Опытно-экспериментальная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в работе с дошкольниками в ДОУ
В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны.
Жизнь во всех проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению маленьких и больших задач. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Федеральные государственные требования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) предполагают поиск форм организации деятельности ДОУ, методов, приёмов работы с детьми. Качество современного образования, изменение подходов к организации педагогической деятельности, видение перспектив развития каждого ребёнка должны отвечать запросам общественного развития, родителей, педагогов, и воспитанников.
Особым видом педагогической работы, охватывающей, все стороны деятельности ДОУ является — экспериментирование.
Экспериментально — опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Наша задача – помочь ребенку в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
В своей работе широко используем опытно – экспериментальную деятельность. В группе организован уголок экспериментирования, в котором имеются различные центры. В них представлена предметно-развивающая среда для проведения исследований: разнообразные сосуды из различных материалов; приборы – помощники; технические материалы; медицинские материалы; разные виды бумаги; бросовый материал; красители, пищевые и непищевые; природный и другой сыпучий материал. Материал, находящийся в «уголке экспериментирования», соответствует уровню развития ребенка, а также имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
В обеспечении реализации учебно-игровой модели познавательной деятельности используем следующие методы и приемы:
- Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать» и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
- Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
- Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
- Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действия путем результата, сопоставить выводы и определить значимость физических явлений для человека и самого себя.
Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей.
Интересных объектов для экспериментирования много, всего и не перечислишь. Но, хотелось отметить, что опытно – экспериментальная деятельность у моих воспитанников очень популярна и вызывает большой интерес.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, физическими явлениями и законами занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы, педагоги, создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Целенаправленная систематическая опытно-экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе.
Список литературы
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
3. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005
4. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2013. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»
5. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....
Консультация для родителей Развивающие возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Полный текст консультации...
Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...
Презентация "Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО....
Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
Данная статья описывает особенности использования опытно-экспериментальной деятельности в ДОО с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется классификации опытно-экспериментальной деятельнос...