Развитие инженерно- технического образования детей. Стратегия будущего
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных трудящихся кадрах. Имеется недостаток инженерных сотрудников и излишек менеджеров, адвокатов, появляется надобность приобщать детей к инженерным наукам, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.
Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трёх инструкциях:
• конструктивная работа
• познавательно-исследовательская работа
• становление логико-математического мышления
Конструирование имеет большое значение для интеллектуального и эстетического становления, для овладения трудовыми способностями. В процессе конструкторской работы развиваются значимые психологические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, фантазия и др.), творчество, складываются художественно-креативные, конструкторские возможности.
Внедрение технических наук в ДОО происходит как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koshtoyan_amaliya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 Калининского района
г. Санкт- Петербурга.
«Стратегия будущего»
Методическая разработка
Развитие инженерно- технического образования детей.
Автор: Коштоян Амалия Бабкеновна.
Санкт-Петербург
2021г
Пояснительная записка
Актуальность:
Современное общество и технический мир неразделимы в собственном совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю отрасль человеческого существования и абсолютно не сдает своих позиций, а напротив только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
В процессе конструктивной работы у детей формируются умения
целенаправленно рассматривать предметы, исследовать их и на базе
такого анализа сопоставлять однородные предметы, отмечая в них общее и
различное, делать обобщения. Решая созидательные задачи, дети обучаются
исследовать , находить самостоятельные решения, создавать замысел
конструкций и в соответствии с ним прогнозировать свою работу.
У каждого ребёнка имеются способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания обучиться. Всё, что нужно для того,
чтобы они могли проявить собственные дарования, - это умное руководство и
выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию
умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические выводы и обосновывать собственные решения.
Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Цель:
Развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технических способностей у дошкольников посредством конструктивной деятельности.
Задачи:
- Способствовать развитию логического мышления.
- Развивать у детей интерес к математике через дидактические игры, созданные на основе моделирования и конструирования.
- Настраивать детей на желание делать открытия с радостью и удовольствием, выражать собственные чувства.
- Воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
- Прививать навык коллективной работы.
Развитие инженерно-технического образования детей
Дошкольный возраст – это этап формирования основ базовой культуры личности, всестороннее становление психологических и физических качеств в согласовании с возрастными и персональными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение защищенности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе всевозможных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют :
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам , что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
• максимальное использование всевозможных видов детской деятельности; их интеграция в целях увеличения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность применения образовательного материала, позволяющая развивать творчество в согласовании с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к итогам детского творчества;
• единство раскладов к воспитанию ребят в критериях ДОУ и семьи;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей интеллектуальные и физиологические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного изучения.
В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных трудящихся кадрах. Имеется недостаток инженерных сотрудников и излишек менеджеров, адвокатов, появляется надобность приобщать детей к инженерным наукам, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.
Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трёх инструкциях:
• конструктивная работа
• познавательно-исследовательская работа
• становление логико-математического мышления
Конструирование имеет большое значение для интеллектуального и эстетического становления, для овладения трудовыми способностями. В процессе конструкторской работы развиваются значимые психологические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, фантазия и др.), творчество, складываются художественно-креативные, конструкторские возможности.
Внедрение технических наук в ДОО происходит как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики. В процессе конструирования дошкольники развивают математические возможности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, краску, длину. У ребят развивается пространственное мышление. Конструирование и робототехника развивает и речевые способности: малыши задают взрослым вопросы о всевозможных явлениях или же объектах, собственно, что создает еще коммуникативные способности. Техническому
творчеству, можно обучить всякого человека. Но увлекаться данным нужно с самого раннего возраста, чтобы малыш привыкал грамотно мыслить, правильно работать с информацией, использовать на практике познания. В высшей
степени принципиально пробудить интерес у малыша к технике. Подготовка ребят к исследованию технических наук — это в одно и тоже время, и игра, и изучение, и техническое творчество, собственно, что содействует воспитанию интенсивных, увлеченных собственным делом людей, владеющих инженерно-конструкторским мышлением. Довольно принципиально на ранних этапах обнаружить технические наклонности малыша и развивать их в данной направленности. По сведениям воспитателей и социологов, «ребенок, который не познакомился с почвами технической работы до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Работая в детском саду, у меня возник большой интерес к данной проблеме. Поэтому в своей работе, поставила себе цель приобщить детей к техническому творчеству.
Поставленную задачу, можно реализовать сквозь реализацию надлежащих задач
− организация предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей и требованиям к политехнической подготовке детей;
− формирование основ технической грамотности детей;
− развитие творческих и конструктивных умений в различных видах детской деятельности;
− освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами, в виде игрового оборудования;
− оценка результативности системы работы по приобщению детей к техническим наукам средствами игрового оборудования.
Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное. Взрослый открывает ребенку мир инженерных наук, технического прогресса, начиная с последовательного усложнения от одного возраста к другому.
Во всех групповых помещениях детского сада должны быть организованы центры «Логики и математики», ««Конструирования», «Природы и Экспериментирования», оборудованные инженерно-техническим оборудованием. Это всевозможные конструкторы. Математические пособия. Исследовательская лаборатория. Литература. В данной лаборатории с детьми можно провести исследования по различным направлениям физики, химии, биологии. К примеру, пульс, кислотность, сила, магнитное поле, электричество, температура, свет. Ребятам довольно таки, нравится, и станут они с большим удовольствием заниматься.
Конструирование более чем, иные виды деятельности, подготавливает основу для становления технических возможностей детей, что довольно принципиально для всестороннего становления личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети обучаются следить, отличать, ассоциировать, запоминать и воспроизводить способы постройки, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под управлением воспитателя дети овладевают четким словарем, выражающим наименования геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, конструкторами и творцами, они выдумывают и воплощают в жизнь собственные идеи. В детском саду для становления и поддержания у детей внимания, к конструктивной деятельности должны использоваться разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков и различных видов конструктора. От несложных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из несложных геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
В детский сад ходят дети с нарушением развития речи. А любое нарушение развития речи ребёнка, как нам известно, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и воздействует на формирование конструктивных способностей. Пальцы рук у этих детей неловки, малоподвижны, перемещения их неточные, несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки. Несформированность мелкой моторики может помешать в работе по развитию у детей предпосылок к инженерному мышлению. С детьми, целесообразно провести специальную работу по развитию предпосылок инженерного мышления, которая будет включать в себя: ‒ становление мелкой моторики ребёнка ‒ развитие речи ‒ становление математических способностей ‒ становление конструктивных умений и навыков. Для того чтобы развить у наших детей предпосылки инженерного мышления, нам несомненно помогут наборы «Цветных палочек» Кюизенера в математическом и речевом развитии. Предпосылкой инженерного мышления у детей можно использовать следующие периоды: Предварительный период — знакомство с набором цветных палочек— беседа с показом иллюстраций и действий. Первый период «Конструирование по наложению» — на начальном этапе ребёнок начинает конструирование по наложению, то есть накладывает цветные палочки на иллюстрацию— базу. Иллюстрация — база может помочь увидеть ребёнку в схематичном изображении, сделанном с помощью палочек, реальный предмет. Задания можно подобрать от простого к сложному, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. На данном рубеже дети конструируют из счётных палочек на плоскости, взрослый помогает ребёнку, но не спешит с указаниями и другими видами помощи, даёт возможность ребёнку задуматься и испробовать сделать изображение из палочек самостоятельно. II период — «Конструирование по подражанию» — на этом рубеже преподаватель поэтапно демонстрирует каждое действие выполнения конструкции, а ребёнок повторяет, подражая взрослому. III период «Конструирование по образцу» — преподаватель возводит перед ребёнком несложную фигуру из палочек, а вслед за тем просит малыша сделать точно так же: «Построй как у меня». В случае если ребёнок самостоятельно не складывает, то берём его ручку в собственную и выкладываем совместно . IV период «Конструирование по схеме» — на данном рубеже преподаватель кладёт перед ребёнком карточку со схемой. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из палочек по схеме. V период «Учимся делать схему постройки» — на данном рубеже происходит формирование навыков инженерного мышления. Ребёнку даётся готовая схема с изображением, и он обязан перенести это изображение на свой лист, в крупную или мелкую клетку с помощью цветных карандашей. При этом ему даётся и схема с относительным указанием размера цветных палочек. VI период «Самостоятельное придумывание постройки и создание её схемы на бумаге». На этом этапе ребёнок выходит на верхний уровень в формировании предпосылок инженерного мышления, он преобразуется в изобретателя — выдумывает постройку, в инженера — формирует схему будущего строительства, в рабочего — формирует постройку из цветных палочек. VII период «Организация сюжетно — ролевой игры «Конструкторское бюро». На предоставленном рубеже дети имеют все шансы осуществить и самостоятельно провести сюжетно — ролевую игру «Конструкторское бюро», где будут выступать в роли клиента, изобретателя, инженера, рабочих по производству заказанного продукта. В процессе работы на данном рубеже у дошкольников сформируется и разовьется не только логика, но и пространственное мышление, которое считается почвой для большей части инженерно- технических профессий, а еще разовьются лидерские свойства и умение трудиться в коллективе.
