Развитие инженерно- технического образования детей. Стратегия будущего
методическая разработка (старшая группа)

Коштоян Амалия Бабкеновна

В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных трудящихся  кадрах.  Имеется недостаток  инженерных сотрудников  и излишек  менеджеров, адвокатов, появляется надобность    приобщать  детей  к  инженерным  наукам, начиная  со старшего  дошкольного  возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.

Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трёх инструкциях:

      •     конструктивная работа

      •     познавательно-исследовательская работа

      •     становление логико-математического мышления

Конструирование имеет большое значение для интеллектуального  и эстетического становления, для овладения трудовыми способностями. В процессе конструкторской работы  развиваются значимые психологические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, фантазия и др.), творчество, складываются художественно-креативные, конструкторские возможности.

Внедрение технических наук в ДОО происходит как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koshtoyan_amaliya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №73 Калининского района  

г. Санкт- Петербурга.

 «Стратегия будущего»

Методическая разработка

Развитие инженерно- технического образования детей.

                                                                                 Автор: Коштоян Амалия Бабкеновна.

Санкт-Петербург

2021г

 

Пояснительная записка

Актуальность:

Современное общество и технический мир неразделимы в собственном  совершенствовании и продвижении вперед.  Мир технологии захватил всю отрасль человеческого существования  и абсолютно  не сдает своих позиций, а напротив только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

В процессе конструктивной работы  у детей формируются умения
целенаправленно рассматривать предметы, исследовать  их и на базе
такого анализа сопоставлять однородные предметы, отмечая в них общее и
различное, делать обобщения. Решая созидательные задачи, дети обучаются
исследовать , находить самостоятельные решения, создавать замысел
конструкций и в соответствии с ним прогнозировать  свою работу.
У каждого ребёнка имеются  способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания обучиться. Всё, что нужно для того,
чтобы они могли проявить собственные  дарования, - это умное руководство и
выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию
умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические выводы  и обосновывать собственные  решения. 

Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

Цель:

Развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технических способностей у дошкольников посредством конструктивной деятельности.

Задачи:

  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Развивать у детей интерес к математике через дидактические игры, созданные на основе моделирования и конструирования.
  • Настраивать детей на желание делать открытия с радостью и удовольствием, выражать собственные чувства.
  • Воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  • Прививать навык коллективной работы.

Развитие инженерно-технического образования детей

Дошкольный возраст – это этап  формирования основ базовой культуры личности, всестороннее становление психологических  и физических качеств в согласовании с возрастными и персональными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение  защищенности  жизнедеятельности дошкольника.

  Эти цели реализуются в процессе всевозможных  видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

  Для достижения целей программы первостепенное значение имеют :

•        забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

•        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам , что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

•        максимальное использование всевозможных  видов детской деятельности; их интеграция в целях увеличения  эффективности  воспитательно-образовательного процесса;

•        творческая организация  воспитательно-образовательного процесса;

•        вариативность применения  образовательного материала, позволяющая развивать творчество в согласовании с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•        уважительное отношение к итогам  детского творчества;

•        единство раскладов к воспитанию ребят  в критериях  ДОУ и семьи;

•        соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей интеллектуальные  и физиологические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей  отсутствие давления предметного изучения.

В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных трудящихся  кадрах.  Имеется недостаток  инженерных сотрудников  и излишек  менеджеров, адвокатов, появляется надобность    приобщать  детей  к  инженерным  наукам, начиная  со старшего  дошкольного  возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.

Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трёх инструкциях:

      •     конструктивная работа

      •     познавательно-исследовательская работа

      •     становление логико-математического мышления

Конструирование имеет большое значение для интеллектуального  и эстетического становления, для овладения трудовыми способностями. В процессе конструкторской работы  развиваются значимые психологические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, фантазия и др.), творчество, складываются художественно-креативные, конструкторские возможности.

Внедрение технических наук в ДОО происходит как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики. В процессе конструирования дошкольники развивают математические возможности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, краску, длину. У ребят развивается пространственное мышление. Конструирование и робототехника развивает и речевые способности: малыши задают взрослым вопросы о всевозможных явлениях или же объектах, собственно, что создает еще коммуникативные способности. Техническому

 творчеству, можно обучить всякого человека. Но увлекаться данным нужно с самого раннего возраста, чтобы  малыш привыкал грамотно мыслить, правильно работать  с информацией, использовать на практике познания. В высшей

степени принципиально пробудить интерес  у малыша к технике. Подготовка ребят к исследованию технических наук — это в одно и тоже время, и игра, и изучение, и техническое творчество, собственно, что содействует воспитанию интенсивных, увлеченных собственным делом людей, владеющих инженерно-конструкторским мышлением. Довольно принципиально на ранних этапах обнаружить технические наклонности малыша и развивать их в данной  направленности. По сведениям воспитателей и социологов, «ребенок, который не познакомился с почвами технической работы до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую  профессию с техникой. Работая в детском саду, у меня возник большой интерес к данной проблеме. Поэтому в своей работе, поставила себе цель  приобщить детей к техническому творчеству.

