
Семинар-практикум «Формирование нравственных отношений в игре».
Закрепление и уточнение знаний педагогов о воспитании нравственных качеств в игровой деятельности. Совершенствование работы в ДОУ по воспитанию нравственных качеств....
Семинар-практикум для воспитателей «Нравственное воспитание посредством игры»
Семинар-практикум для воспитателей «Нравственное воспитание ...
Образовательный проект в области «Социально-коммуникативное развитие» «Воспитание нравственных качеств через игры-драматизации»
Образовательный проектв области«Социально-коммуникативное развитие»«Воспитание нравственных качеств через игры-драматизации»...
- Мне нравится (1)