мастер класс для педагогов Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
материал

Клевцова Наталья Алексеевна

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master_klassa_meo.docx.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

Упражнения на развитие

межполушарного взаимодействия  

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. 

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу

полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют

улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Их необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по

15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно

использовать:

  • ускорение темпа выполнения
  • выполнение с слегка прикушенным языком и закрытыми глазами

(исключение речевого и зрительного контроля);

  • Подключение движений глаз и языка к движениям рук;
  • Подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Мой маленький дружок, запоминай движения!

И вместе с нами

Двигаться учись без напряжения.

Пальчикам нашим нужна тренировка,

Всё получаться будет так ловко!

Надо, конечно, тебе потрудиться.

Легче зато потом будет учиться.

Спориться будет любая работа.

Скажешь: «Спасибо Вам за заботу!»  

« Кулак — ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения помере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

«Оладушки»

 Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

"Ищет птичка" (колечко) 

Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве, 

И на ветках, и в листве, 

Смена рук. 

И среди больших лугов 

Мух, червей, слепней, жуков! 

«Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз: 

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), 

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь). 

 «Лезгинка».

 Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук. 

Вертишейки, вертихвостки 

Не хотят носить обноски — 

Им бы праздничные блестки 

Да высокие прически!

«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по

карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими

руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого

упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда

деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится

эффективность работы всего мозга.

 

«Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в

ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 

«Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок,

выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий.

Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.

Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны

участвовать все пальцы обеих рук.

 

«Горизонтальная восьмерка»

Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак

бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

 

 «Массаж ушных раковин»

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце

упражнения разотрите уши руками.

 

«Перекрестные движения»

Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой

рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же

левой рукой и правой ногой.

 

 

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза

сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

 

«Симметричные рисунки»

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально

симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова

и т.д.).

 

 

«Гимнастика для глаз»

Выполните плакат - схему зрительно-двигательных траекторий в

максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.).

На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления,

по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения

упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против

неё, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: №

1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый.

.  

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_021.jpg

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_022.jpg

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_023.jpg

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

http://www.librius.net/i/6/70306/i_024.jpg

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_025.jpg

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_026.jpg

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_027.jpg

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_028.jpg

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_029.jpg

12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_030.jpg

13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_031.jpg

14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_032.jpg

15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_033.jpg

16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_034.jpg

17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_035.jpg

18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_036.jpg

19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_037.jpg

20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_038.jpg

21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_039.jpg

23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_040.jpg

24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_041.jpg

25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_042.jpg

26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

http://www.librius.net/i/6/70306/i_043.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Инновационные формы взаимодействия с семьей. Родители – как равноправные партнеры для педагогов ДОО в реализации программы (ППО).

Мастер-класс для педагогов «Подаренное слово» представляет собой уникальную, авторскую систему организации сотрудничества педагогов с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей. Данная си...

Мастер класс для педагогов "Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов по теме: " Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"...

Мастер класс для педагогов «Упражнения для укрепления здоровья детей»

Цель:распространение педагогического опыта по сохранению и укреплению здоровья детей .Задачи:расширять представления о физическом здоровье дошкольников...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "УПРАЖНЕНИЯ-ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ МОЗГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга  в работе с детьми дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, направленных на развити...

Мастер -класс для педагогов ДОУ "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи".

Цель : познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - с кинезиологией.Задачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;&bull...

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Учимся взаимодействовать с родителями»

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования«Учимся взаимодействовать с родителями»...