Основы технического моделирования и конструирования дети осваивают и с поддержкой всевозможных передовых конструкторов. К примеру, Lego Education WeDo, Lego Duplo, Lego Education, Magformers и др. Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, например как воздействует на надлежащие моменты:
-являются действенным средством для умственного становления дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей («Речевое», «Познавательное» и «Социально-коммуникативное развитие»);
-позволяют преподавателю соединять воспитание, образование и становление дошкольников в режиме игры;
-формируют познавательную энергичность, содействует воспитанию социально-активной личности,
- создает способности общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной работой, дают ребенку вероятность проводить эксперимент и видеть свой собственный мир, где нет пределов.
Конструктор LEGO содержит ряд определённых превосходств перед другими способами изучения, становления и корректировки. Конструктор неопасен: с поделками ребёнок имеет возможность играть, ощупывать, не рискуя испортить. Конструктор максимально мобилен, можно играть на столе, на полу, на ковре. В работе с LEGO ребёнок испытывает психологический комфорт, чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. Вне зависимости от навыков у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха. Многообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей. LEGO разработка основывается на интегративных принципах. Она разрешает обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
Для детей раннего и младшего возраста организуются обычные игры. Роль основного всегда берёт на себя взрослый, так как дети ещё не могут распределить собственные роли в игре.
В младшей группе малыши играют в комплект для ролевых игр, моделирующих тесноватую социальную связь раннего детства «мама-ребёнок», Целью их считается познакомить с ведущими составными частями конструктора. Дети с наслаждением возводят простые системы: дорожки, заборы, мосты, ворота, машины, гаражи. Дети упражняются в распознавании цвета, счёте до 5, закрепляют понятия высокий - низкий, широкий - узкий.
В средней группе игры несколько усложняются. Дети обучаются трудиться по карточкам, где изображение цветное. Целью игр научиться воспользоваться карточками, запоминать названия некоторых деталей конструктора LEGO. В процессе конструирования развивается забота, стремительность, координацию перемещений, мышление. Дети среднего возраста могут примерить различные профессии, побывать фермерами, пекарями, пожарными, лётчиками и т.д.
Дети старшего возраста при работе с набором «Простые механизмы», «Первые конструкции» знакомятся с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, а также изучают энергию, подъёмную мощь и равновесие.
Дошкольники старшего возраста в играх больше самостоятельны, берут на себя роль ведущего. В играх развивается коллективизм, память, мышления, обучаются по карточкам. С поддержкой LEGO комплекта «Моя первая история» дети учатся правильно составлять и рассказывать полноценные истории, работая в команде и развивая навыки совместной работы и творчества. Именно в такой командной работе формируются необходимые инженеру лидерские качества, умение отстаивать идею, нести ответственность за принятые решения.
В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки из мелких деталей. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.
Можно с уверенностью сказать, что дети получившие навыки конструированию из LEGO конструктора, готовы к обучению на другом более высоком уровне. Освоение 3D моделей является первым шагом на пути к программированию.
Использование LEGO технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения, изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Таким образом, созданные условия в ДОО, способствуют организации
творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе,
позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки,
осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного
возраста в ДОО.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.
Список литературы
1.Зак А. 3 «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет» Москва Новая
2.Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
Москва Мозаика-Синтез, 2010г. — 115 с.
3. Комарова Л.Г. Строим из Лего. Л. Г.Комарова [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
4. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru
5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Текст]– М.: Творческий центр
6. Бедфорд А. Большая книга LEGO [Текст]- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация управленческого проекта "Развитие инженерно-технического мышления и творчества у воспитанников «ИнженериУМ»
Управленческий проект...
Презентация управленческого проекта "Развитие инженерно-технического мышления и творчества у воспитанников «ИнженериУМ»
Презентация управленческого проекта...
План работы проблемной площадки "Начальное инженерно - техническое образование в ДОУ"
Раскрыта работа для педагогов проблемной площадки на 2021 - 2022 учебный год...
Развитие инженерно-технических, естественно-научных компетенций детей дошкольного возраста посредством создания детского технопарка «Гик&Фрик».
Идея заключается в создании современной интерактивной образовательной среды, лабораторного комплекса с современным оборудованием, позволяющим реализовывать программы, ориентированные на реализацию дет...
Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
Семинар практикум...
Консультация для педагогов ДОО «Развитие инженерно-технического мышления и творчества у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...
Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже...