«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
консультация (младшая группа)
Сенсорные эталоны
Сенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорное воспитание предусматривает знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разноцветных разновидностей каждого свойства: шесть цветов, затем семь цветов спектра; пять геометрических форм; три градации величины.
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорные эталоны цвета.
Воспитатель формирует у детей правильное отношение к выбору цвета при окраске отдельных предметов (красный флажок, зеленая елочка). Начиная с трех лет дети постепенно научаются передавать цвет, как признак присущий предмету. В первую очередь – это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Впервые рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличая ее от всех лиственных деревьев зимой. Так и флажок дети в первую очередь рисуют красным, так именно с красным флажком они идут на праздник. Но множество других предметов не имеет одного, характерного для них цвета: таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы тоже могут быть разнообразных оттенков. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Дети узнают так же что цвет предметов может изменятся в зависимости от изменения условий : незрелая ягода зеленая, а зрелая – красная. Весенняя листва светло – зеленая, летняя густо – зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у третьих, как у клена, приобретают все оттенки от светло – желтого до темно – красного. Небо изменяет цвет в зависимости от погоды, а так же при заходе солнца. Так же меняется цвет воды в озере, реке и море. Помимо изменений цвета в природе, человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети подмечают все эти изменения в окружающей обстановке в изобразительной деятельности.
Отображение некоторых явлений природы также требует реальной окраски («падает белый снежок», «светит яркое солнышко», «растет травка»). Краской они наносят карандаши, краски, полоски. В некоторых случаях, когда дети осваивают проведение краской прямых полос в разных направлениях, воспитатель может предложить им цветную бумагу разного размера и в соответствии с фоном бумаги цвета красок. В результате получаются очень простые, но красивые по цвету композиции. Из этих работ воспитатель для украшения группы в праздничные дни может сделать коллективный фриз, способствуя воспитанию у детей интереса к работам своих товарищей, умения оценивать их. Для детей 3 – 4 лет процесс отображения в аппликации впечатлений, полученных из окружающей действительности – веселая и увлекательная игра. Он позволяет не только создавать красочные композиции, яркие и выразительные образы, но и выражает определенную предметную ситуацию: на голубом небе белеют облака, падают снежинки на землю. Обучение детей младшей группы носит нам, сезонными изменениями в глядно – действенный характер.
Сенсорные эталоны формы.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений.
Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее так же может быть введена форма трапеция. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (то есть квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольник). Разновидность геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, это овалы с разными соотношениями осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а так же прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщается, а названия разновидностей не даются.Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба, цилиндра) может вызвать лишь дополнительные трудности. Более сложным является обучение детей обследованию формы предмета.
Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображение) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный»). На четвертом году жизни дети учатся передавать округлые формы, при этом еще не отличают круга и шара от форм удлиненно – округлых, овальных. Однако немногие предметы имеют простую форму, приближенную к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец отдельные дополнительные детали. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами. Глубокое восприятие формы предполагает зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой1. Дети второй младшей в основном осваивают изображение отдельных форм, что помогает им в дальнейшем перейти к изображению наиболее доступных, знакомых предметов. Передача содержания носит в младшей группе особый сюжетно – игровой характер. Не владея еще полностью изобразительными средствами, дети выражают сюжет в основном слове, движении.
Рисуя машину, ребенок говорит: «она поехала», «везет грузовик» или «рыбки плавают в воде», «шарики полетели высоко, высоко». Движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием. Чем лучше учатся дети контролировать свои движения взглядом, тем отчетливей и точнее передают они форму предметов. Сюжетно – ролевой замысел пронизывает занятия рисованием, лепкой, и аппликацией. Достаточно овладеть изображением какой – либо формой, как при повторной ее передачи образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно – игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями воспитатель поддерживает «живой образ», не давая ему затухать. Отдельные занятия для передачи сюжетного содержания проводить нецелесообразно, так как в процессе рисования, лепки, по желанию при изображении предметов возникает сюжетно – игровой замысел, развиваясь и наполняя жизнью детские рисунки, лепку («жучки ползают в траве», «птичка летит к солнышку», «девочка надела пальто, ботинки, и пойдет гулять», «дети катаются на санках» ).
Восприятие эталонов величины.
Особый характер носит эталон величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая условная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки.
Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне можно объяснить). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака, это собака которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталона величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух - трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное восприятие тесно переплетается здесь с развитием мышлением ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника. При сравнении предмета по величине происходит развитие глазомера. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего ) предмета из двух, затем – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Сложнее произвести глазомер «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. На протяжении дошкольного возраста дети могут научится соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, то есть овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно обучить их пользоваться простейшей меркой.
Выступает в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания предметов друг к другу к глазомерному действию. Выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятых системы мер. Аналитическое восприятие величины связано не выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, высоты, ширины. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать , что сами измерения предметов носят относительный характер : их определение зависит от его положения в пространстве. Постепенно дети овладевают умение решать сразу две задачи: передавать относительную величину предмета и изображать ее в разных положениях: но обе эти задачи решаются детьми дошкольного возраста лишь в ограниченных пределах. Это придает детским рисункам известную условность, не противоречащую однако правдивости изображения, а лишь ограничивающая её. Изображения предметов располагаются ближе друг к другу, смотря по содержанию рисунка персонажи повернуты друг к другу лицом или помещены спиной, следуют друг за другом или расходятся в разные стороны. Уже в программе второй младшей группы (дети 3 – 4 лет) имеется требование вычленять из предмета основные его части и передавать их в лепке, рисунке, аппликации. Раз за разом, детей подводят к передачи строения предмета. Части в предмете находятся в определенных взаимоотношениях – один из них больше, другие – меньше, одни – одной формы, другие – другой. Части расположены известным образом по отношению друг к другу – одни выше, другие под ними.
В первую очередь надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые, как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными частями, наличием сходных по форме частей. Различие частей в отношении величины, формы должны хорошо улавливаться на глаз. Современная теория сенсорного воспитания утверждает, что содержание сенсорного воспитания должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорные эталоны
Сенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорное воспитание предусматривает знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разноцветных разновидностей каждого свойства: шесть цветов, затем семь цветов спектра; пять геометрических форм; три градации величины.
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорные эталоны цвета.
Воспитатель формирует у детей правильное отношение к выбору цвета при окраске отдельных предметов (красный флажок, зеленая елочка). Начиная с трех лет дети постепенно научаются передавать цвет, как признак присущий предмету. В первую очередь – это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Впервые рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличая ее от всех лиственных деревьев зимой. Так и флажок дети в первую очередь рисуют красным, так именно с красным флажком они идут на праздник. Но множество других предметов не имеет одного, характерного для них цвета: таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы тоже могут быть разнообразных оттенков. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Дети узнают так же что цвет предметов может изменятся в зависимости от изменения условий : незрелая ягода зеленая, а зрелая – красная. Весенняя листва светло – зеленая, летняя густо – зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у третьих, как у клена, приобретают все оттенки от светло – желтого до темно – красного. Небо изменяет цвет в зависимости от погоды, а так же при заходе солнца. Так же меняется цвет воды в озере, реке и море. Помимо изменений цвета в природе, человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети подмечают все эти изменения в окружающей обстановке в изобразительной деятельности.
Отображение некоторых явлений природы также требует реальной окраски («падает белый снежок», «светит яркое солнышко», «растет травка»). Краской они наносят карандаши, краски, полоски. В некоторых случаях, когда дети осваивают проведение краской прямых полос в разных направлениях, воспитатель может предложить им цветную бумагу разного размера и в соответствии с фоном бумаги цвета красок. В результате получаются очень простые, но красивые по цвету композиции. Из этих работ воспитатель для украшения группы в праздничные дни может сделать коллективный фриз, способствуя воспитанию у детей интереса к работам своих товарищей, умения оценивать их. Для детей 3 – 4 лет процесс отображения в аппликации впечатлений, полученных из окружающей действительности – веселая и увлекательная игра. Он позволяет не только создавать красочные композиции, яркие и выразительные образы, но и выражает определенную предметную ситуацию: на голубом небе белеют облака, падают снежинки на землю. Обучение детей младшей группы носит нам, сезонными изменениями в глядно – действенный характер.
Сенсорные эталоны формы.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений.
Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее так же может быть введена форма трапеция. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (то есть квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольник). Разновидность геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, это овалы с разными соотношениями осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а так же прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщается, а названия разновидностей не даются.Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба, цилиндра) может вызвать лишь дополнительные трудности. Более сложным является обучение детей обследованию формы предмета.
Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображение) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный»). На четвертом году жизни дети учатся передавать округлые формы, при этом еще не отличают круга и шара от форм удлиненно – округлых, овальных. Однако немногие предметы имеют простую форму, приближенную к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец отдельные дополнительные детали. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами. Глубокое восприятие формы предполагает зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой1. Дети второй младшей в основном осваивают изображение отдельных форм, что помогает им в дальнейшем перейти к изображению наиболее доступных, знакомых предметов. Передача содержания носит в младшей группе особый сюжетно – игровой характер. Не владея еще полностью изобразительными средствами, дети выражают сюжет в основном слове, движении.
Рисуя машину, ребенок говорит: «она поехала», «везет грузовик» или «рыбки плавают в воде», «шарики полетели высоко, высоко». Движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием. Чем лучше учатся дети контролировать свои движения взглядом, тем отчетливей и точнее передают они форму предметов. Сюжетно – ролевой замысел пронизывает занятия рисованием, лепкой, и аппликацией. Достаточно овладеть изображением какой – либо формой, как при повторной ее передачи образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно – игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями воспитатель поддерживает «живой образ», не давая ему затухать. Отдельные занятия для передачи сюжетного содержания проводить нецелесообразно, так как в процессе рисования, лепки, по желанию при изображении предметов возникает сюжетно – игровой замысел, развиваясь и наполняя жизнью детские рисунки, лепку («жучки ползают в траве», «птичка летит к солнышку», «девочка надела пальто, ботинки, и пойдет гулять», «дети катаются на санках» ).
Восприятие эталонов величины.
Особый характер носит эталон величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая условная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки.
Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне можно объяснить). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака, это собака которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталона величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух - трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное восприятие тесно переплетается здесь с развитием мышлением ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника. При сравнении предмета по величине происходит развитие глазомера. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего ) предмета из двух, затем – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Сложнее произвести глазомер «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. На протяжении дошкольного возраста дети могут научится соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, то есть овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно обучить их пользоваться простейшей меркой.
Выступает в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания предметов друг к другу к глазомерному действию. Выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятых системы мер. Аналитическое восприятие величины связано не выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, высоты, ширины. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать , что сами измерения предметов носят относительный характер : их определение зависит от его положения в пространстве. Постепенно дети овладевают умение решать сразу две задачи: передавать относительную величину предмета и изображать ее в разных положениях: но обе эти задачи решаются детьми дошкольного возраста лишь в ограниченных пределах. Это придает детским рисункам известную условность, не противоречащую однако правдивости изображения, а лишь ограничивающая её. Изображения предметов располагаются ближе друг к другу, смотря по содержанию рисунка персонажи повернуты друг к другу лицом или помещены спиной, следуют друг за другом или расходятся в разные стороны. Уже в программе второй младшей группы (дети 3 – 4 лет) имеется требование вычленять из предмета основные его части и передавать их в лепке, рисунке, аппликации. Раз за разом, детей подводят к передачи строения предмета. Части в предмете находятся в определенных взаимоотношениях – один из них больше, другие – меньше, одни – одной формы, другие – другой. Части расположены известным образом по отношению друг к другу – одни выше, другие под ними.
В первую очередь надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые, как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными частями, наличием сходных по форме частей. Различие частей в отношении величины, формы должны хорошо улавливаться на глаз. Современная теория сенсорного воспитания утверждает, что содержание сенсорного воспитания должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...
Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
\\...
Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...
«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...
План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...