ОД в старшей группе "Масленка Домашняя"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИ
ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ)
ТЕМА: «Масленка Домашняя»
образовательная область «Художественное творчество»
Подготовил:
воспитатель
Ли Диана Владимировна
Направление: художественное творчество.
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие.
Цель: учить детей мастерить куклу из лоскутков.
Задачи:
Образовательные: учить мастерить куклу-масленку из лоскутков ткани;
продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, народными праздниками, обычаями: масленичные гуляния;
приобщать детей к традиционной культуре России;
активизировать словарный запас дошкольников.
Развивающие: развивать чувство красоты, любознательности, любовь к истокам русской народной культуры;
развивать познавательные способности детей;
развивать мелкую моторику, внимание, воображение, фантазию;
развивать глазомер, самоконтроль, зрительно - моторную координацию;
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народным традициям;
воспитываем аккуратность при работе с тканью;
создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы из ткани
Оборудование и материалы:
Готовая кукла Масленка Домашняя;
Сундучок с лоскутами ткани (светлая ткань для куклы, красная треугольной формы для платочка кукле, цветная квадратной формы для платья, прямоугольная для рук, палочки деревянные, кусочек синтепона, нитки для завязок, красные ленточки) ;
Словарная работа:
Оберег, разноцветная ткань, лоскут, Масленица, чучело.
Предварительная работа:
- разучивание пальчиковой гимнастики «Веселые льдинки»;
- разучивание песен, частушек, обрядовых песен, народных игр “Путаница”, “Плетень”
- игры с куклами;
- знакомство с праздником Масленичные гуляния;
- беседа о Масленичных гуляниях;
- рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»;
- Проект «Удивительные куклы»
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам в гости, давайте с вами знакомиться. Меня зовут Диана Владимировна, а как зовут вас, я вижу на бейджиках. В прошлую нашу встречу я обратила внимание на необычную выставку. (Обращает внимание детей на выставку кукол). Какие интересные и необычные куклы. Что же это за куклы?
Ответы детей (Это куклы обереги.) А что значит оберег?
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю ещё с одной куклой, главной героиней самого яркого, весёлого народного праздника.
Скажите, какой праздник приближается?
Ответы детей
Воспитатель: Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем
А чем же еще славится масленица?
Ответы детей (на масленицу сжигают чучело масленицы, все веселятся, играют, поют заклички весне)
Воспитатель: К вам в гости я пришла не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами, «куклами из волшебного сундучка».
(воспитатель открывает сундучок, достает куклу масленку).
Воспитатель: А знаете, ребята, существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она Масленка Домашняя. Она представляла собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом.
Ее, в отличие от обрядовой куклы, не уничтожали в конце масленичной недели, а наоборот, хранили в красном углу или при входе в дом, так как она считалась мощным оберегом жилища и домашнего очага.
А вы хотите научиться делать куклу Масленку своими руками?
Ответы детей.
Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую. (дети проходят за столы)
Пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленку, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.
( воспитатель выкладывает из сундучка лоскутки и палочки)
А как вы думаете, из чего на Руси делали масленицу?
Ответы детей
Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы: дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия.
А вот соломы и лыка у меня нет! Что же делать?
Версии детей
(подвести к тому, что можно сделать и из лоскутков)
Воспитатель: В основе куклы - крестовина, для того чтобы палочка сохранила всю свою природную силу и передала ее кукле не обязательно убирать у нее сучки
(Воспитатель сопровождает объяснение показом)
Берем две деревянные палочки, длинную для туловища и короткую для рук
Ребята, начнем делать куклу с головы. Ткань, какого цвета нам понадобится?
Ответы детей
Воспитатель: Почему именно белой?
Все эти куклы были безликие. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать. Эти куклы являлись оберегами, как для детей, так и для всего дома.
- Воспитатель изготавливает голову куклы на деревянной палочке ( проговаривая свои действия)
- Для рук и возьмем лоскуток прямоугольной формы.
( Воспитатель изготавливает руки куклы, на деревянной палочке проговаривая свои действия)
- Соединяем туловище и руки куклы и крепко связываем красной ниткой.
- Наряжаем нашу куклу в сарафан и фартук.
Вот какая Масленка Домашняя у меня получилась!
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Весёлые льдинки
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Забралось в сосульки
(Стучат пальчиками по столу.)
Весеннее солнце.
(Поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут
По сосулькам слезинки…
(Сжимают и разжимают кулачки.)
И тают сосульки –
Весёлые льдинки.
(Стучат пальчиками по столу.)
А сейчас давайте с вами повторим последовательность нашей работы
(воспитатель выставляет на доске алгоритм выполнения куклы)
Воспитатель: Дети, возьмите все необходимое для поделки и приступим к работе.
Каждый ребенок выполняет свою куклу, воспитатель помогает
Воспитатель: В последний, прощеный день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания, завязывая ленточки на ручках у куклы. Вы тоже можете загадать желание и завязать ленточку на руке куклы.
Ребята, понравилось ли вам работать в творческой мастерской?
О какой кукле вы сегодня узнали?
А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник.
В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
Спасибо за работу, за старание. А я на память о нашей встрече хочу подарить вам куклу Масленку Домашнюю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Домашние птицы""
· Уточнить представление детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят·...
Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Домашние и дикие животные
Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Домашние и дикие животные...
конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"
Тема: "В гостях у дедушки и бабушки" Программное содержание:Задачи на развитие познавательных способностей:показать детям, какую пользу приносят человеку домашние ...
конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Домашние животные"
Тема: «Домашние животные».Цель: Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных, составлять рассказ – описание. Упражнять в знании геометрических фигур. Закреплять умение сопос...
Конспект НОД в старшей группе "Домашние животные и их детеныши"
Работа по закрнплению пройденного материала по теме....
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные. Звук "С".
Занятие для воспитанников старшей группы, с нарушением речи. Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....
Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.
Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...