Поставленную задачу, можно реализовать сквозь реализацию надлежащих задач

− организация предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей и требованиям к политехнической подготовке детей;

− формирование основ технической грамотности детей;

− развитие творческих и конструктивных умений в различных видах детской деятельности;

− освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами, в виде игрового оборудования;

− оценка результативности системы работы по приобщению детей к техническим наукам средствами игрового оборудования.

 Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное. Взрослый открывает ребенку мир инженерных наук, технического прогресса, начиная с последовательного усложнения от одного возраста к другому.

Во всех групповых помещениях  детского сада должны быть организованы центры  «Логики и математики», ««Конструирования», «Природы и Экспериментирования», оборудованные  инженерно-техническим оборудованием. Это  всевозможные конструкторы. Математические пособия. Исследовательская лаборатория. Литература. В данной  лаборатории с детьми можно провести исследования по различным направлениям физики, химии, биологии. К примеру, пульс, кислотность, сила, магнитное поле, электричество, температура, свет.  Ребятам довольно таки,  нравится, и станут они с большим удовольствием заниматься.

Конструирование более чем,  иные виды деятельности, подготавливает основу  для становления технических возможностей  детей, что довольно принципиально для всестороннего становления  личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети обучаются следить, отличать, ассоциировать, запоминать и воспроизводить способы постройки, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под управлением воспитателя дети овладевают четким словарем, выражающим наименования  геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, конструкторами  и творцами, они выдумывают  и воплощают в жизнь собственные идеи. В  детском саду для становления  и поддержания у детей внимания, к конструктивной деятельности  должны использоваться разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков и различных видов конструктора. От несложных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из несложных геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

В детский  сад ходят дети с нарушением развития речи. А любое нарушение развития речи ребёнка, как нам известно, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и воздействует  на формирование конструктивных способностей. Пальцы рук у этих детей неловки, малоподвижны, перемещения их неточные, несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки.  Несформированность мелкой моторики может  помешать в работе по развитию у детей предпосылок к инженерному мышлению. С  детьми, целесообразно провести специальную работу по развитию предпосылок инженерного мышления, которая будет включать в себя: ‒ становление  мелкой моторики ребёнка ‒  развитие речи ‒ становление математических способностей ‒ становление конструктивных умений и навыков. Для того чтобы развить у наших детей  предпосылки инженерного мышления, нам несомненно помогут наборы «Цветных палочек» Кюизенера в математическом и речевом развитии. Предпосылкой инженерного мышления у детей можно использовать  следующие периоды: Предварительный период — знакомство с набором цветных палочек—   беседа с показом иллюстраций и действий. Первый период  «Конструирование по наложению» — на начальном этапе ребёнок начинает конструирование по наложению, то есть накладывает цветные палочки на иллюстрацию— базу. Иллюстрация — база может помочь увидеть ребёнку в схематичном изображении, сделанном с помощью  палочек, реальный предмет. Задания можно  подобрать от простого к сложному, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. На данном рубеже дети конструируют из счётных палочек на плоскости, взрослый помогает ребёнку, но не спешит с указаниями и другими видами помощи, даёт возможность ребёнку задуматься  и испробовать сделать  изображение из палочек самостоятельно. II период — «Конструирование по подражанию» — на этом рубеже преподаватель   поэтапно демонстрирует  каждое действие выполнения конструкции, а ребёнок повторяет, подражая взрослому. III период  «Конструирование по образцу» — преподаватель возводит  перед ребёнком несложную фигуру из палочек, а вслед за тем  просит малыша  сделать точно так же: «Построй как у меня». В случае если ребёнок самостоятельно не складывает, то берём его ручку в собственную и выкладываем совместно . IV период  «Конструирование по схеме» — на данном рубеже  преподаватель  кладёт перед ребёнком карточку со схемой. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из палочек по схеме. V период «Учимся делать  схему постройки» — на данном рубеже происходит формирование навыков инженерного мышления. Ребёнку даётся готовая схема с изображением, и он обязан  перенести это изображение на свой  лист, в  крупную или мелкую клетку с помощью цветных карандашей. При этом ему даётся и схема с относительным указанием  размера  цветных палочек. VI период  «Самостоятельное придумывание постройки и создание её схемы на бумаге». На этом этапе ребёнок выходит на верхний уровень в формировании предпосылок инженерного мышления, он преобразуется  в изобретателя — выдумывает  постройку, в инженера — формирует  схему будущего  строительства, в рабочего — формирует постройку из цветных палочек. VII период  «Организация сюжетно — ролевой игры «Конструкторское бюро». На предоставленном рубеже дети имеют все шансы  осуществить  и самостоятельно провести сюжетно — ролевую игру «Конструкторское бюро», где будут выступать в  роли клиента, изобретателя, инженера, рабочих по производству заказанного продукта. В процессе работы  на данном рубеже  у дошкольников сформируется и разовьется не только логика, но и пространственное мышление, которое считается  почвой  для большей части инженерно- технических профессий, а еще  разовьются лидерские свойства  и умение трудиться  в коллективе.

