"Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"
материал
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей предназначены для музыкальных руководителей, воспитателей, дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_i_korrektsii_rechi_detey.doc | 51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей
(сборник материалов для дефектологов,
музыкальных руководителей
и воспитателей)
■ музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук. Данный раздел представлен в виде адаптированных детских плясок, игр и игровых упражнений с музыкальным сопровождением по развитию общей и мелкой моторики.
■ игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексногохарактера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
■ музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
К каждой игре предложено разноуровневое целеполагание и методические указания, которые помогут педагогам в планировании коррекционно-развивающей работы. Для более удобного использования нотный материал располагается непосредственно за методическим материалом.
I (*) уровень — низкий. Ребенок неэмоционально и не всегда адекватно реагирует на музыку. Часто отказывается от участия в музыкальной деятельности. Не узнает знакомые песни. Без удовольствия слушает музыку, не может адекватно передать характер музыкального произведения. Работа с детьми данного уровня предполагает индивидуальную работу по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
II (**) уровень — средний. Ребенок эмоционально, но не всегда адекватно реагирует на музыкальное звучание. С помощью взрослого передает различный характер музыкального звучания в движении. Узнает знакомую мелодию, песню. Не может правильно воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Неправильно интонирует мелодию, неточно различает тихую и громкую музыку, тембровые свойства звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие и двигательные навыки сформированы недостаточно.
III (***) уровень — выше среднего. Ребенок эмоционально и адекватно реагирует на музыкальное звучание различного характера. Узнает знакомые мелодии с помощью взрослого. Различает двухчастную форму музыкальной пьесы (с помощью взрослого). Воспроизводит хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Чисто интонирует мелодию, подпевая голосу взрослого. Различает с подсказкой тихую и громкую музыку, тембровые свойства музыкальных звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие навыки сформированы недостаточно.
Музыкальные игры можно использовать с детьми разного уровня музыкального развития, выбирая те ее варианты, которые подходят индивидуально ребенку.
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ.
«Кто пищит?»
сл. и муз. Е. Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • активизация слухового внимания. • развитие способности к звукоподражанию; • активизация слухового внимания; • побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте слов. • развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания; • разучивание движений согласно тексту; • подпевание знакомых слов в тексте; • закрепление представлений детей о понятиях тихо, громко. | 1.Кто под стульчиком сидит? Пик-пик-пик! Пик-пик-пик! Кто под стульчиком пищит? Пик-пик-пик! Пик-пик-пик! Припев: Нет, нет не пищит, Он тихонечко сидит. 2. Тихо, тихо, надо ждать. Да, да, да! Да, да, да! Может запищит опять. Да, да, да! Да, да, да! | Дети слушают музыкальный вопрос, который пропевает музыкальный руководитель. Подпевают повторяющиеся звукосочетания. * дети слушают; ** дети подпевают повторяющиеся слова; *** дети поют вместе с педагогом. По окончании песни, педагог игрушкой издает писк и игра повторяется снова. В конце игры педагог зовет детей к себе и, показывая игрушку, предлагает поиграть. |
МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ»
сл. и муз. О.Девочкиной
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
* • побуждение детей к интонированию. ** • развитие певческого интонирования; • побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний, подпеванию окончаний фраз. *** • развитие певческого интонирования; • обучение пению согласованно друг с другом, правильному дыханию. | Гуси кричат: «Га-га-га!» Утки кричат: «Кря-кря-кря!» Козлик кричит: «Ме-ме-ме!» Коровка мычит: «Му-му-му!» Киска поет: «Мяу-мяу-мяу!» Барашек зовет: «Бе-бе-бе!» Цыплята пищат: «Пи-пи-пи!» Лошадки кричат: «И-го-го!» Курочки кудахчут: « Куд ах- тах- тах!» Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» А собачка лает: «Гав-гав-гав!» Дом наш охраняет: «Гав-гав-гав!» | * дети слушают голос взрослого, интонируют на слог «ля»; ** дети слушают музыкальный вопрос и пропевают звукоподражания; *** дети поют всю песню. Придумывают характерные движения. |
«ЧТО У КОГО ВНУТРИ?»
текст О.Ватиетис, движения О.Клезович
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
•* • знакомство детей с различными звукосочетаниями. ** • развитие слухового внимания, способности к звукоподражанию; • обучение детей ритмичному проговариванию звукосочетаний. *** • развитие слухового внимания, воображения, способности к звукоподражанию; • обучение детей придумыванию движений, ритмичному проговариванию слов. | У одуванчиков — взлеталка: «Фу-у-у-у!» У мотоцикла — рычалка: «Трр-трр!» У часов — смешилка: «Ха-ха-ха!» У мышки — пищалка: «Пи-пи-пи». У лошажки — ржалка: «И-го-го». У ветра — задувалка: «У-у-у-у». У каблуков — стучалка: «Тук-тук». У носа — сопелка: «Ф-ф-ф». У ежика — пыхтел ка: « П ых- пых- пых». У телефона — звонилка: « Д иль-диль-диль». А у солнца — светилка: «А-а-а-а». | * дети наблюдают за музыкальным руководителем и слушают; ** дети, подражая, повторяют звукосочетания; *** дети рассказывают стихотворение полностью с помощью взрослого и придумывают движения, соответствующие звукосочетаниям. |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ»
сл. А.Ануфриевой, муз. немецкая народная, движения Т.Сауко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • обучение детей правильному положению платочка в руке и движению с ним под музыку; • коррекция координации движений и мелкой моторики рук. • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • обучение движения с платочком; • коррекция координации и мелкой моторики рук. • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • закрепление движений с платочком; • коррекция координации и мелкой моторики рук. | 1. У кого в руках платочек, тот ко мне пойдет в кружочек. И платочек всем покажет, Весело помашет. Припев: Вот так, вот платок какой, Покружись над головой. 2. Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки. И поднимем выше, выше. И поднимем выше, выше. 3. Сядем тихо мы в кружочек, спрячемся за свой платочек. А потом, а потом всех ребяток мы найдем. 4. Как похожи на цветочки наши яркие платочки. И ребятки наши тоже на цветочки все похожи. | Рекомендуется провести с детьми беседу о платочке, его форме, цвете. Дети берут платочки и выполняют музыкально-ритмические движения: * совместно со взрослым; ** по образцу; ***самостоятельно. Идут друг за другом. Кружатся. Поднимают платочки, держа за уголки. Присаживаются на корточки, прячутся за платочки, которые поддерживают обеими руками. Кладут платочки на голову. |
«МЕДВЕЖАТА»
текст О.Громовой, муз. Т.Прокопенко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости; • обучение ритмическим движениям по показу; • коррекция координации движений, слухового внимания и сосредоточения. • развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости на ритм; • обучение ритмическим движениям по показу; • побуждение к декламированию вместе со взрослым. • развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости на ритм; • закрепление ритмических движений по показу, согласно тексту песни. | Медвежата в чаще жили, Головой они крутили. Вот так, вот так-так, Головой они крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так-так, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так-так, Вперевалочку ходили. А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так, вот так-так, Выше лапы поднимали. | Дети изображают медведя: широко расставляют ноги, носками внутрь, ссутуливаются, сгибают в локтях руки, отводя локти от туловища. Выполняют повороты головой вправо-влево. Выставив одну ногу вперед, вытягивают вперед и руки, выполняют наклоны туловища. Топчутся на месте, переступая с ноги на ногу, как медведи. Кружатся, как медвежата. * дети выполняют движения с помощью взрослого; ** дети выполняют движения и подпевают; *** детям дается возможность проявить творческую активность и самим показать, как выполняют движения медведи. |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИГРЫ
«ПЕНИЕ ПТИЦ»
Польская детская песня, обработка Т.Боровик
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания; • обучение звукоподражанию. • развитие слухового внимания; • побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний и прохлопыванию их ритмического рисунка. • развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания, ритмического чувства; • обучение вышеуказанным движениям, подпевание знакомых слов в тексте, повторющихся звукосочетаний; • коррекция мелкой моторики рук, автоматизация звуков «ж», «к», «р», «ч», «ц», «х» в словах и звукосочетаниях. | 1. Лишь заря на дворе, Утка в дудочку играет, А утята подпевают: «Кря-кря-кря». 2. Прилетел пестрый чиж, Он запел нежней свирели, И ребята присмирели Тишь-тишь-тишь. 3. Соловей лучше всех Разливается, хлопочет, Словно ночью спать не хочет: «Цех-цех-цех». 4. В небе крылья раскрыв, Звонкий жаворонок вьется. Над полями раздается: «Жив-жив-жив». 5. Воробей-озорник На рассвете все летает, Малым детям спать мешает: «Чик-чирик, чик-чирик». | Деревянная коробочка. Маракас. Треугольник. Свистулька. Бубен. * предполагает звукоподражание; ** дети подпевают и прохлопывают ритмический рисунок; *** пропевают и проигрывают ритмический рисунок, играют на музыкальных инструментах. |
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»
разработка Л.Меркуловой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
* • развитие слухового внимания, • способности к звукоподражанию; • обучение ритмичному (усложнение ритма по усмотрению музыкального руководителя с каждым уровнем) отстукиванию и проговаривариванию знакомых слов в тексте; • разучивание разных ритмических рисунков; • коррекция мелкой моторики рук. Оснащение: искусственные елки, березки, дятел, заяц, деревянные палочки, металлофон. | 1.Пойдем по дорожке прямой. Вы, дети, идите за мной. Слышите, дятел стучит о сучок: Тук-тук, тук-тук, И мы повторим этот звук. 2.Сейчас по тропинке свернули направо, Увидели зайца — он прыгнул в канаву. А ножки стучат: Туки-туки-туки-тук. Повторим, дети, этот звук. 3. Вот вышли из леса кругом тишина, Только стучат два веселых бобра: Тук-тук да тук, тук-тук да тук. Повторим, дети, этот звук. 4. Вот и выбрались мы из леса. А теперь я с вами прощаюсь, меня ждут в лесу. | Дети приглашаются в зал — они гуляют по лесу. Воспитатель говорит, что они заблудились. Все кричат: «Ау!». Появляется волшебница и обещает вывести детей из леса. Идут, размеренно ударяя ногами об пол. Игра на палочках. Игра на ложках. Игра на палочках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"
Буклет в помощь педагогу "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей" (сборник материалов для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей)...
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у детей дошкольного возраста.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ладау детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения для развития и коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Найди отличия» Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость)....
«Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи дошкольников» (с текстами песен и нотами)
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОО города Смоленска Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию музыкально-речевых игр и упражнений...
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи для совместной деятельности с родителями....