Конспект родительского собрания "Роль эмоции в жизни ребенка"
методическая разработка
Конспект родительского собрания "Роль эмоции в жизни ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya_rol_emotsii_v_zhizni_rebenka.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛОАТЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Разновозрастная группа
п. Заречный
КОНСПЕКТ
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«РОЛЬ ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Автор: Шевченко Александра Анатольевна
воспитатель
2021 год
Тема "Роль эмоции в жизни ребенка"
Цели:
- Обсудить с родителями особенности эмоциональной сферы человека;
- Познакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоции;
- Способствовать приобретению ими практических знаний. И навыков эффективного взаимодействия с ребенком и приемов саморегуляции организма
Форма проведения: диспут.
Участники: воспитатель, родители.
Оборудование: предварительная работа - подготовка вместе с детьми пригласительных билетов для родителей; оформление помещения для собрания; подготовка вопросов для проведения диспутов.
Повестка собрания:
- Поговорим о мире эмоции и чувств (выступление педагога).
- Диспут на тему: «Как вы думаете, какова роль эмоции в нашей жизни? И почему стоит об этом говорить сегодня?».
Ход собрания
- Выступление педагога
Поговорим о мире эмоции и чувств
Эмоциональные проблемы вносят неприятность в жизни большинства людей. Практически каждый человек время от времени испытывает раздражение, печаль, страдает от чувства одиночества, вины, обиды, повышенного беспокойства или страха. Когда эти чувства поглощают все наше сознание и начинают подавлять все другие эмоции, наша жизнь заметно осложняется.
Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
По современным оценкам, 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты (они влияют на работу коры головного мозга, подкорки, вегетативной нервной системы, на иммунную систему…). Поэтому каждому из нас важно уметь управлять собственными чувствами. И это возможно – так как в основе нашего эмоционального состояния лежат наши собственные мысли, убеждения и поступки, принося все это в собственную семью. А для ребенка семья - это тот основной институт, где закладываются здоровые эмоции, доброжелательность и правильное мышление (или наоборот).
Эмоции играю важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску им выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы являются важными показателями в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые должны стремиться и к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком.
Взаимоотношение родителей с ребенком (и другими людьми), их поступки и эмоциональные проявления – важнейший источник формирования чувств ребенка (радости, нежности, сочувствия и других переживаний), его поведения, отношения к людям и миру. Эмоциональному воспитанию ребенка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному, а то и больше. Здоровые эмоции – это психическое и психосоматическое здоровье, адекватное восприятие мира, перспективное интеллектуальное развитие, устойчивая нравственная позиция, а также позитивное отношение к жизни и миру.
2.Диспут на тему «Как вы думаете, какова роль эмоций в нашей жизни? И почему стоит говорить сегодня об этом?».
Вопрос к родителям ( цель – выявить степень информированности родителей об эмоциях): назовите чувства и эмоции , которые вы знаете. В чем различия эмоций и чувств?
Участники называют различные чувства эмоции. Ведущий записывает их на доске, классифицируя на «положительные» и «отрицательные».
Например:
Положительные | Отрицательные |
Удовольствие Счастье Веселье Радость Любовь | Обида Агрессия Злость Грусть Робость Усталость Уныние Безразличие Вина Печаль Гнев Страх |
Воспитатель.
Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Чувства могут носить социальный характер – например, чувство ответственности, чувство долга…
Пример различия эмоций и чувств: эмоция (которую человек внешне проявляет) – радость; чувство (которое человек при этом испытывает)- удовольствие, счастье, веселье, удовлетворение(от чего либо)… Чувство (раздражение) – эмоция (гнев).
Тревога является заблокированной энергией, здесь важно понять, какая эмоция или чувство скрывается первоначально за этим переживанием, пока тревожное состояние не перешло в психическое заболевание ( депрессию, маниакально-депрессивное состояние, психоз, навязчивые состояния и др.).
К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты (острые эмоциональные переживания), страсти и стрессы.
Эмоции отражаются в форме непосредственных переживаний (приятных и неприятных ощущений) и отношений человека к миру и людям. Таким образом, эмоции, соответственно, бывают положительными (позитивными) и отрицательными (негативными). Вопросы к родителям: стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете? Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд они возникают?
Ответы родителей (дискуссия).
Воспитатель. Мир эмоции и чувств сложен и многообразен. Своеобразие эмоций и чувств определяется: потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера.
Результаты современных исследований функции головного мозга показывают, что в формировании положительных и отрицательных эмоций участвуют разные полушария головного мозга. Левое полушарие мозга «отвечает» за положительные эмоции, а правое полушарие – за отрицательные. Возможно, что функциональная асимметрия левого и правого полушария является признаком, позволяющим судить о темпераменте человека.
Отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные, и эти реакции носят разрушительный характер и отрицательно влияют на наш организм. А положительные эмоции оказывают на нас не только позитивное оздоровительное влияние, но и заряжают энергетикой, необходимой для преодоления различных жизненных проблем и препятствий (наделяют человека жизнестойкостью и оптимизмом). Поэтому очень важно стимулировать у себя и своих близких только положительные эмоции, а также уметь справляться со своими отрицательными переживаниями, не позволять, чтобы негативные эмоции брали над вами верх. Но и подавлять негативные переживания тоже нельзя: когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, они управляют нашим поведением. И напротив, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.
Вопрос к родителям: Как вы справляетесь с негативными чувствами? Какие способы и приемы знаете?
Ответы родителей (дискуссия).
Воспитатель. Существуют различные способы саморегуляции организма, которые смогут помочь вам в преодолении острых негативных переживаний.
Проблема дефицита внимания и вытеснения эмоций.
В наше время существует реальный дефицит внимания к эмоциям. Негативные чувства слишком часто вытесняются, что приводит к личностным проблемам, физическим недомоганиям и латентным (скрытым) депрессивным состояниям. Нам нужно научиться:
- Принимать так называемые негативные чувства и эмоции;
- Разрешать себе выражать их.
Мы должны вновь приучить себя к принимающему отношению к своей эмоциональной боли, только это принесет и облегчение, и изменение.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.
Нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него.
Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Негативные переживания «говорят»: человеку «Что-то не так!..»
Например: чувство гнева рожает в нас энергию, которая позволяет противостоять вторжению в наше жизненное пространство извне. Это чувство помогает найти силы и правильно определить момент, чтобы убедительно кому бы то ни было дать понять: «Положи мою вещь на место»; «Убери от меня свои руки»; «Не посягай на мое время»»; Я сам знаю, как мне поступать» и т.п.
Если человек не умеет использовать энергию гнева, она застывает в форме таких негативных качеств, как обидчивость, раздражительность, завистливость, ревность. И тогда человек становится либо чрезмерно подавленным и пассивным либо агрессивным, раздражительным, нетерпимым непривычным для него стереотипом поведения, невосприимчивым к новому.
Чувство страха обычно указывает на близость опасности и подталкивает нас принимать действия, направленные на обеспечение своей безопасности.
Страх порождается прогностической способностью ума - ориентировкой и предвидением. Если предвидим страдание – появляется страх. Длительное пребывание в страхе усиливает такие наши качества, как нерешительность, недоверчивость, застенчивость, подавленность, стыд.
Печальная участь все больше теперь постигает эмоции – их вытесняют. Пренебрежение эмоциональным воспитанием и эмоциональными аспектами жизни ведет все к большему распространению различных расстройств (так называемого эффективного спектра: депрессивных, тревожных, нарушений пищевого поведения и т.д.).
Примеры всевозможных последствий отрицательных эмоций, переживаний, которые описала в своих работах Луиза Хей:
Уши (болезнь) – нежелание слышать мир
Глаза (болезнь) – нежелание видеть мир
Нос ( болезнь) – раздражение на близкого.
Горло (болезнь) – раздражение, волнение с неспособностью отстоять свои интересы, выразить свои желания, заявить о себе как о личности.
Сердце (инфаркт) – неумение любить жизнь, радоваться жизни.
Головные боли – чувство вины, заниженная самооценка.
Толстая кишка (запоры) – страхи.
Болезни ног – следствие страхов, детских обид, подавленного гнева.
Варикозное расширение вен – недовольство чем-либо.
Колени – проявление гордыни.
Булимия, анорексия - следствие полного самоотрицания, крайней степени непринятия собственной личности (ненависть – человек ненавидит себя, свои представления о себе).
Артрит – недовольство собой.
Астма – гипертрофированное чувство ответственности.
Нарывы, ожоги, порезы, жар, кожные воспаления и всевозможные воспалительные процессы – сжигающий наш гнев.
Рак – вызывает глубокая, долго копившаяся обида, которая буквально разъедает ткани.
Инсульт (мозг) – негативное мышление, внутренняя несвобода, боязнь выглядеть смешным, неумение радоваться жизни.
В современной культуре существуют ценности и установки (которые вносят запрет на выражение различных эмоций), способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии. Запрет на различные эмоции является одним из факторов эмоциональных расстройств.
Примеры запретов: «Жаловаться ниже моего достоинства»(запрет на печаль) или «Страх – признак слабости» (запрет на страх) и т.д.
Культурное происхождение этих запретов хорошо иллюстрируют половые различия, связанные с полоролевыми стереотипами сильного мужчины ( у мужчин выше запрет на печаль и страх) и мягкой женщины ( у женщин выше запрет на гнев).
Пример: «Мальчики не плачут» - запрет на выражение чувств. Результат следующий – заблокированная энергия, мышечные зажимы, психосоматические заболевания, неврозы, комплексы и т.д.
Вопрос к родителям: Как вы реагируете на проявление вашим ребенком отрицательных
эмоции, если он таковые проявляет?
Ответы родителей (дискуссия).
Воспитатель. Эмоциональное воспитание и эмоциональный контакт. Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строится на основе развития интеллекта, и неизмеримо меньше внимания уделяется становлению эмоциональной сферы. Культура эмоциональной жизни современного человека, умение словами, красками, движением выразить себя и свои чувства мало осознается как специальная задача в современном образовании. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, в ущерб межличностному общению, которое одно способно структурировать эмоциональный мир ребенка, оно способствует его развитию, формированию навыков самопонимания и самовыражения.
Компьютерное образование грозит современному человеку тяжелыми последствиями, и ощущение это угрозы не с консервативной любовью к традиционному обучению (ибо и оно далеко от совершенства), а с осознанием несовместимости компьютерного обучения с возможностью развития эмоциональной сферы человека.
Нет другого пути передачи ценностей и принципов маленькому человеку, кроме как через эмоциональный контакт с ним, основанный на доверии и привязанности. Только тогда ценности, передаваемые взрослым, заряжаются положительно.
Некоторые наблюдения и эксперименты говорят о сокращении эмоционального словаря у современного человека.
Комментируя по посредством слов состояние ребенка, придавая определенное выражение своему лицу, а также сопровождая это словесным комментарием, мать с детства приучает (или не приучает) малыша дифференцировать (различать) свои эмоциональные реакции, определять, давать им обозначение. Бедность и недифференцированность (неразличение) эмоционального словаря матери ведет к формированию у ребенка особого типа сознания и мышления, в котором внутренняя жизнь как таковая очень не достаточно представлена.
Считается, что наличие эмпатического, близкого эмоционального контакта с матерью в младенчестве является залогом психического здоровья человека в будущем. Сейчас эта теория подвергается активной экспериментальной проверке. Полученные данные свидетельствуют, не столько младенческий возраст оказывается решающим для формирования здоровых близких отношений с окружающими во взрослом возрасте, сколько детство до 10 лет: эмоциональный контакт с родителями в этом возрасте оказывает решающее влияние на контакты в будущем, в том числе с его супругом или партнером.
Вопрос к родителям: Как вы осуществляете эмоциональный контакт со своим ребенком? Приведите примеры?
Ответы родителей (дискуссия).
3. Итог родительского собрания (подведение итогов, вопросы, обсуждение).
Библиографический список
- Изард, К. Эмоции человека [Текст]. М.: Изд-во Академия, 1999, 356 с.
- Кыласова Л.Е., Ротарь Н.В., Карцева Т.В., Фролова Н.Г., - Волгоград: Учитель, 2013.-146с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов. СПб.: Изд-во Питер, 2005, 583 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значимость эмоций в жизни ребенка"
Методы развития эмоциональной сферы и творчества дошкольников на музыкальных занятиях....
Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"
Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...
План-конспект родительского собрания «Рисование в жизни ребенка
План-конспект родительского собрания «Рисование в жизни ребенка...
Конспект родительского собрания "Игра в жизни ребенка"
Все дети любят играть, вы поощряйте их самостоятельные игры, покупайте игрушки....
Консультация для родителей «РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации....
Конспект родительского собрания "Мама в жизни ребенка" Ранний возраст
Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей....
Родительский университет. Положительные эмоции в жизни ребенка.
Положительные эмоции в жизни ребенка....