ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья на тему
публикация из опыта работы в материалах Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tabaeva_r.r.-statya.docx | 18.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Табаева Р. Р.,
Зиннатуллина Р. Г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Рябинушка» общеразвивающего вида
Елабужского муниципального района
Информационно - коммуникационные технологии (далее ИКТ) прочно входят во все сферы жизни человека. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или нет, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Сегодня никого не удивляет тот факт, что многие дети уже с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий. Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь в решении этой непростой задачи музыкальному руководителю может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Требования Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности.
Что такое ИКТ? Это процесс, подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Поэтому смысл применения ИКТ в работе с детьми по общеразвивающей программе, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.
С помощью средств ИКТ можно приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей; развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников; сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные; а также существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям. ИКТ обогащают методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придают ей современный уровень с учетом ФГОС ДО; активизируют творческий потенциал ребёнка, способствуют воспитанию интереса к музыкальной культуре. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. В связи с этим, одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к образовательной деятельности это создание мультимедийных средств обучения таких, как презентации; слайды (как иллюстративный, анимационный фон, в качестве декораций); видеоряд (фрагменты из опер, балетов, концертов классической музыки, фрагменты мультипликации); синтезированный зрительный ряд (портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики); тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика); видовые художественные фотографии, а также звуковые фонограммы музыкальных произведений, творческие (интерактивные) задания для детей. Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области, использовать в режимных моментах ДОУ, в работе с родителями, при подготовке собраний, проведении консультаций.
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС ДО, является одной из задач образовательного учреждения. Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков. В результате работы педагога с использованием ИКТ усиливается развивающий эффект обучения: формирование у детей качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.
Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. Цель этой работы - развить устойчивый интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности. Музыкально-театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей. Можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в театрализованной деятельности развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления. Говоря о преимуществах музыкальной деятельности с использованием ИКТ, можно сделать выводы о том, что использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным; дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств обучения с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию. Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально.
Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Важно уметь заинтересовать ребенка, поэтому наряду с традиционными методами целесообразно использовать в работе по театрализованной деятельности и новые средства ИКТ, которые привлекают внимание детей, вызывают желание заниматься данной деятельностью не только во время организованных занятий, но и в повседневной деятельности.
Но, применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях, нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно не подменить его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!
В заключение хотелось бы отметить, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. И наша задача заключается в создании системы и методики использования ИКТ, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационных компьютерных технологий для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста"
В статье изложен материал об использовании информационных компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы повысить интерес мальчиков и девочек...
Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...
Презентация "Использование нестандартного оборудования классических здоровье-сберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста"
*В дошкольном возрасте – закладывается фундамент физического и психического здоровья детей.*Для качественной работы по физическому воспитанию детей, одним из первых...
Использование информационно- коммуникативных технологий в логико- математическом развитии детей дошкольного возраста
Информационно - коммуникативные технологии в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду д...
Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст
Образовательный проект включает в себя план обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе...
Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...