Мария Монтессори - молодец или.........
статья (младшая группа)

Гордеева Оксана

Мария Монтессори – известный итальянский педагог и врач 19 века. Работая с детьми замедленного развития, она разработала собственную оригинальную методику для занятий с ними. Достигнув положительных результатов, она усовершенствовала свою методику применительно и ко всем остальным малышам.

Мария Монтессори удивительно чутко относилась к каждому своему ученику, так почему же, как ни странно, такие элементарные слова похвалы, как «молодец» или же «умница» были запрещены во всех ее садиках? И почему педагоги Монтессори придерживаются этого правила и сейчас?

Хваля малыша за каждый поступок, мы, по мнению Монтессори, делаем его зависимым от нашей реакции. А слова «молодец», «умница» выделяют не поступок малыша, а его самого. Получается, мы таким образом хвалим его как личность, а не его действия. Наступит время, когда ребенок будет находиться в этом мире без родителей, сначала садик, потом школа, институт и т.д. К большому сожалению, вокруг не всегда добродушно настроенные люди, чаще встречаются и просто равнодушные. Ребенок, привыкнув, что все его достижения тут же выражаются похвалой именно ему, без поощрительных слов будет ощущать себя неуютно, некоторых это вообще может привести в замешательство. Таким образом, малыш уже в таком нежном возрасте становится зависимым от общественного мнения, что не всегда хорошо, так как подойдя к возрасту подростка, сын или дочь будут пытаться завоевать уже одобрение своих сверстников, поступая чаще так, как не следовало бы.

Но все вышеперечисленное ни в коем случае не говорит о том, что ребенка вообще не стоит хвалить, никак нет! Хвалить надо не его, а совершенные им поступки! Говорите, что хорошо, что сделал правильно, отлично получилось. Точно так же и старайтесь, следуя методу Монтессори, ругать не его, а объяснять то, что Вам не понравилось в его поступке. Может, эта теория и оправдывает себя, ведь как часто дети, повзрослев, боятся рассказать взрослым о своих проступках? Наверное, стоит задуматься!

«Молодец!» - слышу я, как хвалит мамочка свою крошку, за то, что она сходила на горшок.

«Молодец!» - говорят малышу, когда он надел колечко на стержень пирамидки.

«Молодец! Молодец!» - хвалят ребенка за то, что убрал игрушки, нарисовал солнышко, сложил сам портфель, съел кашу, принес маме тапочки, оделся самостоятельно, убрал за собой со стола, самостоятельно разделся, скатился с горки, раскрасил картинку…..

«Молодец!» - слово-заклинание у многих родителей. Прочитав книги по воспитанию и позитивной педагогике, они искренне верят, что похвала поможет их малышу вырасти сильным и уверенным человеком.

И совершенно забывают, что и похвала и критика – это все оценка. Дети, которых часто и много хвалят, так же как и дети,  которых много и часто критикуют,  становятся зависимыми от внешней оценки.

Рассмотрим похвалу «Молодец!» как оценочный конструкт. И как всякая оценка он имеет два полюса – положительный «Молодец!» и отрицательный …. Продолжите дальше сами. Мне, кроме слов «Плохой!», «Неудачник!», «Лузер!», ничего в голову не приходит.

И если ребенок не слышит привычного слова «Молодец!», то он сам бессознательно оценивает себя как плохо«Захваленный ребенок», попавший в зависимость от положительной оценки  часто:

  • испытывает тревогу, страх перед угрозой разочарования своих близких людей.
  • с трудом может начать новое дело, выполнить новое непривычное задание,
  • часто  не может довести начатое до конца, если чувствует, что не дотягивает до заданной планки.

Обычно такие дети уже в школьном возрасте плачут на контрольных и олимпиадах, трясутся перед экзаменами. Неуспех, поражение, проигрыш, критика могут их надолго «выбить из колеи», потому что страх потерять любовь и расположение близких лишает опоры.

Регулярная похвала отнимает у детей свободу быть собой, способность активно познавать мир и совершать ошибки, возможность усваивать полученные уроки постепенно, в соответствие со своими способностями, потребностями.

Так надо ли хвалить ребенка? И если хвалить, то, каким образом?

Воспользуюсь уже готовыми правилами похвалы, сформулированные Хаимом Гиноттом, известным психологом, автором бестселлеров о воспитании:

  • Похвала должна содержать наши чувства, ассоциации, желания  по поводу поступка ребенка, его действий, но не оценивать самого ребенка.
  • Поощряя ребенка, дайте ему возможность оценить себя самому, выразить свои чувства к происходящему.
  • Похвала должна давать возможность ребенку сделать реалистический вывод о себе самом.

 

Такую похвалу называют безоценочной.

                                                 Конструктор безоценочной похвалы состоит из следующих частей:

  • Обозначение действий ребенка, за которое вы бы хотели его поблагодарить.
  • Высказывание своих чувств, своего отношения к тому, что сделал ребенок.

 

                                                  Например:

  • «Большое спасибо, ты вымыл сегодня посуду! Мне очень приятно!»
  • "Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!"
  • «В твоем сочинении есть интересные мысли. Мне очень понравилось, как ты рассуждаешь о дружбе.

 

 А если говорить о малышах от 0 до 3 лет, то для них похвала должна содержать в первую очередь чувства, эмоции, отражающие отношение к их действиям. Так же похвала  служит для малышей   источником позитивного отношения к своей деятельности.

                                                   Можно использовать слова:

 

*        У тебя получилось! Я очень рада, а ты?

*        Ты в этом разобрался.

*        Ты ловко это делаешь.

*        Это трогает меня до глубины души.

*        Ярко, образно.  

*        Великолепно!

*        Здорово!

*        Прекрасно!

*        Грандиозно!

*        Незабываемо!

*        Поздравляю.

*        Я тобой горжусь.

*        Остроумно.

*        Я просто счастлив.

*        Экстра-класс.

*        Мне очень важна твоя помощь.

*        Талантливо.

*        Работать с тобой - просто радость.

*        Я очень рада твоим успехам!

*        Ты сегодня много сделал.

*        Получилось!

*        Потрясающе.

*        Замечательно.

*        Поразительно

*        Я знал, что тебе это по силам.

*        Неподражаемо!

*        Мне очень нравиться, как ты это сделал!

*        Красота!

*        Я горжусь тем, что тебе это удалось.

*        Очень интересно!

*        Удивительно!

 

                                   Хвалите детей безоценочно! Искренне выражайте им свои чувства!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".

В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори.

Предлагаю простые,доступные занятия для развития мелкой моторики,которые могут быть использованы как родителямив домашних условиях,так и воспитателями....

Заповеди Марии Монтессори

Десять заповедей Марии Монтесори....

Мария Монтессори

Игры,созданные по методике Марии Монтессори...

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...