«Центр опытно –эксперементальной деятельности, как средство инициативности ребенка дошкольного возраста»
статья
«Центр опытно –эксперементальной деятельности, как средство инициативности ребенка дошкольного возраста»
«Ни одно великое открытие
не было сделано без инициативы»
Эмерсон Р.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений.
Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Мы помогаем своим детям делать правильный выбор с самого их рождения – сначала рекомендуем игрушки и подбираем одежду, затем советуем книги и спортивные секции. Как же максимально эффективно распорядиться имеющимися педагогическими ресурсами, чтобы научить ребенка делать самостоятельный выбор, осознанный и взвешенный?
Детская инициативность в дошкольном возрасте проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.
Исходя из этого, предполагаю, что создание разнообразных условий для осуществления детьми сознательного выбора будет способствовать развитию инициативности и самостоятельности воспитанников.
Целью работы по избранной теме является формирование самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Наша работа по экспериментально-исследовательской деятельности реализуется по трём направлениям:
1. «Организованная развивающая предметно-пространственная среда»
2. «Детская экспериментально-исследовательская деятельность»
3. «Взаимодействие с родителями»
В предметно-пространственную среду нашей группы были включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные обьекты.
В группе были оборудованы для проведения элементарных опытов, экспериментов центры экспериментирования, мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым:
- приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп) разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена) утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки) технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски) медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)
- карточки – схемы экспериментов.
- Так же в нашей группе есть цифровой микроскоп, что раскрывает больше возможности в познании того или иного предмета.
- Оформление и содержание уголков экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, могут распределяться по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
Во время проведения образовательных мероприятий, в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах, создаю такие ситуации, в которых детям предстоит сделать выбор и принять самостоятельное решение. Чаще всего - это эффект «удивления», привлекающий внимание детей.
Совместно с детьми проводили различные эксперименты и создавались различные проблемные ситуации такие как :
- «Почему не тонут корабли»
- «Как появляются вулканы»,
- «Отчего зависит сила магнита?»,
- «Почему камни полосатые»
- «Как пьют растения?»
- «Почему лед холодный»
- И многое другое.
До прихода детей в мини-центрах вводятся новые предметы, подсказки, предмет-намек на отгадку. Это способствует тому тому, чтобы дети самостоятельно нашли ответы на поставленные вопросы для удовлетворения своего познавательного мотива.
Благодаря активной работе в центре экспериментирования дети стали проявлять больше инициативы и в других видах деятельности и в режимных моментах. Проявился интерес к изучению окружающего мира, дети научились выделять и ставить проблему, которую нужно было решить; научились находить разные решения; научились проверять все возможные решения; делать выводы; делать обобщения.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsentr_eksperementirovaniya_kak_podderzhka_initsiativnosti.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Центр опытно –эксперементальной деятельности, как средство инициативности ребенка дошкольного возраста»
«Ни одно великое открытие
не было сделано без инициативы»
Эмерсон Р.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений.
Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Мы помогаем своим детям делать правильный выбор с самого их рождения – сначала рекомендуем игрушки и подбираем одежду, затем советуем книги и спортивные секции. Как же максимально эффективно распорядиться имеющимися педагогическими ресурсами, чтобы научить ребенка делать самостоятельный выбор, осознанный и взвешенный?
Детская инициативность в дошкольном возрасте проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.
Исходя из этого, предполагаю, что создание разнообразных условий для осуществления детьми сознательного выбора будет способствовать развитию инициативности и самостоятельности воспитанников.
Целью работы по избранной теме является формирование самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Наша работа по экспериментально-исследовательской деятельности реализуется по трём направлениям:
1. «Организованная развивающая предметно-пространственная среда»
2. «Детская экспериментально-исследовательская деятельность»
3. «Взаимодействие с родителями»
В предметно-пространственную среду нашей группы были включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные обьекты.
В группе были оборудованы для проведения элементарных опытов, экспериментов центры экспериментирования, мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым:
- приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп) разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена) утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки) технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски) медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)
- карточки – схемы экспериментов.
- Так же в нашей группе есть цифровой микроскоп, что раскрывает больше возможности в познании того или иного предмета.
- Оформление и содержание уголков экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, могут распределяться по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
Во время проведения образовательных мероприятий, в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах, создаю такие ситуации, в которых детям предстоит сделать выбор и принять самостоятельное решение. Чаще всего - это эффект «удивления», привлекающий внимание детей.
Совместно с детьми проводили различные эксперименты и создавались различные проблемные ситуации такие как :
- «Почему не тонут корабли»
- «Как появляются вулканы»,
- «Отчего зависит сила магнита?»,
- «Почему камни полосатые»
- «Как пьют растения?»
- «Почему лед холодный»
- И многое другое.
До прихода детей в мини-центрах вводятся новые предметы, подсказки, предмет-намек на отгадку. Это способствует тому тому, чтобы дети самостоятельно нашли ответы на поставленные вопросы для удовлетворения своего познавательного мотива.
Благодаря активной работе в центре экспериментирования дети стали проявлять больше инициативы и в других видах деятельности и в режимных моментах. Проявился интерес к изучению окружающего мира, дети научились выделять и ставить проблему, которую нужно было решить; научились находить разные решения; научились проверять все возможные решения; делать выводы; делать обобщения.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.
Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....
Опытно-экспериментальная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ
Статья для педагогов...
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание через эксперименты...
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...
Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...
Буклет для родителей "Инициативный ребенок дошкольного возраста".
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. ...
«Игровая деятельность как всестороннее средство развития ребенка дошкольного возраста»
1. Ф.И.О. педагога – Колесникова Дарья Николаевна. 2. Образование – среднее специальное. 3. Тема самообразования: «Игровая деятельность как всестороннее средство развития р...