Основы технического моделирования и конструирования дети  осваивают и  с поддержкой всевозможных передовых  конструкторов. К примеру,  Lego Education WeDo, Lego Duplo, Lego Education, Magformers и др. Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, например  как воздействует  на надлежащие моменты:

-являются действенным  средством для умственного становления дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей («Речевое», «Познавательное» и «Социально-коммуникативное развитие»);

-позволяют преподавателю  соединять воспитание, образование и становление  дошкольников в режиме игры;

-формируют познавательную энергичность, содействует  воспитанию социально-активной личности,

 -  создает способности общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной работой, дают  ребенку вероятность проводить эксперимент и видеть  свой собственный мир, где нет пределов.

Конструктор LEGO содержит  ряд определённых превосходств перед другими способами изучения, становления и корректировки.  Конструктор неопасен: с поделками ребёнок имеет возможность играть, ощупывать, не рискуя испортить.  Конструктор  максимально мобилен,  можно  играть на столе, на полу, на ковре. В работе с LEGO ребёнок испытывает психологический комфорт, чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. Вне зависимости от навыков у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха.  Многообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей. LEGO разработка основывается  на интегративных принципах. Она разрешает  обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.  

Для детей раннего и младшего возраста  организуются обычные игры. Роль основного  всегда берёт на себя взрослый, так как дети ещё не могут распределить собственные роли в игре.

В младшей группе малыши  играют в комплект  для ролевых игр, моделирующих тесноватую  социальную связь раннего детства «мама-ребёнок», Целью их считается познакомить  с ведущими составными частями конструктора. Дети  с наслаждением возводят  простые системы: дорожки, заборы, мосты, ворота, машины, гаражи.  Дети упражняются в распознавании цвета, счёте до 5, закрепляют понятия высокий - низкий,  широкий - узкий.

В средней  группе игры  несколько  усложняются. Дети обучаются трудиться  по карточкам, где изображение цветное. Целью игр научиться воспользоваться карточками, запоминать названия некоторых деталей конструктора LEGO. В процессе конструирования развивается  забота, стремительность, координацию перемещений, мышление. Дети среднего возраста могут примерить различные профессии, побывать фермерами, пекарями, пожарными, лётчиками и т.д.

Дети старшего возраста  при работе с набором «Простые механизмы», «Первые конструкции»  знакомятся с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, а также  изучают энергию, подъёмную мощь и равновесие.

Дошкольники старшего возраста в играх больше  самостоятельны, берут на себя роль ведущего. В играх развивается  коллективизм, память, мышления, обучаются по карточкам. С поддержкой LEGO комплекта  «Моя первая история»  дети учатся правильно составлять и рассказывать полноценные истории, работая в команде и развивая навыки совместной работы и творчества. Именно в такой командной работе формируются необходимые инженеру лидерские качества, умение отстаивать идею, нести ответственность за принятые решения.

В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки из мелких деталей. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.

Можно с уверенностью сказать, что дети получившие навыки  конструированию из  LEGO конструктора, готовы к обучению на другом более высоком уровне. Освоение 3D моделей является первым шагом на пути к программированию.  

Использование LEGO технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих  успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии.  Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения, изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Таким образом, созданные условия в ДОО, способствуют организации

творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе,

позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки,

осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного

возраста в ДОО.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению  детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

Список литературы

1.Зак А. 3 «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет» Москва Новая

2.Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

Москва Мозаика-Синтез, 2010г. — 115 с.

3. Комарова Л.Г. Строим из Лего. Л. Г.Комарова [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

4. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru

5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Текст]– М.: Творческий центр

6. Бедфорд А. Большая книга LEGO [Текст]- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы проблемной площадки "Начальное инженерно - техническое образование в ДОУ"

Раскрыта работа для педагогов проблемной площадки на 2021 - 2022 учебный год...

Развитие инженерно-технических, естественно-научных компетенций детей дошкольного возраста посредством создания детского технопарка «Гик&Фрик».

Идея заключается в создании современной интерактивной образовательной среды, лабораторного комплекса с современным оборудованием, позволяющим реализовывать программы, ориентированные на реализацию дет...

Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность

    «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже...