Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
методическая разработка по теме
\\
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего
возраста.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, активизировать педагогический опыт родителей по теме
собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: музыкальный зал.
План проведения
Вступительный этап:
- Введение;
- Создание проблемной ситуации.
Основная часть:
- Игротека в форме путешествия на машине по городам.
Подведение итогов собрания:
- Решение родительского собрания;
Ход мероприятия
Подготовительный этап.
- Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
- Изготовление «ящика ощущений»
- Оформление наглядной информации: приложения, слайд-шоу «Вот как мы играем»,
цитаты. - Музыкальное оформление.
Вступительный этап.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на
родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное
место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в
игре.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений,
стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться,
особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе,
а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. Сегодня
мы хотим поделиться своим опытом работы с вами и поговорить о сенсорных
дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем
играть дома. Наша встреча пройдет форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но
сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие. Сенсорное
развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о
важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а
также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно
переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств,
предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно,
каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает
все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического
руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-
то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное
ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
- Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного
сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности,
конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а
также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
- Какие сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (Ответы родителей)
- При проведении дидактических игр необходимо пользоваться краткой речевой
инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не
следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления
названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их
свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о
свойствах предметов.
Создание проблемной ситуации.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется
«Волшебный мешочек».
- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в
«волшебном мешочке».
Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое мешочка. Родители запускают руки в мешочек и ощупывают предмет.
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек
утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с
рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают
самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить
процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка
основным умственным действиям и правилам восприятия.
- Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при
столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами,
способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с
дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А
так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю
вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать
сенсорные знания.
- Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!
Звучит песенка «мы едем едем едем в далекие края», воспитатель надевает фуражку
водителя.
1. Город «Цветов»
- Внимание! Наша машина приехала в город. Как он называется, вы знаете?
А кто же это нас встречает? Выходите из машины, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (Желтый цвет)
Воспитатель выставляет флажки соответствующего цвета.
***
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (Зелёный цвет)
***
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (Красный цвет)
***
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (Синий цвет)
- Догадались, как город называется? Город «Цветов». И мы предлагаем вам научиться
играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо
размять наши пальчики и заставить их немного поработать.
Пальчиковая игра «Пальчики работают». Выполнять одновременно двумя руками.
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел. | Поднять большой палец, пошевелить им |
Указательный с порога указал ему дорогу | Вытянуть указательный палец вперед |
Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки. | Выполнять щелчки большим и средним пальцами |
Безымянный поедает | Поднести безымянный палец ко рту |
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает | Постучать мизинцем по столу |
Знакомство родителей с играми, сделанными своими руками.
Игра «Грибочки на полянках»
Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Задачи: продолжать знакомить детей с четырьмя основными цветами (красный, синий, зеленый, желтый); формировать умение правильно находить для каждого грибочка соответствующую по цвету «полянку»; развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.
Игра «Веселые пуговички»
Цель: формирование у детей умения шнуровать различные предметы, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Задачи: закреплять у детей знание цветов, развивать память, внимание, мышление, формировать умение у детей не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, знакомить с понятиями «такой же», «такого же цвета», «такой же как», «этого же».
Игра «Дружная семейка»
Цель: обогащение и закрепление сенсорных возможностей детей 1-2 лет.
Задачи: закреплять знания цветов (зеленый, красный, желтый, синий); развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать усидчивость, интерес к природе и окружающему миру; учить детей принимать воображаемую игровую ситуацию.
Спасибо городу «Цветов» за интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем места и едем дальше.
2. Город «Фигур»
- Как же называется этот город, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины (Круг)
***
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком (Прямоугольник)
***
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (Треугольник)
***
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они (Квадраты)
***
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут (Овал)
- Как город называется? Догадались? Город «Фигур» Нас встречают фигуры разной
формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с
плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом,
прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра «Волшебный ящик ».
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими
фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают
фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Игра «Прятки».
Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. Послеэтого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».
Динамическая пауза. Родители выполняют движения в соответствии со слолвами.
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись,
Руки в стороны пошире: раз, два, три, четыре.
Ты пониже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И песенку поем:
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
- А веселая машина нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!
3. Город «Рисования»
- Ну, вот и приехали. Не удивляйтесь, мы приехали в удивительный город. Родители
садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.
- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать
накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать
способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и
звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и
почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы
изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку
будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
- Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?
Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Пальцем ткнуть, и носом,
А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –
Маленькою ножкой.
- Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет, Удивительный и радостный, этот свет.
Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую
ладошками и пальчиками нарисовали дети.
- Это наши юные художники старались в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели. Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (Рисование
ладошкой и пальчиками) Какие цвета использовались? (Основные: зеленый, синий,
красный)
- Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Вот вам задание, используя
нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию. Закончите картину (Используются
паралон, салфетки, печатки, трубочки и др.)
- Какая красота! Вот чудо! Молодцы!
Время ручки отмывать:
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Кто опрятным хочет стать,
Воду должен уважать.
- Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках
рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А машина
снова зовёт нас в путь.
4. Город «Игрушек»
- Наша машина прибыла в последний город «Игрушек». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Играя, ребёнок учится
сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать
самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость,
самостоятельность. Предлагается поиграть в дидактические игры, поработать с
математическими наборами, исследовать уголок экспериментирования.
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Подведение итогов собрания.
- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).
Решения родительского собрания.
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера
дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение
чувственных впечатлений детей.
2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими
руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце следующего месяца
подвести его итоги и вручить грамоты победителям.
3. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Заключительное слово.
- Уважаемые родители! Закончена игра! Она у нас рассчитана на один час, но, в сенсорную игру, народ, играйте дома круглый год!
- Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике. Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!
Список литературы
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.:
Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика-Синтез», 2009 г.
6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-651515-1598770123.jpg)
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-651515-1598770123.jpg)
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-989262-1528041840.jpg)
Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-992059-1624535050.jpg)
Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/10/picture-684950-1557488285.jpg)
«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365154-1637320196.jpg)
План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/10/picture-684950-1557488285.jpg)
«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...