«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_perspektiva._statya.docx | 19.69 КБ |
mihaylova_n.g.-statya.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Наталья Геннадьевна
воспитатели МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры.
Несмотря на то, что проблем на этнической и межнациональной почве у детей не возникает, всё равно надо научить ребёнка с детства с уважением относится к другим народам, как к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Необходимо найти разумный баланс между этническим самосознанием и толерантным отношением дошкольника к обычаям, культуре, языку других народов.
В дошкольном возрасте ребёнок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности, у него формируются основы национального самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребёнка в культуру родного народа. Этнокультурологическое образование дошкольников в детском саду состоит их знакомства с родным языком и дополнительное знакомство с языком сверстников ближайшего национального окружения. Но большинству русскоязычных детей (даже из этнических чувашских семей) очень трудно воспринимать национальный язык, традиции, культуру. Перед педагогами встал вопрос – как можно донести до ребёнка многогранность национальной культуры. Большую роль во взаимоотношениях между детьми - отводится игре. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка – играя, дети знакомятся с чувствами, настроениями персонажей, осваивают способы внешнего выражения чувств и эмоций, осознают причины того или иного настроя.
Театр – искусство синтетическое. Оно объединяет в себе несколько видов искусств: слово, музыку, живопись, которые в комплексе служат единой цели – донести до зрителя смысловую направленность художественных образов. Ребёнок с удовольствием перевоплощается в тех или иных персонажей, обыгрывает сценки из фольклорных произведений, проговаривает определённые слова на другом языке, принимает участие в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализованных постановок.
Знакомство с малыми фольклорными формами начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда воспитатель, проводя режимные моменты, проговаривает потешки на чувашском и на русском языке, дублируя свои слова определёнными действиями, движениями; обыгрываются с игрушками небольшие бытовые сценки, где педагог так же на двух языках озвучивает свои действия и действия персонажа, побуждая ребёнка повторять и слова, и действия.
Со средней группы детского сада начинается знакомство непосредственно с чувашским языком и декоративно-прикладным искусством. В данных возрастных группах, начиная со второго полугодия, проводятся инсценировки малых фольклорных форм, разучивание песен, небольших и простых по содержанию и воспроизведению на чувашском языке сказок, стихов. Все эти элементы вводятся в традиционные утренники, проводимые в детском саду.
В старшем дошкольном возрасте (старшие и подготовительные к школе группы) ведётся уже более глубокая работа по знакомству с языком и традициями чувашского народа. В работе с детьми этих возрастных групп используются такие формы работы как посиделки, знакомство с традиционными чувашскими календарно-сезонными праздниками: Новогодний праздник – Сурхури, Масленица – Ҫаварни, Праздник весны – Акатуй. Эти праздники известны с языческих времён и приобщение к ним ребёнка, его активное участие в них совместно со взрослым вызывает яркие положительные эмоции, даёт заряд проявлению творчества и оставляет глубокий след на всю жизнь.
Образовательная работа по приобщению детей к народным традициям проводится в тесной связи с семьёй. Постановка спектаклей, концертов, национальных праздников, ярмарок происходит при активном участием детей и родителей в их подготовке и проведении: изготовление костюмов, атрибутов для народных игр, подарков для победителей, приготовление национальных кушаний.
В подготовке к праздникам, театрализованным представлениям, досугам проводится большая работа с родителями – беседы, консультации, изготовление родителями совместно с детьми тематических альбомов, поделок. Родители принимают активное участие в организации и проведении мероприятия по знакомству с национальными традициями, так при участии родителей в детском саду была собрана небольшая коллекция старинных вещей быта и одежды из разных районов Чувашии. На посиделках и праздниках дети знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. При знакомстве с национальным костюмом привлекается внимание ребёнка к внешнему виду костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Дети воспроизводят детали костюма в продуктивных видах деятельности (рисунок, аппликация).
Приобщение ребёнка к традициям национальной культуры должно начинаться в раннем детстве с освоения родного языка, эмоционального отклика на народные игрушки, иллюстрации, потешки, песенки, постепенно расширяя круг общения с людьми, предметами национального искусства, усвоения норм и правил поведения в семье и обществе по мере роста и развития ребёнка.
Так национальная культура, традиции и обычаи являются неотъемлемой частью воспитания у детей любви и уважения к Родине, дают возможность жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Дети должны осознать необходимость сохранения истории и культуры, традиций и обычаев, только так можно возродить былое значение и величие национальных культур, их взаимодействие и обогащение.
Литература:
- Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: ЧРИО, 2002.
- Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративного – прикладного искусства. Составитель Л.Г.Васильева, Чебоксары,1994 Просвещение, 2007.
- Малахова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.
Предварительный просмотр:
Михайлова Наталья Геннадьевна,
Мурчина Елена Владимировна
воспитатели МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»
e-mail: natysik.kir-2000@mail.ru
«ЗНАЧЕНИЕ ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым;
Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство;
Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, дома, животных на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;
Учить отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг.
1. Художественное слово.
Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день, но для начала я вам предлагаю пожелать друг другу хорошего настроения:
(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.
Я желаю, чтобы тело было здоровым.
Я желаю всем счастья!
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров
Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд? (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне? (фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шурӑ кӗпе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пиҫиххи, а полотенце у нас называется – алшӑлли.
Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.
Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.
3. Отгадывание загадок и рассматривание слайдов
В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Пройдите к ноутбуку и послушайте внимательно, если вы правильно отгадаете загадку, то образ - символ появится на экране: (1-й слайд)
Золотое блюдечко
По небу катается,
Людям улыбается
Что это? (солнышко)
– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:
Солнце красное восходит, красотою мир сияет.
Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.
Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек.
Таким же узором чуваши вышивали звезду. У каждого человека, полагали чуваши, есть своя звезда. В старину верили: когда умирает человек, звезда падает, она спускается с неба на землю. С рождением человека на небе загорается новая звезда. Но среди великого множества звезд, из которых одни падают, другие только что загораются, есть основные, которые всегда существуют: Венера, Большая Медведица, Млечный путь и др.
Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. Показ вариантов узоров солнца. (Показ 2-го слайда) Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?
Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку. (3-й слайд)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
Но зимние метели
В меха его одели (дерево)
- Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Почему? Потому что деревья растут так: корни их далеко в земле, откуда они получают сок, который питает их. И появляются у деревьев листья. Но чтобы расти, нужно тепло, которое деревья получают от солнца».
Послушайте, ребята, следующую загадку? (4-й слайд)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком (собака)
-А, это, новый символ чувашского узора – собака. Узоры изображающие собаку, народные мастера вышивали, потому что в давние-давние времена собаки охраняли зеленые посевы, отгоняли животных от них, чтобы они не поедали их.
Чуваши считают, что образы животных, олицетворяют силу природы и связывают человека с космосом. Рассмотрим изображения узоров, обозначающие животных. (Показ 5-го слайда) Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются? У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. У кого такие же рога? Чуваши таким узором изображали козу. А вот еще узор животного с длинными рогами. А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?
Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку. (6-й слайд)
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый … (дом)
Это символ дома, как мироздания, сооружения, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили.
4. Игра «Выполни задание» (Физкультминутка)
Ребята, а вы знаете чувашский язык? Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание», и посмотреть как вы знаете чувашский язык. Я буду говорить слова на чувашском, а вы выполнять действия по значению этого слова:
алӑ ҫупӑрр – хлопают в ладоши;
аллӑрсене ҫӗклӗр – поднимают руки вверх;
вӗҫӗр – движения определяющие полет птиц;
ишӗр – плавательные движения;
ларӑр – приседания;
тӑрӑр – встают;
Сикêр – прыжки на двух ногах;
Чупâр – бег на месте юрлар, весер, ташлар.
5. Ситуация «Творческая мастерская»
Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Будем рисовать чувашские узоры на ткани, волшебными красками. Для этого я предлагаю вам подойти к столу, выбирать понравившийся узор и занять свои места. На столах лежат контурные краски для ткани. Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор и можете приступить к работе.
- Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
- Совместный анализ детских работ.
Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).
6. Составление выставки чувашских узоров
Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите, пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку сушиться. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка чувашских узоров получилась.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации: учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2005. 88 с.
- Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающег...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
публикация из опыта работы в материалах Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
публикация из опыта работы в материалах Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании"...
Использование традиций чувашского народа в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Статья...
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...