Исследовательская конференция на тему "Чёрное золото"
опыты и эксперименты
Добыча полезных ископаемых - это одна из самых вредных деятельностей человека, которая, с одной стороны, удовлетворяет потребности человека, а с другой убивает окружающую среду и несет за собой глобальные экологические катастрофы.
Появление и развитие нефтяной промышленности несет в себе огромную пользу человечеству, но и создает чрезвычайные ситуации в окружающем мире, разрушая водоемы, воздух, почву и все живое на нашей планете.
Защита окружающей среды - это проблема, о которой необходимо говорить уже в дошкольном возрасте, развивая у детей познавательный интерес и бережное отношение к природе.
Проблемой исследования являются недостаточные представления дошкольников о нефти как о деятельности, удовлетворяющей потребности человека и о ее влиянии на окружающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_chernoe_zoloto.docx | 286.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район
п. Заречный
VIII районная исследовательская конференция младших школьников
«Юный изыскатель»
Исследовательская работа
«Чёрное золото »
Авторы: Захезина Дарья, Бакшеев Дмитрий
воспитанники
МКОУ «Малоатлымская СОШ»
(дошкольное образование)
Руководитель: Шевченко А.А.,
воспитатель
МКОУ «Малоатлымская СОШ»
(дошкольное образование)
2020
Оглавление
Введение..................................................................................................................................3
- Нефть как полезное ископаемое, ее происхождение...................................... 4
1.1 Свойства нефти...................................................................................................4
- Польза и вред от нефти для окружающего мира..............................................5
Заключение.............................................................................................................................7
Список литературы................................................................................................................8
Приложение 1.........................................................................................................................9
Введение
«Черное золото» так в народе называют нефть. По своей ценности нефть вполне соизмерима с золотом.
Знания людей о существовании нефти были еще в глубокой древности, но использовали нефть исключительно в бытовых и лечебных целях. Другого применения этого полезного ископаемого до определенного времени никто не знал. Сегодня же в истории человечества ей принадлежит огромнейшая роль, и особенно значительной она стала в последнее столетие.
Именно нефть дала развивающей промышленности многие смазочные материалы, более дешевое и калорийное, чем уголь, топливо, совершенно новые источники света.
Но на ряду с этим добыча нефти сопровождается негативными последствиями, в том числе экологическими проблемами. Чрезвычайные происшествия при добыче нефти становятся фактором резкого ухудшения экологии.
На одном из занятий «Ознакомления с окружающим миром» по теме «Природные ископаемые», мы заинтересовались таким полезным ископаемым как нефть и задали вопрос: «Почему, если она полезна, приносит вред, и откуда она появилась?».
Беседа с воспитателем на эту тему, даже с применением различных картинок, вызывала у нас все больше и больше вопросов, и мы решили провести исследование, впервые познакомиться с настоящей нефтью и узнать, что она собой представляет, в чем же ее польза, а в чем вред.
Актуальность исследования:
Добыча полезных ископаемых - это одна из самых вредных деятельностей человека, которая, с одной стороны, удовлетворяет потребности человека, а с другой убивает окружающую среду и несет за собой глобальные экологические катастрофы.
Появление и развитие нефтяной промышленности несет в себе огромную пользу человечеству, но на ряду с этим несет колоссальную опасность для окружающего мира, разрушая водоемы, воздух, почву и все живое на нашей планете.
Защита окружающей среды - это проблема, о которой необходимо говорить уже в дошкольном возрасте развивая у детей познавательный интерес и бережное отношение к природе.
Проблема исследования - недостаточные представления дошкольников о нефти и о ее влиянии на окружающую среду.
Тема работы: «Черное золото»
Гипотеза: предположим, что такое полезное ископаемое, как нефть, пагубно влияет на окружающую природу.
Цель работы: выявление особенностей свойств и влияние нефти на окружающую среду.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- найти и проанализировать литературу по данной теме;
- дать определение понятию "нефть" как природное ископаемое; узнать о ее происхождение;
- определить некоторые свойства нефти;
- выяснить пользу и вред нефти для окружающего мира;
- развить умения самостоятельно рассуждать, делать выводы, используя опыт, полученный в познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: свойства нефти.
Предмет исследования: влияние нефти на окружающую природу.
Методы исследования:
- поиск и систематизация информации из разных источников;
- наблюдение;
- сравнение;
- опрос;
- исследование;
- эксперимент.
Срок проведения исследования: 1 неделя.
Основная часть.
Глава 1. Нефть как полезное ископаемое, ее происхождение.
В начале исследовательской работы с помощью иллюстрированного энциклопедического словаря узнали определение понятия нефть: «Нефть - это природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Сложная смесь углеводородов с примесью кислородных, сернистых и азотистых соединений.».
Обобщив и упростив это понятие, сделали вывод: нефть - это маслянистая жидкость, с резким запахом, находящаяся в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое.
В начале исследования мы поочередно рассмотрели и понюхали нефть в колбе.
Результатом наблюдения был вывод о том, что действительно нефть - это маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом.
Чтобы узнать о происхождении нефти прослушали рассказ воспитателя, и выяснили, что по одной из теории, много миллионов лет назад большая часть Земли была покрыта водой. Жившие в воде микроорганизмы (растения и животные), отмирая образовывали на дне слои, которые накладывались друг на друга, на протяжении миллионов лет, превращаясь в маслянистую жидкость. Когда моря отступали, нефть оказалась глубоко под землей.
Также мы узнали о том, чтобы сейчас добыть нефть, приходится бурить скважины глубиной в несколько километров. Затем из скважины нефть по трубам направляют в хранилище, потом заливают в цистерны, перевозят через океаны и моря в огромных суднах - танкерах, а также перекачивают ее по нефтепроводу - это трубы, проложенные под землей и под водой.
Проанализировав услышанный материал сделали вывод: нефть - это полезное ископаемое; маслянистая жидкость, с резким запахом, находящаяся в осадочной оболочке Земли; образованная из останков живых микроорганизмов, живших миллионы лет назад в больших водных бассейнах.
1.1 Свойства нефти
На следующем этапе исследования, мы узнали какими свойствами обладает нефть.
Для того чтобы выяснить некоторые свойства нефти, изучили дополнительную литературу и провели ряд наблюдений и экспериментов.
Эксперимент № 1
Опираясь на проведенные выше наблюдения мы узнали о таких свойствах нефти как: состояние в природе, цвет, запах.
Результаты занесли в таблицу:
Таблица 1
Свойства | Полезное ископаемое (нефть) |
Состояние в природе | Жидкое |
Цвет | Черный |
Запах | Резкий |
По проведенным наблюдениям следует вывод: при обычных условиях нефть - жидкое вещество, имеющее цвет и запах.
Следующим действием определили такие свойства нефти как прозрачность и растворимость в воде.
Для этого провели эксперимент № 2.
Нам потребовались: 2 колба с водой, 1 колба с нефтью, 1 колба с молоком, 2 палочки.
В ходе эксперимента мы опустили по одной палочке в колбу с водой и колбу с нефтью.
В результате выяснили, в колбе с водой, палочка видна, а в колбе с нефтью ее не видно.
Проанализировав результат, мы пришли к выводу: нефть не прозрачная жидкость.
Далее в ходе эксперимента, определяли свойства растворимости нефти в воде, для этого в 1 колбу с водой добавили молоко, перемешали, а в другую колбу с водой добавили несколько капель нефти, затем перемешали.
Проанализировав результаты наблюдения, выяснили, молоко в воде растворилось; нефть в воде не растворилась, осталась на поверхности в виде плавающих масляных пятен.
Вывод: нефть не смешивается с водой, в воде не растворима, отсюда следует, нефть легче воды.
Результаты эксперимента занесли в таблицу:
Таблица 2
Свойства | Полезное ископаемое (нефть) |
Прозрачность | - |
Растворимость в воде | - |
Проанализировав результаты наблюдения, сделали вывод: нефть - не прозрачная жидкость. В воде не растворима, остается на поверхности воды темным, масляным пятном.
Изучив дополнительную литературу и проанализировав результаты всех наблюдений и опытов о происхождении и свойствах нефти в исследовании, можно сделать вывод: нефть - это полезное ископаемое, маслянистая жидкость, с резким запахом, образованная из останков живых микроорганизмов, живших миллионы лет назад в больших водных бассейнах. При обычных условиях нефть - жидкое, не прозрачное вещество, имеющее черный цвет и резкий запах. В воде не растворима, остается на поверхности воды темным, масляным пятном.
Глава 2. Польза и вред от нефти для окружающего мира.
Сотни лет человек использует нефть для различных целей.
Для ответа на вопрос о применении нефти человеком мы обратились к воспитателю, которая в ходе беседы с применением иллюстраций, рассказала нам о том, какую пользу нефть приносит человечеству.
Мы узнали о том, что нефть известна человеку с глубокой древности. Тогда еще люди не понимали всей ее ценности и использовали ее как строительный материал, в быту (смазывали колеса вагонов, повозок), в лечебных целях (делали микстуры, мази от болезней) и военных целях (обмазывали нефтью стрелы, стены крепостей).
Немного позже людьми было совершено великое открытие о том, что из нефти можно делать жидкое топливо - керосин. Он подходил для сжигания в целях освещения, и вскоре керосиновые лампы стали очень популярными.
Внезапно нефть превратилась в чрезвычайно ценное сырье, и люди по всей планете стали искать ее месторождения. Единственным препятствием было то, что никто не знал как добыть ее из-под земли.
Сейчас, жизнь человека немыслима без этого ценного вещества, практически каждый шаг человека сопровождает использование нефти или нефтепродуктов: например это
строительные материалы, лаки, краска; нефть входит в состав одежды, резины, является составной частью пластмасса, из которых изготавливаются игрушки, бытовую технику и другие предметы обихода, также она необходима для производства искусственной кожи, съедобного жира, парфюмерии, моющих средств и других продуктов.
Нефть нужна автомобилям и самолетам, пароходам и тепловозам, тракторам и комбайнам, электростанциям и заводам. Ведь их двигатели, печи и топки работают на бензине, керосине, мазуте и других видах жидкого топлива, получаемого из нефти.
Проанализировав материал из энциклопедии и рассказа воспитателя, мы можем сделать вывод, о том, что нефтяная промышленность развивается и в сегодняшнее время она остается важнейшей в любой стране.
К сожалению, кроме ее огромной пользы для населения планеты, она наносит непоправимый вред окружающей нас среде. Загрязнение окружающей среды проходит в результате добычи, транспортировке, переработки нефти.
Зная некоторые свойства нефти и изучив дополнительную литературу, мы решили убедиться действительно ли она наносит вред природе и провели ряд экспериментов.
Первым делом мы проверили как загрязнения среды нефтью влияет на птиц и провели эксперимент № 3.
Для этого нам было необходимо: 2 птичьих перышка, колба с нефтью.
В ходе эксперимента подбросили одно перо вверх и убедились как легко и медленно оно опускается на стол, затем второе перо смочили нефтью и подбросили два пера одновременно (чистое и замаранное в нефти). В результате загрязненное перо опустилось намного быстрее сухого, чистого.
Проанализировав результаты наблюдения, мы сделали вывод: опущенное в нефть перо стало тяжелым, нефть маслянистая жидкость, потому, перья в ней слипаются, а значит птица не может летать и становиться добычей хищников или просто умирает от переохлаждения, так как грязные крылья не способны согревать птицу.
Отсюда следует, что загрязнения природы нефтью смертельно губительно и для других животных нашей планеты.
Следующим опытом мы решили проверить погибнет ли отросток растения, если опустить его корнями в нефть, для этого провели эксперимент № 4.
Для опыта мы приготовили: 1 колбу с водой, 1 стакан с нефтью, 2 отростка растения.
В ходе эксперимента поставили 1 отросток в стакан с водой, второй отросток в стакан с нефтью. В результате эксперимента через один день цветок в стакане с нефтью погиб.
Проанализировав результаты наблюдения, мы сделали вывод: в стакане с нефтью растение расти не будет, нефть губительна для растений.
Следующим опытом мы решили проверить впитываемость нефти в почву и провели эксперимент № 5.
Для этого мы приготовили: 1 колбу с нефтью, 1 стакан с рыхлой землей, 1 стакан с плотной глиной.
В ходе эксперимента налили нефть в оба стакана, и проанализировали результаты наблюдения: в стакане с рыхлой землей нефть просочилась, а стакане с прессованной глиной осталась лужа нефти.
Проанализировав результаты наблюдения, сделали вывод: загрязнения почвы в разных местах будет по разному, в зависимости от состава почвы и объема пролитой нефти.
Проанализировав все опыты нашего исследования, мы пришли к выводу, о том, что загрязненная нефтью природа будет постепенно умирать.
Из всего нашего исследования мы можем сделать вывод: благодаря своим свойствам, нефть в современном мире незаменимое полезное ископаемое, используемое в удовлетворении потребностей человека, но при добыче этого полезного ископаемого, люди должны соблюдать осторожность, и думать о природе, которая нас окружает, о будущем нашей планеты. Ведь мы и природа едины!
Заключение
В начале исследовательской работы поставили перед собой цель (выявить особенности свойства и влияния нефти на окружающую среду) и предположили, что такое полезное ископаемое, как нефть, пагубно влияет на окружающую природу.
По результатам проведенной работы наша гипотеза подтвердилась.
Узнали о том, что кроме того, что нефть является важнейшим полезным ископаемым в жизни человека, она еще и смертельно губительна для нашей природы.
В ходе исследования возникли трудности:
- встретились слова, значение которых было не известно;
- из-за недостатка знаний в сборе информации и оформлении результатов работы.
Список литературы
- Алексеев, С.П., А.Г. Алексин., В.Г. Болтянский и др. Что такое. Кто такой: В 3т. Т2 - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, Издательский Дом «Современная педагогика», 2001. - 416с.: ил. ISBN 5-7155-0455-4 (т.2).
- Маркин, В.А. Я познаю мир: Дет.энцикл.: География / Авт.-сост. В.А.Маркин; Худож. Е.В. Пузикова и др..; Под общ. ред. О. Г. Хиннн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 560с. ISBN 5-17-001655-7.
- Эндрю Ленгли, Сокровища и клады. Серия «Загадки Земли»; Худож. М.В. Гагарина; Под общ. ред. Е. Толкачевой.- М.: «Издательство РОСМЭН»,1999. - 47с. ISBN 5-257-00792-4.Иллюстрированный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://1598.slovaronline.com/7916-%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C
- Википидия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C
Приложение 1
Словарик «новых» слов
Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (рудников, шахт, электростанций, заводов, комбинатов, фабрик), занятых добычей сырья и топлива; производством энергии и орудий труда...
Нефтяная скважина - искусственная полость, сделанная в недрах земли или на поверхности
круглого сечения, сооружаемая без доступа в неё человека, предназначенная для добычи либо разведки нефти и попутного газа.
Та́нкер — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Корпус танкера представляет собой жёсткий металлический каркас, к которому прикреплена металлическая обшивка.
Нефтепрово́д — инженерно-техническое сооружение трубопроводного транспорта, предназначенное для транспортировки нефти потребителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская исследовательская конференция "Хочу всё знать"
Цель Конференции:Основная цель Конференции: способствовать развитию творческой и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, формированию мировоззрения детей, ори...
Научно-исследовательская конференция "Для чего на аккордеоне столько разных кнопочек?" для детей подготовительной к школе группы.
Министерство образования Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Научно-иссл...
Детские проектно-исследовательские конференции
Представлены материалы детских проектов, с защитой которых дети выступали на районных проектно-исследовательских конференциях....
Детская научно-исследовательская конференция " Я исследователь"
Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к активному участию в жизни детского сада, расширять компетентнос...
Сценарий детской научно-исследовательской конференции для детей старшего дошкольного возраста
Детскую исследовательскую конференцию мы рассматриваем как форму индивидуализации образования и включения родителей в совместную деятельность. Уже в течение трех лет дошкольники 4-7 лет презентую...
Учебно - исследовательская конференция "Мир открытий - мир чудес!" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Путь крышечки»
Тема исследовательской работы: Путь крышечкиАктуальность«– Тут есть такое твердое правило, –сказал мне позднее Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привел себяв порядок &nda...