Мария Монтессори - молодец или.........
статья (младшая группа)
Мария Монтессори – известный итальянский педагог и врач 19 века. Работая с детьми замедленного развития, она разработала собственную оригинальную методику для занятий с ними. Достигнув положительных результатов, она усовершенствовала свою методику применительно и ко всем остальным малышам.
Мария Монтессори удивительно чутко относилась к каждому своему ученику, так почему же, как ни странно, такие элементарные слова похвалы, как «молодец» или же «умница» были запрещены во всех ее садиках? И почему педагоги Монтессори придерживаются этого правила и сейчас?
Хваля малыша за каждый поступок, мы, по мнению Монтессори, делаем его зависимым от нашей реакции. А слова «молодец», «умница» выделяют не поступок малыша, а его самого. Получается, мы таким образом хвалим его как личность, а не его действия. Наступит время, когда ребенок будет находиться в этом мире без родителей, сначала садик, потом школа, институт и т.д. К большому сожалению, вокруг не всегда добродушно настроенные люди, чаще встречаются и просто равнодушные. Ребенок, привыкнув, что все его достижения тут же выражаются похвалой именно ему, без поощрительных слов будет ощущать себя неуютно, некоторых это вообще может привести в замешательство. Таким образом, малыш уже в таком нежном возрасте становится зависимым от общественного мнения, что не всегда хорошо, так как подойдя к возрасту подростка, сын или дочь будут пытаться завоевать уже одобрение своих сверстников, поступая чаще так, как не следовало бы.
Но все вышеперечисленное ни в коем случае не говорит о том, что ребенка вообще не стоит хвалить, никак нет! Хвалить надо не его, а совершенные им поступки! Говорите, что хорошо, что сделал правильно, отлично получилось. Точно так же и старайтесь, следуя методу Монтессори, ругать не его, а объяснять то, что Вам не понравилось в его поступке. Может, эта теория и оправдывает себя, ведь как часто дети, повзрослев, боятся рассказать взрослым о своих проступках? Наверное, стоит задуматься!
«Молодец!» - слышу я, как хвалит мамочка свою крошку, за то, что она сходила на горшок.
«Молодец!» - говорят малышу, когда он надел колечко на стержень пирамидки.
«Молодец! Молодец!» - хвалят ребенка за то, что убрал игрушки, нарисовал солнышко, сложил сам портфель, съел кашу, принес маме тапочки, оделся самостоятельно, убрал за собой со стола, самостоятельно разделся, скатился с горки, раскрасил картинку…..
«Молодец!» - слово-заклинание у многих родителей. Прочитав книги по воспитанию и позитивной педагогике, они искренне верят, что похвала поможет их малышу вырасти сильным и уверенным человеком.
И совершенно забывают, что и похвала и критика – это все оценка. Дети, которых часто и много хвалят, так же как и дети, которых много и часто критикуют, становятся зависимыми от внешней оценки.
Рассмотрим похвалу «Молодец!» как оценочный конструкт. И как всякая оценка он имеет два полюса – положительный «Молодец!» и отрицательный …. Продолжите дальше сами. Мне, кроме слов «Плохой!», «Неудачник!», «Лузер!», ничего в голову не приходит.
И если ребенок не слышит привычного слова «Молодец!», то он сам бессознательно оценивает себя как плохо«Захваленный ребенок», попавший в зависимость от положительной оценки часто:
Обычно такие дети уже в школьном возрасте плачут на контрольных и олимпиадах, трясутся перед экзаменами. Неуспех, поражение, проигрыш, критика могут их надолго «выбить из колеи», потому что страх потерять любовь и расположение близких лишает опоры.
Регулярная похвала отнимает у детей свободу быть собой, способность активно познавать мир и совершать ошибки, возможность усваивать полученные уроки постепенно, в соответствие со своими способностями, потребностями.
Так надо ли хвалить ребенка? И если хвалить, то, каким образом?
Воспользуюсь уже готовыми правилами похвалы, сформулированные Хаимом Гиноттом, известным психологом, автором бестселлеров о воспитании:
Такую похвалу называют безоценочной.
Конструктор безоценочной похвалы состоит из следующих частей:
Например:
А если говорить о малышах от 0 до 3 лет, то для них похвала должна содержать в первую очередь чувства, эмоции, отражающие отношение к их действиям. Так же похвала служит для малышей источником позитивного отношения к своей деятельности.
Можно использовать слова:
* У тебя получилось! Я очень рада, а ты?
* Ты в этом разобрался.
* Ты ловко это делаешь.
* Это трогает меня до глубины души.
* Ярко, образно.
* Великолепно!
* Здорово!
* Прекрасно!
* Грандиозно!
* Незабываемо!
* Поздравляю.
* Я тобой горжусь.
* Остроумно.
* Я просто счастлив.
* Экстра-класс.
* Мне очень важна твоя помощь.
* Талантливо.
* Работать с тобой - просто радость.
* Я очень рада твоим успехам!
* Ты сегодня много сделал.
* Получилось!
* Потрясающе.
* Замечательно.
* Поразительно
* Я знал, что тебе это по силам.
* Неподражаемо!
* Мне очень нравиться, как ты это сделал!
* Красота!
* Я горжусь тем, что тебе это удалось.
* Очень интересно!
* Удивительно!
Хвалите детей безоценочно! Искренне выражайте им свои чувства!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори
Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...
Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".
В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори.
Предлагаю простые,доступные занятия для развития мелкой моторики,которые могут быть использованы как родителямив домашних условиях,так и воспитателями....
Заповеди Марии Монтессори
Десять заповедей Марии Монтесори....
Мария Монтессори
Игры,созданные по методике Марии Монтессори...
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...